kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России, определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснить понятия: «Режим реки», «Питание реки», «Половодье», «Паводок». «Пороги», « Водопады»; описывать ГП по план.

Образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику: Речная система. Режимы реки. Реки равнинные и горны.

Методы и формы обучения. Методы: наглядный, частично-поисковой, практический, контроля.

Формы: индивидуальное, фронтальное.

Основные понятия: Речная долина,исток, устье, длина реки, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы.

                         Планируемый результат:

  1. < >Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

    Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водораздел ;  объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану.

    1. Метапредметные УУД:

    Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждение проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняет учебную задачу.

    1. Личностные УУД:Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины спешности / неуспешности учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе" »

Тема урока: «Реки, как часть мирового круговорота воды в природе»

Цель урока : Способствовать формированию представлений об особенностях равнинных и горных рек; создать условия для формирования умений называть и показывать на карте крупные реки мира и России , определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водоразделы; объяснить понятия: «Режим реки», «Питание реки» , «Половодье», «Паводок». «Пороги», « Водопады»; описывать ГП по план.

Образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику: Речная система. Режимы реки. Реки равнинные и горны .

Методы и формы обучения. Методы: наглядный, частично-поисковой, практический, контроля.

Формы: индивидуальное, фронтальное.

Основные понятия: Речная долина ,исток, устье, длина реки, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, терраса, пороги, водопады, каналы.

Планируемый результат:

  1. Предметные:

Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны и речные системы, водораздел ; объяснять понятия режим реки, питание реки, половодье, паводок, пороги, водопады; описывать ГП реки по плану.

  1. Метапредметные УУД:

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждение проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняет учебную задачу.

  1. Личностные УУД: Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины спешности / неуспешности учебной деятельности .



Ход урока:

На предыдущем уроке мы говорили с вами о подземных водах

  1. Что называется подземной водой?

  2. Какие условия необходимы для ее образования?(атмосферные осадки и способность горных пород, слагающих эту поверхность пропускать воду).

  3. Благодаря чему вода попадает в земную кору? (поры).

  4. Что называется порами(трещинами)?

  5. Что называется грунтовой водой?( воду ,находящуюся в водоносном слое, не прикрытым сверху водоупорными породами)

  6. Как можно наблюдать изменения уровня грунтовых вод?(в колодцах)

  7. Как поступает вода в школьное здание?( из водоупорного слоя. Пробурена скважина 78 метров)

Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы поговорим о поверхностных водах, о реках.

Рек в России 200тыс. больших и малых из них по территории Брянской области протекает 2880 рек. Они словно голубой паутиной покрывают нашу большую малую Родину.

Давайте помотрим откуда же эти реки вытекают ( рассматриваем схемы речной системы на доске).

Одна из болота,другая река из озера, третья из родника, четветрая из ледников на вершинах гор ( ее питание талые воды горных ледников ).

Послушайте, как оисывает исток Волги Ю.Полюзов( зачитываем уч-к).

Место,где река берет свое начало- исток .( записываем в словарики).

Кто из вас в природе видел исток реки? Как он выглядит? Какой реки?

Словарная работа. Исток(корень,однокоренной глагол.) исток – откуда река истекает.

Начало р. Волги- маленький без труда перешагиваемый ручеёк.

Начало р.Ангары- могучий поток ,вытекающий из оз.Байкал( работа с картой).

Текут реки сотни километров и где-то впадают в море (Десна) ,озеро( Амударья), в другую реку.

Место впадения называется устьем ( записываем в словарь).

Зарисовать в тетрадь схему речной системы, аналогичная той, которая изображена на доске.

Выяснить:что называется рекой?

Река- поток воды, текущий в углублении, называемый руслом.

Русло- находится на дне более широкого углубления в рельефе, называемой речной долиной.

Работа с учебником стр.88, рис.58.

Задание. Найдите на карте примеры истоков и устьев рек Енисей,Десна,Лена.

Работа с физ.картой России.

Учитель показывает реку Волгу ( исток,устье, притоки, куда впадает).

Определить ее правый и левый приток (Правый Ока , левый –Кама)

Главная река , со всеми ее притоками, образует речную систему.

Выпадает ли дождь в р-оне Перми, Ярославля, саратова или Астрахани- все равно часть воды попадает а Волгу.

Мы говорим часть, потому что какое-то кол-во воды просачивается в землю, какое-то испаряется.

Местность , с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется речным бассейном реки.

  1. Назвать реку , которая собирает воду с огромной Западно-Сибирской равнины. Ее координаты,исток.

  2. С Амазонской низменности – ее координаты.

Работа с контурными картами . Обозначить на к/к системы: Волги, Амазонки.

На территории Брянской области насчитыватся 2880 рек. Назовем некоторые из них ( Десна, Навля, Ипуть, Балва, Беседь…)

Большая часть рек нашей области впадает в Десну и другие притоки Днепра, остальные впадают в Оку, приток Волги. Десна- берет начало на Смоленщине, преодолев расстояние 1187 км., впадает в Днепр, в 6 км. от Киева.

По Десне И. Швец.

Наша лодка- моторка

Мчится вниз по Десне

По любимому краю

По родной стороне

Слева- лес, да озёра,

Да цветы на лугах

Справа- села да сёла

На крутых берегах

Слева сено с греболот

И везут на паром

Справа- море ржаное

И комбайн на нём

Позади- плотогоны

Впереди- ребятня

И шалит, и купает

Вороного коня.

Работа с картой на стенде и атласами Брянской области.

Задание. В стихотворение найдите реки, которые протекают на территории Бранской области ( Ветьма, Снежеть, Навля, Нерусса, Ревна, Десна)

Стихотворение « Я люблю наши реки».

  1. Я люблю наши реки

Не сама ли Россия

Им дарила на веки

Имена дорогие.

  1. Говорил я с Ветьмою

- Где ты имя достала?

- Я – Ведь мою-

Ветви ив,краснотала

  1. У меня есть сестренки

НЕ печали, не злости

Угостить шустрой девчонкой

Пробирается в гости

  1. Вдоль её Россияне

Проходили без страха

В стольный Вщиж осеянный

«Там оружие и брага»

  1. А за лесью сквозною

Катит мягкую свежесть

Неподвластная зною

Родниковая Снежеть

  1. В чащах Навли сиянье

-Почему стала Навлею?

- Много впало дубов неё

Навля славится навалью

  1. Реки, русские милые!

Каждой имя счастливое

То Нерусса не русая

То Ревна- знать ревнивая

  1. Льются радостью звонкой,

Ивняки огибая,

Да, скорей в ту сторонку,

Где Десна голубая

  1. Ой, Десна!Ты чудесна ,

« Чу» в пути потерялась

Остальное, как песня

Нам навеки досталась.

  1. Нам такое досталось

Что веками слагалась

Нам такое досталось

Что другими лишь мечталось

Показать на карте реки о которых говорилось в стихотворении (Ветьма, Угость , Снежеть , Навля , Нерусса , Ревна, Десна )

На территории Росси большое количество речных бассейнов, которые друг о друга отделены незначительными , едва заметными повышениями или иногда горами . Границу между бассейнами рек называют водоразделами .

Уральские горы ( с восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки , с западного склона вода поступает в притоки Волги и некоторых других рек, текущих в Северно-Ледовитый океан ) по этому можно сказать ,что водоразделом рек Волга и Обь являются Уральские горы .

Вы уже знаете , что количество воды в реке не бывает одинаковым в течение всего года . Река Волга зимой имеет исключительно подземное питание , весной главным источником воды служит талые снеговые воды , летом- дождевые и подземные . Разливается Волга весной , выходя из берегов , затопляет пойму , а летом милеет .

А вот Амур разливается летом. ( Показ рек на карте). Дело в том, что в бассейне реки в летнее время выпадают обильные дожди.

Реки Амазонка и Конго ( Заир) многоводные в течение всего года, т.к в их бассейнах весь год выпадает большое кол-во осадков.

Как и Амур , река Амурадья очень полноводной бывает летом, но по другой причине. Объясняется это тем, что питаются они главным образом талыми ледниковыми водами, а в горах, с которых берут начало эти реки, как раз летом происходит бурное таянье ледников.

- Сделайте вывод, какое питание имеют реки. ( Дождевое, снеговое, подземное, ледниковое.)

- Какое питание имеет Волга ( Дождевое, снеговое, подземное.)

Такой способ питания называется смешанным.

Итак, пополнение реки за счёт поступления в неё воды от различных источников называется смешанным питанием.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. Что называется: рекой?

Речной долиной?

Устьем?

Истоком?

Бассейном реки?

Водоразделом реки?

Главной Речной системой?

  1. Пословицы о воде

4.Домашнее задание.

Читать $30, стр. 87-91. Определить географические координаты

Вдп. Анхель, вдп. Ниогарский, вдп. Виктория

Сделать рефераты на тему: «р. Нил», « р. Миссипи»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе"

Автор: Чикалина Татьяна Яковлевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186868"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428629"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера». "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "137836"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417439760"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока  "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-krughovorot-vody-v-prirodie-1"
    ["file_id"] => string(6) "178811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства