Уметь работать с картой, схемой и таблицей, различными картинками.
План
Этапы урока
Заплонированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
01-05
І.Организационный момент:
Приветствие учащихся, пожелание успешной работы.
Для повторение прошлого урока заполнить «Cheek List».
Лист бумаги
Середина урока
06-12
13-19
20- 35
36-54
55-75
ІІ. Создать психологический климат, выход к теме. Разделить класс на 3 группы по разноцветным фишкам /зеленый, желтый, красный, синий/
Чтобы начать новую тему урока учитель показывает в презентации рисунок, задает вопрос:
Как образуются литосферные плиты?
Ученики отвечают на вопросы, определяют тему урока, в парах делятся своими мыслями. Учитель, задавая вопросы, переходит к цели обучения.
Учитель показывает видеоролик на тему урока.
После просмотра видеоматериала учитель просит учащихся передать основное содержание видео, отвечая на следующие вопросы:
О чем говорится в данном видео?
Какими плитами разделены рельеф Земли?
Ученики отвечая на вопросы делятся в парах своими мыслями.
ІІІ. Действия учащихся.
Работа в парах.
Задание №1. Определить последствия движения литосферных плит (дрейф, субдукция, коллизия, спрединг).
Организовать метод «Подумай, обговори, раздели». Используя рисунки, в парах обсуждают движения литосферных плит. Определяют по рисункам литосферные плиты и записывают движения литосферных плит.
Оценивание: «Светофор»
Индивидуальная работа.
Работа с контурной картой.
Задание №2. Нарисуйте на контурной карте границы и складчатые области литосферных плит.
Ученики применяют знания, полученные при выполнении предыдущего задания. Учитель поддерживает знания учащихся.
Оценивание: В парах оценивают друг друга стикерами.
Для следующего выполнения задания учитель обращает внимание учеников на новый видеоматериал. После просмотра данного видеоматериала ученики переходят к выполнению задания.
Групповая работа.
Работа с картой:
Задание №3. Используя атлас карты определите по данному плану литосферные плиты.
Учитель просит учеников открыть атласы и рассмотреть, распространение литосферных плит.
С помощью карты в группах определяют литосферные плиты, границы, описывают скорости и направления движения литосферных плит. Учитель поддерживает и направляет знание учащихся.
Защита работ.
Группы защищают свои работы, рассказывают какие виды деятельности проявляли в группах и определяют вид исследования. Ученики делятся своими мыслями с группой. Развивают навыки говорение и слушания.
Оценивание: Группы оценивают друг-друга способом «Большого пальца»
IV. Рефлексия Метод "Чемодан, мясорубка, вывоз мусора корзины".
Желтый стикер: Что была важно для тебя на этом уроке, что ты заберешь с этого урока (ложит в чемодан)
Синий стикер: Что не было для тебя не важным на уроке, что тебе не нужно (в корзину)
Красный стикер: Что было тебе интересно на уроке, но еще не все понял(а) (в мясорубку)
Стикеры
Дифференциация - как вы планируете оказывать больше поддержки? Как вы планируете давать задания более способным учащимся?
Оценивание - как вы планируете проверить знания учащихся?
Безопасность жизнедеятельности
ИКТ связи
Дифференциация на уроке основана на принципах усложнения (интеграции с физикой и химией) и развития критического мышления. (как я могу применить эти знания в жизни?), ускорения (практика для умников и умниц), а также креативности при создании постера. Для более способных учащихся, которые выполняют задания быстрее, предлагается «Практика умников и умниц», основанная на анализе и синтезе знаний и навыков не только географии, но и других предметов.
Критерии оценивания для каждого задания составлены таким образом, что могут быть использованы не только для проверки знаний учащихся, но и как оценивания для обучения. Используя данные критерии, учащиеся могут оценить себя и спланировать дальнейшее улучшение своей деятельности.
Критерии оценивания для каждого задания разработаны пошагово и легко используются учащимися.
Использование ИКТ на данном уроке минимальное, только в виде презентации учителя, но одной из групп, и, возможно, подготовки презентации вместо постера.
Рефлексия урока
Цели урока точны, понятны. Ученики на уроке были знакомы с такими понятиями как геохронологическая таблица, рельеф, движения, субдукция, коллизия.Используя атлас, карты, ученики дали характеристику движениям литосферных плит, используя условные знаки смогли определить и обазначить на контурной карте границы литосферных плит.
Учащиеся работали атлас картами, были работы в парах и в группах. Индивидуальная и парная работа была основой для достижения цели обучения учащихся.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о предподавании, так и о обучении)?
1: Ученики смогли работать с атлас картами и дать определение движению литосферных плит.
2: При выполнении исследования, учащиеся чувствовали себя маленькими учеными и помогали друг другу, не только внутри группы, но и между группами, корректируя ход исследования.Проведение обсуждения итогов исследования прошло в виде мини научной конференции, на которой развернулась научная дискуссия в виде вопросов и ответов.
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о предподавании, так и о обучении)?
1: В данном уроке учитель являлся только консультантом, направляющим процесс исследования, но трудно было держать во внимании все группы сразу
2: Также больше времени уделить на рефлексию. Каждый ученик должен осознать, какое значение урок имел лично для него и записать это. Тогда при проверке рефлексии можно спланировать, к какому дальнейшему обучению будет вести этот урок.
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Ученики, обладающие флегматичным темпераментом более тщательно планируют шаги исследования, раскладывая все по полочкам. И при формировании групп в каждой группе можно совместить учащихся с разным темпераментом. Это поможет провести урок более эффективно.
Работа в парах.
Задание №1. Определить последствия движения литосферных плит (дрейф, субдукция, коллизия, спрединг).
Организовать метод «Подумай, обговори, раздели». Используя рисунки, в парах обсуждают движения литосферных плит. Определяют по рисункам литосферные плиты и записывают движения литосферных плит.
ФИО учащегося: ----------------------------------
Литосфера внешний слой земли
Высота классификация равнин: возвышенность, холмы, плоскогорья
структура и особенности Земли разделены на континентальной и океанической земной коры
В континентальной земной коры расположенно в верхней части гранитного слоя в земной коре, а в нижней части базальтовых слоев
Плиты крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы
Океани́ческая кора́ тип земной коры, распространённый в океанах.
Возвышеность участок земной поверхности, приподнятый относительно окружающих пространств с абсолютной высотой более 200 м
Низменность в физической географии широкое пространство поверхности с низким общим уровнем.
Рельеф совокупность неровностей твёрдой земной поверхности и иных твёрдых планетных тел, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
Плато возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств
Геохронологическая таблица. Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) —геологическая временная шкала истории Земли, применяемая в геологии и палеонтологии, своеобразный календарь для промежутков времени в сотни тысяч и миллионы лет.
Согласно современным общепринятым представлениям, возраст Земли оценивается в 4,5—4,6 млрд лет. На поверхности Земли не обнаружены горные породы или минералы, которые могли бы быть свидетелями образования планеты.
Литосферная плита — крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы. Согласно теории тектоники плит, литосферные плиты ограничены зонами сейсмической, вулканической и тектонической активности — границами плиты. Границы плит бывают трёх типов: дивергентные, конвергентные и трансформные.
Тектоника плит — современное научное представление о строении и движении литосферы, согласно которому земная кора состоит из относительно целостных блоков — литосферных плит, которые находятся в постоянном движении друг относительно друга. При этом в зонах расширения (срединно-океанических хребтах и континентальных рифтах) в результате спрединга (англ. seafloorspreading — растекание морского дна) образуется новая океаническая кора, а старая поглощается в зонах субдукции. Скорость горизонтального движения литосферных плит в наше время варьируется от 1 до 6 см/год (скорость раздвигания плит - от 2 до 12 см/год).
Современная литосфера делится на 8 крупных плит, десятки средних плит и множество мелких. Мелкие плиты расположены в поясах между крупными плитами. Сейсмическая, тектоническая и магматическая активность сосредоточена на границах плит.
Австралийская плита
Антарктическая плита
Африканская плита
Евразийская плита
Индостанская плита
Тихоокеанская плита
Северо-Американская плита
Южно-Американская плита
Существует три основных типа относительных перемещений плит
расхождение (дивергенция), выражено рифтингом и спредингом;
схождение (конвергенция), выраженное субдукцией и коллизией;
сдвиговые перемещения по трансформным геологическим разломам.
Спрединг в океанах компенсируется субдукцией и коллизией по их периферии, причём радиус и объём Земли постоянны с точностью до термического сжатия планеты (в любом случае средняя температура недр Земли медленно, в течение миллиардов лет, уменьшается).
Перемещение литосферных плит вызвано их увлечением конвективными течениями в астеносфере.
Дивергентные границы или границы раздвижения плит.
Это границы между плитами, двигающимися в противоположные стороны. В рельефе Земли эти границы выражены рифтами, в них преобладают деформации растяжения, мощность коры пониженная, тепловой поток максимален, и происходит активный вулканизм. Если такая граница образуется на континенте, то формируется континентальный рифт, который в дальнейшем может превратиться в океанический бассейн с океаническим рифтом в центре. В океанических рифтах в результате спрединга формируется новая океаническая кора.
Конвергентные границы Зона субдукции.Конвергентными называются границы, на которых происходит столкновение плит.
1. Континентальная плита с океанической. Океаническая кора плотнее, чем континентальная, и погружается под континент в зоне субдукции.
2. Океаническая плита с океанической. В таком случае одна из плит заползает под другую и также формируется зона субдукции, над которой образуется островная дуга.
3. Континентальная плита с континентальной. Происходит коллизия, возникает мощная складчатая область. Классический пример — Гималаи. В зонах субдукции поглощается океаническая кора, и тем самым компенсируется её появление в срединно-океанических хребтах. В них происходят исключительно сложные процессы взаимодействия коры и мантии. Так океаническая кора может затягивать в мантию блоки континентальной коры, которые по причине низкой плотности эксгумируются обратно в кору.
Трансформные разломы. В океанах трансформные разломы идут перпендикулярно срединно-океаническим хребтам (СОХ) и разбивают их на сегменты шириной в среднем 400 км. Между сегментами хребта находится активная часть трансформного разлома. На этом участке постоянно происходят землетрясения и горообразование, вокруг разлома формируются многочисленные оперяющие структуры — надвиги, складки и грабены. В результате в зоне разлома нередко обнажаются мантийные породы. Трансформные разломы формируют закономерную сетку и, очевидно, возникают не случайно, а в силу объективных физических причин. Совокупность данных численного моделирования, теплофизических экспериментов и геофизических наблюдений позволила выяснить, что мантийная конвекция имеет трёхмерную структуру.