Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующихзадач:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. География. 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Салихова Р.Н.
Протокол № ___ от «__»
__________________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ«Верхнешипкинская СОШ»
Низамиева М.Г.
«__»________________2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Ишматов А.Х.
Приказ № ___ от «__»_________________201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету
ГЕОГРАФИЯ
9 класс
на 2015/2016учебный год
Салиховой РанииНаиловны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________201г
ВерхниеШипки, 2016
Пояснительная записка
. Статусдокумента
-Федеральный компонент государственного образовательногостандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089
- примерная программа по биологии,созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Основная образовательная программа МБОУ «ВерхнешипкинскаяСОШ»Заинского муниципального района РТ.
-Базисный учебный план на 2015-2016 год МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Срокреализациипрограммы 1 год..
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующихзадач:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 8 часов . Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Оценочные практические работы
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Определение по картам географического положения Татарстана.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Татарстана.
Оценить экологическую ситуацию в Татарстане и предложить пути решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.
Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и се отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины, порождающие миграции. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения, факторы, их определяющие.
Практические работы.2. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Особенности развития хозяйства России. Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства: особенности.
Первичный сектор экономики. Состав и особенности отраслей первичного сектора. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России: оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Вторичный сектор экономики. Состав вторичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Толивно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав ТЭКа, его место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводом.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение.Состав машиностроения, его мест и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятии. География науко-. трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия.Состав металлургии, ее место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия; факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья. География важнейших отраслей. Продовольственная проблема в России.
Легкая промышленность. Состав легкой промышленности, ее место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Состав третичного сектора и особенности входящих в пего отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль всовременномобществе. Географии жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства России.
Практические работы. 3. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.4.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов но картам и статистическим материалам. 5 . Определение по картам основных районов выращивании зерновых и технических культур, главных районов животноводства
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. экологическое и др.
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы.6. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 7. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Место России среди стран мира. География государств новою зарубежья, оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследии в России.
ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ (КРАЯ, ОБЛАСТИ)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
Практические работы8. Определение качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
Количество
часов
Практические
работы
ОСОБЕННОСТИГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
4
1
НАСЕЛЕНИЕРОССИИ
6
1
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
23
3
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ
17
2
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
4
ГЕОГРАФИЯ РТ
16
1
Всего уроков
68
8
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения географии в 9 классе ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Устный ответ
ОЦЕНКА «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.
ОЦЕНКА «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
ОЦЕНКА «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
ОЦЕНКА «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Работа с картой и другими источниками географических знаний
ОЦЕНКА «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
ОЦЕНКА «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
ОЦЕНКА «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.
ОЦЕНКА «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Наблюдения в природе и на производстве
ОЦЕНКА «5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
ОЦЕНКА «4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
ОЦЕНКА «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
ОЦЕНКА «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Выполнение практической работы
Уровни развития умений
Форма проявления
Показатели сформированности умений выполнять практическую работу
ОЦЕНКА «5»
Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида работы.
Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок.
ОЦЕНКА «4»
Неполнота выполнения и оформления работы.
Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы.
ОЦЕНКА «3»
Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении.
Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы.
ОЦЕНКА «2»
Отсутствие практических умений проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается.
Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без пом
Календарно –тематическое планирование
№
Тема урока
Кол – во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Практические работы
Дата проведения
план
факт
Раздел I. Политико – государственное устройство на территорииРоссии( 14 часов )
Тема: Геополитическое положение России (3 часа )
1
Введение Что изучает экономическая география России
1
Актуализации
ИНМ
практикум
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте географические объекты
3.09
2
Российская Федерация. Географическое положение России. ЭГП и транспортно –
географическое положение
1
5.09
3
Политико – административное устройство России
1
10.09
Тема: Население России ( 7 часов )
4
Население России. Человеческий потенциал страны. История заселения и освоения территории России
1
Изучение нового материала
Урок-Семинар
Изучение нового материала
обобщение
Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населённых пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент естественного прироста.
12.09
5
Численность населения России, естественное движение населения.
1
17.09
6
Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России
Национальный состав России
1
19.09
7
Миграция населения
1
24.09
8
Городское и сельское население. Основная полоса расселения
1
26.09
9
Роль крупнейших городов в жизни страны.
1
1.10
10
Итоговый урок по теме: «Население России»
1
3.10
Тема: Экономика Российской Федерации ( 3 часа )
11
География основных типов экономики на территории России
1
Изучение нового материала
Урок актуализации знаний и умений
Лекция
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирование хозяйства. Доля Росси в ресурсах СССР. Особенности экономических систем
8.10
12
Проблемы природно – ресурсной основы экономики России
1
10.10
13
Социально-экономические реформы России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы
развития России.
1
15.10
Раздел II. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 23 часа )
14
Важнейшие межотраслевые комплексы России .Научный комплекс
1
Лекция с элементами беседы
Знать: особенности комплекса
17.10
15
Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития
1
Лекция с элементами практической работы
Изучение нового материала
Лекция
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей, природно – хозяйственных зон России.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повсеместной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
22.10
16
Факторы размещения отраслей машиностроения
1
Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам
24.10
17
География машиностроения
1
29.10
18
Производственный потенциал: география военно-промышленного комплекса, географические проблемы и перспективы развития.
1
31.10
19
Производственный потенциал: география ТЭК, географические проблемы и перспективы развития
1
Урок изучения нового материала
Лекция с элементами практической работы
12.11
20
Производственный потенциал: география топливной промышленности, географические проблемы и перспективы развития
1
Составление характеристики Кузнецкого угольного бассейна по картам и статистическим материалам
14.11
21
Производственный потенциал: география электроэнергетики, географические проблемы и перспективы развития
1
19.11
22
Комплекс, производящих конструкционные материалы
1
Комбинированный
Урок изучения нового материала
Лекция
Урок изучения нового материала
21.11
23
Производственный потенциал: география металлургического комплекса, географические проблемы и перспективы развития
1
26.11
24
Чёрная металлургия. Главные проблемы и перспективы развития.
1
28.11
25
Цветная металлургия. Главные проблемы и перспективы развития.
1
3.12
26
Производственный потенциал: география химической промышленности, географические проблемы и перспективы развития
1
5.12
27
Факторы размещения химических предприятий
1
10.12
28
Производственный потенциал: география лесной промышленности, географические проблемы и перспективы развития.
1
12.12
29
Состав и значение АПК
1
Лекция
Актуализация знаний
17.12
30
Земледелие и животноводство
1
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
19.12
31
Производственный потенциал: география пищевой и легкой промышленности, географические проблемы и перспективы развития.
1
24.12
32
Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса.
1
лекция
26.12
33
Железнодорожный и автомобильный транспорт
1
14.01
34
Водный и другие виды транспорта
1
16.01
35
Связь. Сфера обслуживания. Проблемы и перспективы развития.
1
21.01
36
Итоговый урок по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
1
обобщение
23.01
37
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона
1
ИНМ
28.01
Тема: Западный макрорегион – Европейская часть России ( 15 часов )
38
Общая характеристика Экономика и ее территориальная структура, хозяйственный потенциал Центральной России
1
Урок – путешествие
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов России.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптация человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
30.01
39
Центральная Россия: ЭГП, население и главные черты хозяйства.трудовые ресурсы
1
Комбинированный
Практикум
Практикум
Урок актуализации умений и знаний
Урок изучения нового материала
Урок актуализации знаний.
Урок актуализации знаний.
Лекция с элем.беседы
Обобщить и систематизировать знания и умения
4..02
40
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
1
6.02
41
Географические особенности областей Центрального района Узловые районы Центральной России
1
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт - Петербурга
11.02
42
Обобщение
1
13.02
43
Географические особенности Европейского Севера, географическое положение, природный, человеческий
потенциал.
18.02
44
Хозяйство Европейского Севера.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере Волго – Вятского района
20.02
45
Географические особенности Северного Кавказа, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
25.02
46
Географические особенности Поволжья, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
1
27.02
47
Географические особенности Урала, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
1
3.03
48
Географические особенности Западной Сибири, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
1
5.03
49
Географические особенности Восточной Сибири, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал
1
10.03
50
Географические особенности Дальнего Востока, географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал
1
12.03
51
Практическая работа Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
1
17.03
52
Практическая работа:Оценка экологической ситуации в разных регионах России
1
19.03
53
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России.
1
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
31.03
54
Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
1
2.04
55
Урок обобщения:Западный макрорегион.
1
7.04
ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ (КРАЯ, ОБЛАСТИ)
56
География Республики Татарстан. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
1
Изучение нового материала
Комбинированный
Урок актуализации умений и знаний
ИНМ
Лекция с элем.беседы
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов России.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптация человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
9.04
57
Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства
1
Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека
14.04
59
Характеристика внутренних различий районов и городов
1
Составление характеристики Норильского промышленного узла
16.04
60
География промышленности. Топливно – энергетический комплекс Республики Татарстан.
1
21.04
61
Обрабатывающая промышленность Республики Татарстан.
1
Объяснение размещений крупных ТПК, установление причин, установления причин уровня сформированности
23.04
62
Экономика Республики Татарстан
1
Комбинированный урок
Лекция с элем. Беседы
комбинированный
актуализация знаний
Знать: особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Определение по картам географического положения Татарстана
28.04
63
Агропромышленный комплекс Республики Татарстан. Транспорт, связь.
1
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Татарстана
30.05
64
Экономические районы Республики Татарстан. Заволжье.Приволжье
1
5.05
65
Экономические районы Республики Татарстан. Закамье и Прикамье Юго-Восток. .Северо– Восток
1
7.05
66
Достопримечательности. Топонимика Республики Татарстан
1
12.05
67
Обобщение по экономической географии Республики Татарстан
1
14.05
68
Экономика Заинского района
1
Оценить экологическую ситуацию в Татарстане и предложить пути решения экологических проблем
19.05
68
Урок обобщение по курсу 9 класса
1
21.05
Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:
Дополнительная литература:
4.Евдокимов В.И. Тесты по географии России. 8-9 класс.-М «Экзамен» 2009.
5. Интернет – ресурсы.
6. Мультимедийные обучающие программы:
География 9 класс. Экономика и население России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.