Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по географии
Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по географии
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. При этом реализация деятельностного подхода порождает потребность в новых образовательных ресурсах как на традиционных «бумажных», так и на цифровых носителях, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного на исполнительскую деятельность, к формированию личности, умеющей принимать обоснованные решения, владеющей приемами творческой деятельности.
В настоящее время можно выделить три большие группы цифровых образовательных ресурсов – информационные источники, информационные инструменты и учебно-методические комплексы.
К информационным источникам относятся информационные объекты (изображения, видео- и аудиозаписи, тексты, модели, созданные в виртуальных лабораториях), а также существующие между ними связи и стандартизованные описания этих объектов и связей между ними. Отдельный информационный источник может иметь сложную структуру, например, может быть собранием более простых источников (картинная галерея) или структурирован в соответствии с учебными задачами (выделение цитат в тексте художественного произведения, персонажей на групповой фотографии).
К информационным инструментам относятся:
– общепользовательские информационные инструменты (стандартный пакет офисных приложений, включающий редакторы текстов, таблиц, деловой графики, ежедневник и др.);
– предметно-ориентированные инструменты, не являющиеся профессиональными (например, виртуальные лаборатории естественно-математического цикла);
– инструменты организации учебного процесса – общепедагогические инструменты, реализующие общие образовательные технологии, не специфические для отдельных предметов (например, инструмент сборки цифровых учебных модулей или инструмент создания тестов), в том числе инструменты организации учебного процесса.
Учебно-методические комплексы рассматриваются как сложные структуры, которые включают в себя:
– цифровые информационные источники;
– цифровые информационные инструменты;
– систему организации учебного процесса, включая методические указания по использованию комплекса (например, формулировки исследовательских заданий и методические рекомендации по их выполнению с использованием предлагаемых источников и инструментов и внешнего материала, или поурочное планирование и тестовые задания и т. д.), в том числе цифровые компоненты такой системы;
– нецифровые, прежде всего бумажные учебные пособия, в частности – учебник;
– информацию о необходимом цифровом и нецифровом учебном оборудовании.
Важнейшими чертами современного учебно-методического комплекса являются:
– опора на широкий спектр цифровых информационных источников (в том числе и таких, которые дополняют существующий федеральный компонент государственного стандарта общего и высшего образования);
– содержащиеся в нем возможности для интенсивного использования учащимися цифровых информационных инструментов для самостоятельного поиска, анализа, отбора, оценки, организации информации, для организации индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе исследовательской, проектной;
– целостный межпредметный подход к организации учебного материала и учебной деятельности, использование и акцентирование значимых для процесса обучения связей между объектами, процессами и понятиями различных отраслей знания и школьных дисциплин;
– система организации учебного процесса и оценки его результатов, не сводящаяся к запоминанию и формированию репродуктивных навыков (задания с выбором ответа и т. д.), а формирующая креативность, общеучебные и общеинтеллектуальные навыки высокого порядка, предметные и универсальные способы учебных действий.
Одним из цифровых информационных источников является «Мультимедийное картографическое наглядное пособие» - издательства "Дрофа" (в коллекции – 62 интерактивные карты). Данное картографические наглядное пособие разработано при участии методистов Учебно-методической лаборатории географии Московского института открытого образования и вполне может быть использовано на лекционных и практических занятиях по курсу «Землеведение и краеведение» на педагогическом факультете.
При работе с интерактивными картами можно выделить три основных вида работы:
1) работа со слоями карты;
2) работа с дополнительным материалом;
3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты. Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном занятии (например, на занятии, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов студентов и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Работа с дополнительным материалом. Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на занятии. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
Использование дополнительных возможностей программы. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на занятии, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед студентами задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
Все картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на занятиях по курсу «Землеведение и краеведение». Есть карты, которые используются на нескольких занятиях при изучении какой-то темы, есть и такие карты, которые нужны только на одном занятии. К наиболее часто используемым картам, без сомнения, относится физическая карта мира.
При изучении рельефа студентам можно дать выполнить задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры.
Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить студентам назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.
Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральских и Скандинавских с Гималаями и Кордильерами.
При изучении климата материков есть возможность графически показывать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).
При изучении гидросферы суши можно:
- не выводить на экран названия объектов гидросферы, предложив студентам подписать их;
- не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект (реку, озеро и т. д.). (Следует отметить, что необходимо заранее подобрать такие примеры водных объектов суши, чтобы задание имело смысл, ведь ученик должен догадаться о возможном местоположении долины реки, котловины озера по окружающему рельефу.);
- дать задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при выключенном слое с рельефом);
- сравнить характер течения горных и равнинных рек путем анализа фотографий системы Миссисипи на разных участках.
Использование в учебном процессе интерактивных карт выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе, предоставляя широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по географии »
Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по
географии
учитель географии
МБОУ СОШ №42
Евсюкова В.Н.
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. При этом реализация деятельностного подхода порождает потребность в новых образовательных ресурсах как на традиционных «бумажных», так и на цифровых носителях, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного на исполнительскую деятельность, к формированию личности, умеющей принимать обоснованные решения, владеющей приемами творческой деятельности.
В настоящее время можно выделить три большие группы цифровых образовательных ресурсов – информационные источники, информационные инструменты и учебно-методические комплексы.
К информационным источникам относятся информационные объекты (изображения, видео- и аудиозаписи, тексты, модели, созданные в виртуальных лабораториях), а также существующие между ними связи и стандартизованные описания этих объектов и связей между ними. Отдельный информационный источник может иметь сложную структуру, например, может быть собранием более простых источников (картинная галерея) или структурирован в соответствии с учебными задачами (выделение цитат в тексте художественного произведения, персонажей на групповой фотографии).
К информационным инструментам относятся:
– общепользовательские информационные инструменты (стандартный пакет офисных приложений, включающий редакторы текстов, таблиц, деловой графики, ежедневник и др.);
– предметно-ориентированные инструменты, не являющиеся профессиональными (например, виртуальные лаборатории естественно-математического цикла);
– инструменты организации учебного процесса – общепедагогические инструменты, реализующие общие образовательные технологии, не специфические для отдельных предметов (например, инструмент сборки цифровых учебных модулей или инструмент создания тестов), в том числе инструменты организации учебного процесса.
Учебно-методические комплексы рассматриваются как сложные структуры, которые включают в себя:
– цифровые информационные источники;
– цифровые информационные инструменты;
– систему организации учебного процесса, включая методические указания по использованию комплекса (например, формулировки исследовательских заданий и методические рекомендации по их выполнению с использованием предлагаемых источников и инструментов и внешнего материала, или поурочное планирование и тестовые задания и т. д.), в том числе цифровые компоненты такой системы;
– нецифровые, прежде всего бумажные учебные пособия, в частности – учебник;
– информацию о необходимом цифровом и нецифровом учебном оборудовании.
Важнейшими чертами современного учебно-методического комплекса являются:
– опора на широкий спектр цифровых информационных источников (в том числе и таких, которые дополняют существующий федеральный компонент государственного стандарта общего и высшего образования);
– содержащиеся в нем возможности для интенсивного использования учащимися цифровых информационных инструментов для самостоятельного поиска, анализа, отбора, оценки, организации информации, для организации индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе исследовательской, проектной;
– целостный межпредметный подход к организации учебного материала и учебной деятельности, использование и акцентирование значимых для процесса обучения связей между объектами, процессами и понятиями различных отраслей знания и школьных дисциплин;
– система организации учебного процесса и оценки его результатов, не сводящаяся к запоминанию и формированию репродуктивных навыков (задания с выбором ответа и т. д.), а формирующая креативность, общеучебные и общеинтеллектуальные навыки высокого порядка, предметные и универсальные способы учебных действий.
Одним из цифровых информационных источников является «Мультимедийное картографическое наглядное пособие» - издательства "Дрофа" (в коллекции – 62 интерактивные карты). Данное картографические наглядное пособие разработано при участии методистов Учебно-методической лаборатории географии Московского института открытого образования и вполне может быть использовано на лекционных и практических занятиях по курсу «Землеведение и краеведение» на педагогическом факультете.
При работе с интерактивными картами можно выделить три основных вида работы:
1) работа со слоями карты;
2) работа с дополнительным материалом;
3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты. Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном занятии (например, на занятии, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов студентов и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты. Работа с дополнительным материалом. Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на занятии. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
Использование дополнительных возможностей программы. Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на занятии, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед студентами задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
Все картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на занятиях по курсу «Землеведение и краеведение». Есть карты, которые используются на нескольких занятиях при изучении какой-то темы, есть и такие карты, которые нужны только на одном занятии. К наиболее часто используемым картам, без сомнения, относится физическая карта мира.
При изучении рельефа студентам можно дать выполнить задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры.
Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить студентам назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.
Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральских и Скандинавских с Гималаями и Кордильерами.
При изучении климата материков есть возможность графически показывать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).
При изучении гидросферы суши можно:
- не выводить на экран названия объектов гидросферы, предложив студентам подписать их;
- не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект (реку, озеро и т. д.). (Следует отметить, что необходимо заранее подобрать такие примеры водных объектов суши, чтобы задание имело смысл, ведь ученик должен догадаться о возможном местоположении долины реки, котловины озера по окружающему рельефу.);
- дать задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при выключенном слое с рельефом);
- сравнить характер течения горных и равнинных рек путем анализа фотографий системы Миссисипи на разных участках.
Использование в учебном процессе интерактивных карт выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе, предоставляя широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию.
Литература и источники:
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Логинова О., Муранов А. Цифровые ресурсы: анализ потребностей общего образования. – http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/1449.html.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2010.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.,1994.
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841