Просмотр содержимого документа
«Представления древних народов Земли о Вселенной»
Тема: «Представления древних народов Земли о Вселенной»
Цели:
- давать определение понятию «Вселенная»;
- воспроизводить особенности представлений древних индийцев, вавилонян, жителей побережья океана о вселенной;
- объяснять зависимость представлений об устройстве Вселенной от природных условий, в которых жили древние народы.
Оборудование: цветные карандаши, листы формата А2, мультимедиа оборудование, карточки с тестами, карточки для экспертов, карточки для подгрупп (описание природы).
Тип урока: изучение нового (моделирования и преобразования модели).
Ход урока:
1. Постановка целей и задач, подготовка к восприятию (целеполагание).
1) «У»: Сейчас я прочитаю стихотворение, попробуйте определить, о чем оно:
Как заманчиво стать астрономом
Со Вселенною (слово пропущено) близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно –
«Изучайте глубины Вселенной (слово пропущено)»!
«?» Предположите, о чем это стихотворение? (О Вселенной).
«?» Как вы понимаете, что такое Вселенная? (Это весь мир).
«У»: Итак, как вы уже поняли, говорить сегодня мы будем о… Вселенной.
«?» А можете ли вы назвать составные части Вселенной? (называют).
«?» Из каких источников вы почерпнули такую информацию?
«У»: Верно. В век научно-технического прогресса в распоряжении людей оказалось много возможностей для изучения Вселенной. А древние люди? Могли ли быть их представления о Вселенной похожими на наши?
«?» Предположите, от чего могли зависеть их представления о Вселенной? (От условий, в которых они жили).
«У»: Интересно ли вам узнать, как формировались представления древних об окружающем мире? (Да).
«У»: Тогда давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (формулируем и записываем на доске и в тетрадях).
«У»: Исходя из темы урока, попробуйте предположить, какие цели мы сегодня можем перед собой поставить? (формулируем цели урока).
Класс делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает данные с описанием природы определенной местности.
За отдельным столом находятся эксперты (3 человека). Задача: сопоставить представленные модели Вселенной с существующими моделями.
1) «У»: У вас на столах имеются данные с описанием природы местности. Представьте, что вы являетесь древними жителями нашей планеты, проживающими на этой территории. У вас нет точных инструментов, приборов, спутников. Опираясь на имеющиеся данные, постройте модель Вселенной, выполните ее рисунок и подготовьте защиту (7 минут).
Работа с презентацией.
2) Защита моделей (подгруппы). Сопоставление с готовыми моделями Вселенной (эксперты). Выводы о сходстве и различии. Оценивание (отзывы).
3) «У» Какой вывод можно сделать? (Представления об устройстве Вселенной у древних народов складывались в зависимости от природных условий, в которых они проживали).
4) У вас на столах в синих конвертах находятся тесты. Попробуйте их решить.
3. Итог урока. Рефлексия.
Всё,- сказал я твёрдо дома, - Буду только астрономом! Необыкновенная Вокруг Земли Вселенная!