kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема : Озера, происхиждение озерных котловин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Озера, происхождение озерных котоловин.

Учебно-воспитательные цели:

Расширить знания учащихся об озерах земного шара, объяснить понятия: “озеро”, “озерная котловина”, “карст”, “старица”, “сточные”, “бессточные”, “пресные”, “соленые”.

Проконтролировать степень усвоения знаний по теме “Реки”, изученной на прошлом уроке.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить знания по теме “Реки”, знание карты. Познакомить учащихся с новой темой.

Развивающие:

Активизировать процесс мышления у учащихся. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формировать ответы. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий. Развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

Формировать у учащихся географическую культуру. Воспитывать экологическое сознание

Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:  методы критическое мышления, диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы:  групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

 Оборудование: Физическая карта полушарий. Атлас 6 класс Раздаточный материал: происхождение озерных котловин, “Самое, самое…”, карточки с географическими координатами озер., тест по теме “Реки”.

Номенклатура: Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр, Амур.

                                                                         Ход урока

I. Организационный.  Ответственный за посещаемость назовет отсутствующих сегодня.

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведём урок.

 Надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

Прием «Медвежонок пожеланий» - учащиеся передают друг другу медвеженка и желают, 

что- небудь приятного.

II Актуализация прежних знаний

Я вам сейчас раздам тест, он состоит их двух частей. Первая часть – это из предложенных вам вариантов ответа нужно выбрать один правильный и вторая часть это незаконченные предложения. Я их вам зачитываю, а вы пишите,  что же это такое.

А) Тест + незаконченные предложения.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки;
б) речная долина
в) речная система.

Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)
б) Анхель (Южная Америка)
в) Ниагарский водопад (Северная Америка).

Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность
б) русло реки сложено осадочными породами
в) рельеф становится горным.

Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке это:

а) паводок
б) межень
в) половодье.

Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив
б) половодье
в) паводок

Место впадения реки в море или другую реку называется:

а) устье
б) исток
в) приток.

Место, где река берет начало:

а) русло
б) исток
в) приток.

Граница между двумя бассейнами рек называется:

а) порог
б) пойма
в) водораздел.

Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет называется______________________ (русло).

Источниками питания рек являются:

____________(снег), ________________ (дождь), ________________(подземные воды) ,________________ (ледники).

На доске даются определения, указанные цифрами и ответы-термины в виде букв.

Обменяйтесь работами и проверьте.

Ответы на слайде по щелчку.

Попрошу вас оценить свою работу:

– нет ошибок “5”
– 1–3 ошибки “4”
– 4–5 ошибок “3”
– более 5 ошибок “2”

Б).Задания на знание номенклатуры: на физической карте полушарий показать  реки Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр, Амур.

Молодцы, я рада, что вы (или большинство) с этой работой справились.

III. Формирование новых знаний

1. Стадия ВЫЗОВА.

 Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).

Ребята, открыли тетради, записали число,  тему урока “Озера”.

1.2Стратегия  «Знаю. Хочу знать. Узнал»
 

Знаю

Хочу знать

Узнал

Каждый из вас, ребята, видел озера. Кто-то отдыхал на озере, кто-то видел их из окна автомобиля или поезда, когда проезжал мимо.

В колонку «знаю»

- Нарисуйте в колонку «Знаю» озеро таким,  как вы его представляете.

- Какие озера вы видели?

- Какие озера вы знаете?

Учащиеся делятся информацией от каждой группы.

1.3 Стратегия «Верите ли вы что…» 

Каждая группа должна ответить на поставленный перед ними вопрос и обосновать свое
мнение. Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Вопросы:

А) Озеро – это водоем образовавшийся в природном углублении на поверхности земли.(ДА)

Б) Озеро и море это части океана (НЕТ)

В)  В озере и реке вода находится в постоянном движении. (НЕТ).

 Найдите определение озера в учебнике стр. 130. Прочитаем его. Правильно. Давайте запишем его в тетрадь.

(Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.)

Учитель:

Озеро, в отличие от реки не является часть Океана, а от реки отличается тем, что не имеет течения.

2.Стадии ОСМЫСЛЕНИЯ

2.1 Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
Учащимся предлагается система маркировки текста страница 131, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
 - знаком (+) помечается то, что им уже известно;
– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

2.2  Составить  «Кластер» происхождение озерных котловин страница 132 пункт 2.

Демонстрация  и защита кластера учащихся от каждой группы.

2.3Вопрос: Как вы думаете, чем отличаются озера друг от друга?

У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

-Прочитаем в учебнике на странице 132.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

К какому типу озер относится Аральское море-озеро? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.

Впишите примеры озер в таблицу, в колонку «узнал».

Также озера могут быть:

Пресные (на карте показаны голубым цветом).

Соленые  (на карте показаны  розовым цветом).

Нарисовать схему в тетрадь

Сточное (пресное)                   Бессточное (соленое)

  1. Творческая работа (Вы находитесь на побережье озера, для чего его можно использовать в хозяйственных целях) Ответы учащихся.

V. Закрепление пройденного материала.

Итак, поработаем с атласом.

Какие озера имеют координаты?

3*ю.ш. и 33* в.д. оз. Виктория (Африка)

28* ю.ш. и 137* в.д. оз.Эйр (Австралия)

61* с.ш. и 32* в.д. Ладожское озеро (Евразия)

53* с.ш. и 105* в.д. озеро Байкал (Евразия)

7* ю.ш. и 30* в.д. озеро Танганьика (Африка)

40* с.ш. и 52* в.д. Аральское море-озеро (Евразия) Подведем итог.

VI  Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание. 1) Параграф 41

2) Страница 133 задание 7 письменно

3) задание по выбору приготовить кроссворд или презентацию по теме «Озера».

VII Стадия Рефлексия

«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________

Итак, завершился наш веселый урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Спасибо ребята за урок, до свидания, всего доброго!

Просмотр содержимого документа
«Тема : Озера, происхиждение озерных котловин »

Тема : Озера.

Учебно-воспитательные цели:

Расширить знания учащихся об озерах земного шара, объяснить понятия: “озеро”, “озерная котловина”, “карст”, “старица”, “сточные”, “бессточные”, “пресные”, “соленые”.

Проконтролировать степень усвоения знаний по теме “Реки”, изученной на прошлом уроке.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить знания по теме “Реки”, знание карты. Познакомить учащихся с новой темой.

Развивающие:

Активизировать процесс мышления у учащихся. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формировать ответы. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий. Развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

Формировать у учащихся географическую культуру. Воспитывать экологическое сознание

Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: методы критическое мышления, диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

 Оборудование: Физическая карта полушарий. Атлас 6 класс Раздаточный материал: происхождение озерных котловин, “Самое, самое…”, карточки с географическими координатами озер., тест по теме “Реки”.

Номенклатура: Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр, Амур.


Ход урока

I. Организационный. Ответственный за посещаемость назовет отсутствующих сегодня..

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведём урок.

Надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

Прием «Медвежонок пожеланий» - учащиеся передают друг другу медвеженка и желают,

что- небудь приятного.

II Актуализация прежних знаний

Я вам сейчас раздам тест, он состоит их двух частей. Первая часть – это из предложенных вам вариантов ответа нужно выбрать один правильный и вторая часть это незаконченные предложения. Я их вам зачитываю, а вы пишите, что же это такое.

А) Тест + незаконченные предложения.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки;
б) речная долина
в) речная система.

Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)
б) Анхель (Южная Америка)
в) Ниагарский водопад (Северная Америка).

Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность
б) русло реки сложено осадочными породами
в) рельеф становится горным.

Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке это:

а) паводок
б) межень
в) половодье.

Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив
б) половодье
в) паводок

Место впадения реки в море или другую реку называется:

а) устье
б) исток
в) приток.

Место, где река берет начало:

а) русло
б) исток
в) приток.

Граница между двумя бассейнами рек называется:

а) порог
б) пойма
в) водораздел.

Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет называется______________________ (русло).

Источниками питания рек являются:

____________(снег), ________________ (дождь), ________________(подземные воды) ,________________ (ледники).

На доске даются определения, указанные цифрами и ответы-термины в виде букв.

Обменяйтесь работами и проверьте.

Ответы на слайде по щелчку.

Попрошу вас оценить свою работу:

– нет ошибок “5”
– 1–3 ошибки “4”
– 4–5 ошибок “3”
– более 5 ошибок “2”

Б).Задания на знание номенклатуры: на физической карте полушарий показать реки Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр, Амур.

Молодцы, я рада, что вы (или большинство) с этой работой справились.

III. Формирование новых знаний

1. Стадия ВЫЗОВА.

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).


Ребята, открыли тетради, записали число, тему урока “Озера”.

1.2Стратегия «Знаю. Хочу знать. Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал





Каждый из вас, ребята, видел озера. Кто-то отдыхал на озере, кто-то видел их из окна автомобиля или поезда, когда проезжал мимо.

В колонку «знаю»

- Нарисуйте в колонку «Знаю» озеро таким, как вы его представляете.

- Какие озера вы видели?

- Какие озера вы знаете?

Учащиеся делятся информацией от каждой группы.


1.3 Стратегия «Верите ли вы что…»

Каждая группа должна ответить на поставленный перед ними вопрос и обосновать свое
мнение. Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Вопросы:

А) Озеро – это водоем образовавшийся в природном углублении на поверхности земли.(ДА)

Б) Озеро и море это части океана (НЕТ)

В) В озере и реке вода находится в постоянном движении. (НЕТ).


Найдите определение озера в учебнике стр. 130. Прочитаем его. Правильно. Давайте запишем его в тетрадь.

(Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.)

Учитель:

Озеро, в отличие от реки не является часть Океана, а от реки отличается тем, что не имеет течения.


2.Стадии ОСМЫСЛЕНИЯ

2.1 Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
Учащимся предлагается система маркировки текста страница 131, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
- знаком (+) помечается то, что им уже известно;
– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.


2.2 Составить «Кластер» происхождение озерных котловин страница 132 пункт 2.


Демонстрация и защита кластера учащихся от каждой группы.


2.3Вопрос: Как вы думаете, чем отличаются озера друг от друга?

У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

-Прочитаем в учебнике на странице 132.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

К какому типу озер относится Аральское море-озеро? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.

Впишите примеры озер в таблицу, в колонку «узнал».

Также озера могут быть:

Пресные (на карте показаны голубым цветом).

Соленые  (на карте показаны  розовым цветом).

Нарисовать схему в тетрадь

Сточное (пресное) Бессточное (соленое)


    1. Творческая работа (Вы находитесь на побережье озера, для чего его можно использовать в хозяйственных целях) Ответы учащихся.

V. Закрепление пройденного материала.

Итак, поработаем с атласом.

Какие озера имеют координаты?

3*ю.ш. и 33* в.д. оз. Виктория (Африка)

28* ю.ш. и 137* в.д. оз.Эйр (Австралия)

61* с.ш. и 32* в.д. Ладожское озеро (Евразия)

53* с.ш. и 105* в.д. озеро Байкал (Евразия)

7* ю.ш. и 30* в.д. озеро Танганьика (Африка)

40* с.ш. и 52* в.д. Аральское море-озеро (Евразия) Подведем итог.

VI Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание. 1) Параграф 41

2) Страница 133 задание 7 письменно

3) задание по выбору приготовить кроссворд или презентацию по теме «Озера».

VII Стадия Рефлексия

«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


Итак, завершился наш веселый урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Спасибо ребята за урок, до свидания, всего доброго!

А) Тест Попрошу вас оценить работу другой группы:

– нет ошибок “5”
– 1–3 ошибки “4”
– 4–5 ошибок “3”
– более 5 ошибок “2”


Б).Задания на знание номенклатуры: на физической карте полушарий показать реки Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Ганг, Обь, Конго, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр, Амур.



2.1 Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
Учащимся предлагается система маркировки текста страница 131, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
- знаком (+) помечается то, что им уже известно;
– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.


Нарисовать схему в тетрадь

Сточное (пресное) Бессточное (соленое)



«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________




«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


«2 звезды и 1 предложение, пожелание»

1. Дать оценку своей деятельности____________________

2. Дать оценку деятельности группы ____________________

Предложение или пожелание_________________________


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема : Озера, происхиждение озерных котловин

Автор: Евич Наталья Владимировна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234495

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства