Тема: Аральское море. 8 класс
Цель: Дать знания о причинах возникновения проблем Арала, их последствиях и путях решения. Задачи: 1. Выяснить, в чём заключается проблема Аральского моря. 2. Оценить современное состояние Аральского моря, сравнить с 1960 годом. 3. Предложить пути решения данной проблемы. Средства обучения: карта Казахстана, учебники, материалы СМИ, фотографии, рисунки учащихся. Межпредметные связи: биология, экология, история, литература. Тип урока: урок новых знаний. Эпиграф урока: «Мой Арал, терзаемый какой уж год неизлечимым недугом, сейчас на грани гибели. Его надо бы немедленно реанимировать, оказать хотя бы первую помощь». А.Нурпеисов. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Географическая разминка (внутренние воды РК, игра «Снежный ком»). Ученик показывает на карте любой объект внутренних вод Казахстана. Следующий учащийся должен повторить его показ, а затем добавить свой объект, и т.д. 3. Постановка и решение УЗ. Организация УД: 3.1. Вступительное слово учителя: Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад. Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Наиболее крупное из ныне умирающих бессточных озёр – Аральское море. Изучению этой проблемы посвящён наш сегодняшний урок. Аральское море – это озера расположенное на Туранской равнине, на территории двух государств – Казахстана и Узбекистана. По геологической истории оно намного моложе Каспийского моря. Возраст Аральского моря всего 8-10 тыс. лет. Аральское море – второе по величине в Казахстане и СНГ. Еще 1961 году уровень воды в Аральском море был на 53 м выше уровня океана. Его площадь составляла 66 тыс.км длина 428 км, ширина 235 км, а объем воды -1064 км. Но в результате интенсивного антропогенного воздействия, порой просто неразумного вмешательства человека – использования вод Амударии и Сырдарии, впадающих в море для поливов все увеличивающихся посевов риса и хлопчатника, объем воды катастрофически сократился. Из –за снижения уровня Аральского моря его площадь уменьшилась на 41 тыс.км. Море разделилась на две части: Улькен Арал и Киши Арал. В Аральском море когда то насчитывалась 1100 островов. В 1993 году главы уже суверенных центрально – азиатских стран основали Международный фонд спасение Арала. Этот проект включил в себя мероприятия по увеличению пропускной способности русла Сырдарии, тем чтобы восстановить северную часть Арала. Строительство в 2005 году Кокаральской плотины позволило отделить северную часть Аральского моря от основного. В итоге плотина позволила поднять уровень Северного Арала до отметки 42м. Физминутка 3.2. Этап побуждения («Мозговой штурм»): 1) В чём заключается проблема Аральского моря? 2) Что явилось тому причиной? 3) Почему главные реки не доносят свои воды до Аральского мроя? 3.3. Этап реализации. Групповая работа. Задание: Используя текст учебника (31), составьте Т-схему «Арал вчера и сегодня ».
Арал вчера ! Арал сегодня
Анализ схемы. Вывод -? 2) Предложите пути решения проблемы Аральского моря.(Работа в группах). 4. Презентация групп. «Наши предложения по спасению Арала». 5. Рефлексия. Написать эссе «Не дадим погибнуть Аралу!». 6. Итог урока. Слово учителя. Главами государств Центральной Азии в 1993 году создан Международный фонд спасения Арала. В 2002 году разработана «Программа конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.», принятая в 2002 году в Душанбе при содействии ООН. Казахстан при поддержке мирового банка представил масштабный план возвращения к жизни части высыхающего Аральского моря. Хочется надеяться, что международные усилия будут не напрасными и вместо полного исчезновения Аральского моря мы сможем зафиксировать на снимках, полученных космонавтами, увеличение площади его водной поверхности. Объявление оценок. 8. Домашнее задание: § 31, нарисовать экологический плакат «Арал – боль Земли». |