Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе"
Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе"
Цель урока : Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России, определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснить понятия: «Режим реки», «Питание реки», «Половодье», «Паводок». «Пороги», « Водопады»; описывать ГП по план.
Образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику: Речная система. Режимы реки. Реки равнинные и горны.
Методы и формы обучения. Методы: наглядный, частично-поисковой, практический, контроля.
Формы: индивидуальное, фронтальное.
Основные понятия: Речная долина,исток, устье, длина реки, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы.
Планируемый результат:
< >Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.
Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водораздел ; объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждение проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняет учебную задачу.
Личностные УУД:Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины спешности / неуспешности учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе" »
Тема урока: «Реки, как часть мирового круговорота воды в природе»
Цель урока : Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России , определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснить понятия: «Режим реки», «Питание реки» , «Половодье», «Паводок». «Пороги», « Водопады»; описывать ГП по план.
Образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику: Речная система. Режимы реки. Реки равнинные и горны .
Методы и формы обучения. Методы: наглядный, частично-поисковой, практический, контроля.
Формы: индивидуальное, фронтальное.
Основные понятия: Речная долина ,исток, устье, длина реки, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы.
Планируемый результат:
Предметные:
Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.
Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водораздел ; объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждение проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняет учебную задачу.
Личностные УУД: Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины спешности / неуспешности учебной деятельности .
Ход урока:
На предыдущем уроке мы говорили с вами о подземных водах
Что называется подземной водой?
Какие условия необходимы для ее образования?(атмосферные осадки и способность горных пород, слагающих эту поверхность пропускать воду).
Благодаря чему вода попадает в земную кору? (поры).
Что называется порами(трещинами)?
Что называется грунтовой водой?( воду ,находящуюся в водоносном слое, не прикрытым сверху водоупорными породами)
Как можно наблюдать изменения уровня грунтовых вод?(в колодцах)
Как поступает вода в школьное здание?( из водоупорного слоя. Пробурена скважина 78 метров)
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы поговорим о поверхностных водах, о реках.
Рек в России 200тыс. больших и малых из них по территории Брянской области протекает 2880 рек. Они словно голубой паутиной покрывают нашу большую малую Родину.
Давайте помотрим откуда же эти реки вытекают ( рассматриваем схемы речной системы на доске).
Одна из болота,другая река из озера, третья из родника, четветрая из ледников на вершинах гор ( ее питание талые воды горных ледников ).
Послушайте, как оисывает исток Волги Ю.Полюзов( зачитываем уч-к).
Место,где река берет свое начало- исток .( записываем в словарики).
Кто из вас в природе видел исток реки? Как он выглядит? Какой реки?
Словарная работа. Исток(корень,однокоренной глагол.) исток – откуда река истекает.
Начало р. Волги- маленький без труда перешагиваемый ручеёк.
Начало р.Ангары- могучий поток ,вытекающий из оз.Байкал( работа с картой).
Текут реки сотни километров и где-то впадают в море (Десна) ,озеро( Амударья), в другую реку.
Место впадения называется устьем ( записываем в словарь).
Зарисовать в тетрадь схему речной системы, аналогичная той, которая изображена на доске.
Выяснить:что называется рекой?
Река- поток воды, текущий в углублении, называемый руслом.
Русло- находится на дне более широкого углубления в рельефе, называемой речной долиной.
Работа с учебником стр.88, рис.58.
Задание. Найдите на карте примеры истоков и устьев рек Енисей,Десна,Лена.
Работа с физ.картой России.
Учитель показывает реку Волгу ( исток,устье, притоки, куда впадает).
Определить ее правый и левый приток (Правый Ока , левый –Кама)
Главная река , со всеми ее притоками, образует речную систему.
Выпадает ли дождь в р-оне Перми, Ярославля, саратова или Астрахани- все равно часть воды попадает а Волгу.
Мы говорим часть, потому что какое-то кол-во воды просачивается в землю, какое-то испаряется.
Местность , с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется речным бассейном реки.
Назвать реку , которая собирает воду с огромной Западно-Сибирской равнины. Ее координаты,исток.
С Амазонской низменности – ее координаты.
Работа с контурными картами . Обозначить на к/к системы: Волги, Амазонки.
На территории Брянской области насчитыватся 2880 рек. Назовем некоторые из них ( Десна, Навля, Ипуть, Балва, Беседь…)
Большая часть рек нашей области впадает в Десну и другие притоки Днепра, остальные впадают в Оку, приток Волги. Десна- берет начало на Смоленщине, преодолев расстояние 1187 км., впадает в Днепр, в 6 км. от Киева.
По Десне И. Швец.
Наша лодка- моторка
Мчится вниз по Десне
По любимому краю
По родной стороне
Слева- лес, да озёра,
Да цветы на лугах
Справа- села да сёла
На крутых берегах
Слева сено с греболот
И везут на паром
Справа- море ржаное
И комбайн на нём
Позади- плотогоны
Впереди- ребятня
И шалит, и купает
Вороного коня.
Работа с картой на стенде и атласами Брянской области.
Задание. В стихотворение найдите реки, которые протекают на территории Бранской области ( Ветьма, Снежеть, Навля, Нерусса, Ревна, Десна)
Стихотворение « Я люблю наши реки».
Я люблю наши реки
Не сама ли Россия
Им дарила на веки
Имена дорогие.
Говорил я с Ветьмою
- Где ты имя достала?
- Я – Ведь мою-
Ветви ив,краснотала
У меня есть сестренки
НЕ печали, не злости
Угостить шустрой девчонкой
Пробирается в гости
Вдоль её Россияне
Проходили без страха
В стольный Вщиж осеянный
«Там оружие и брага»
А за лесью сквозною
Катит мягкую свежесть
Неподвластная зною
Родниковая Снежеть
В чащах Навли сиянье
-Почему стала Навлею?
- Много впало дубов неё
Навля славится навалью
Реки, русские милые!
Каждой имя счастливое
То Нерусса не русая
То Ревна- знать ревнивая
Льются радостью звонкой,
Ивняки огибая,
Да, скорей в ту сторонку,
Где Десна голубая
Ой, Десна!Ты чудесна ,
« Чу» в пути потерялась
Остальное, как песня
Нам навеки досталась.
Нам такое досталось
Что веками слагалась
Нам такое досталось
Что другими лишь мечталось
Показать на карте реки о которых говорилось в стихотворении (Ветьма, Угость , Снежеть , Навля , Нерусса , Ревна, Десна )
На территории Росси большое количество речных бассейнов, которые друг о друга отделены незначительными , едва заметными повышениями или иногда горами . Границу между бассейнами рек называют водоразделами .
Уральские горы ( с восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки , с западного склона вода поступает в притоки Волги и некоторых других рек, текущих в Северно-Ледовитый океан ) по этому можно сказать ,что водоразделом рек Волга и Обь являются Уральские горы .
Вы уже знаете , что количество воды в реке не бывает одинаковым в течение всего года . Река Волга зимой имеет исключительно подземное питание , весной главным источником воды служит талые снеговые воды , летом- дождевые и подземные . Разливается Волга весной , выходя из берегов , затопляет пойму , а летом милеет .
А вот Амур разливается летом. ( Показ рек на карте). Дело в том, что в бассейне реки в летнее время выпадают обильные дожди.
Реки Амазонка и Конго ( Заир) многоводные в течение всего года, т.к в их бассейнах весь год выпадает большое кол-во осадков.
Как и Амур , река Амурадья очень полноводной бывает летом, но по другой причине. Объясняется это тем, что питаются они главным образом талыми ледниковыми водами, а в горах, с которых берут начало эти реки, как раз летом происходит бурное таянье ледников.