- итак, мы выяснили, что земная кора неоднородна, а состоит из отдельных блоков – литосферных плит, которые постоянно движутся. Изучением строения, движения и развития земной коры занимается ТЕКТОНИКА – один из разделов геологии. Работа с картой атласа Я предлагаю вам открыть карту «Строение земной коры» или по-другому -тектоническую карту мира в атласе и поработать вместе со мной, первоначально ознакомившись с легендой данной карты. Ознакомление с легендой карты 1 минута. Прием «Блиц-опрос по карте» - Определите кол-во крупных литосферных плит. - На какой литосферной плите мы живем? - Приведите примеры плит, которые расходятся. (Североамериканская и Африканская) - Приведите примеры литосферных плит, которые движутся навстречу друг другу. (Евразийская и Африканская) - У какой из литосферных плит наибольшая скорость движения? (Тихоокеанской) - Какой из современных океанов станет больше? Почему? (Тихий) - Какие материки могут объединиться? (Африка и Евразия) Теперь вам нужно определите соответствие между материками и литосферными плитами, на которых они расположены. Прием «Работа с картой» - у доски. Я буду называть материк, а вы должны назвать и показать на карте литосферную плиту, на которой расположен материк. 1.Африка – 2.Антарктида – 3.Северная Америка – 4. Южная Америка – 5. Австралия - 6. Евразия – ФО Проблемный вопрос: Кто заметил особенность литосферных плит, связанную с их границами? Ответ: 6 литосферных плит включают в себя как материковую, так и океаническую земную кору, а одна литосферная плита – Тихоокеаническая – только океаническую земную кору. Молодцы!!! Этот вопрос позволяет определить, как ученики смогли определить границы литосферных плит. Продолжим работу с картой «Строение земной коры», Что можно увидеть на карте кроме литосферных плит, используя условные знаки? Уч-ся делают вывод: Строение литосферных плит неоднородно. Цветом на карте обозначены: А) древние платформы Б) зоны складчатости различных эпох. Вопрос: в чем же различие между платформами и складчатыми областями? Чтобы ответить на этот вопрос В ПАРАХ организуется работа с текстом учебника – выяснить особенности строения платформ и складчатых областей, заполнить таблицу (прием Концептуальная таблица», графический органайзер):
Тектоническая структура | Залегание горных пород | Устой- чивость | Соответст-вующие формы рельефа | Платформа | | | | Складчатая область (геосинклиналь) | | | | ФО Взаимопроверка. ИТАК, какие особенности строения платформы и скл. Обл. вы узнали? Какие формы рельефа соответствуют платформам? А какие складчатым областям? Прием «Географическая почта - анаграмма» Ребята, нам пришло письмо. В этом письме записаны понятия, которые вы изучили сегодня на уроке. Но, к сожалению, каким-то странным образом все слова в понятиях спутаны. Ваша задача, назвать правильные понятия. На карточках зашифрованы основные понятия. Литосферная плита Огромный, плита, блок, коры, земной, литосферная. Рифт Глубокие, рифт, трещины, земной, в , коре. Платформа Участок, платформа, земной, малоподвижный, коры. Область складчатости. Область, относительно, складчатости, земной, участок, коры, подвижный. ФО, Взаимопроверка по ключам правильных ответов, озвучить результаты Итак, мы узнали о неоднородности земной коры и о разнообразии тектонических структур. Но нам с вами важно знать, как же они расположены. Прием «НЕМАЯ КОНТУРНАЯ КАРТА» В ПАРАХ , используя карту «Строение земной коры» перечислить платформы, лежащие в основании материков (1-я пара Евразия – Европа, 2-я пара – Евразия – Азия, 3-я пара – Африка, 4-я пара – Северная Америка, 5-я пара – Южная Америка, 6-я пара – Австралия, 7-я пара – Антарктида). ФО Взаимопроверка. ПОДУМАЙТЕ: какое значение имеют наши знания о тектоническом строении Земли? Как, по- вашему, изменится облик планеты, учитывая движение литосферных плит? При затруднении с ответами на некоторые вопросы, их можно предложить в качестве вопросов для домашнего задания. |