kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Разработка урока  по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России.»
Учитель географии Кривоносикова Татьяна Викторовна

 


Этапы Ход урока Деятельность
Актуализация Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов.
Поэтому ее части различаются:
а) по строению, составу и залеганию горных пород,
б) по возрасту и истории развития
Вспомните на какие  крупные участки разделяют земную кору? Учитель- S -1:

 

 

 


Ученики - S -2:отвечают и учитель систематизирует:
(а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.
Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы и подвижные –сейсмические пояса
Целеполагание, мотивация Тема урока(слайд №1)
Предлагаю сформулировать, что мы будем изучать и для чего.
 S -2:
Изучение нового материала  Тема урока(слайд №1)
Используя карту (слайд№5)определим устойчивые участки земной коры в пределах России.

 Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. ( Слайд № 3)Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он  заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.(слайд№4)

 

 

 S -2:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская

 

S -1: рассказывает

 

 

 

 

S -2 (Запись в тетрадь)
Платформа– это устойчивый  участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.
Щиты– выход фундамента платформы на поверхность
Промежуточное закрепление Работа с картой и формулировка закономерностей(слайд № 5)
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)
- Плита – это молодая платформа.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?

 S -2: отвечают, формулируют закономерности.
Изучение нового материала           В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:  (слайд № 6)

 Байкальская складчатость 
 Каледонская складчатость
 Герцинская складчатость 
 Мезозойская складчатость
 Кайнозойская складчатость 
По  картам атласа  вы теперь можете узнать  время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России. 
 б) по возрасту и истории развития

 

 

 

 

 

 

 

 S -2 : Сообщение учащихся:
Геология, геохронология.
Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 258-259).
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх. 
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.

Промежуточное закрепление        Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании? 
 S -2 : работа в парах.Каледонская складчатость (Саяны).
 Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).
 Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).
 Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).
В конце протерозоя — начале палеозоя (1000—550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две — каледонская (550—400 млн лет назад) и герцинская (400—210 млн лет назад). В мезозое — мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.

Изучение нового материала Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.  (Запись в тетрадь определения)

Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.
Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.
Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых — Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.
 S -1: объяснение

Рефлексия   По выбору:
Предлагаю составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились
Ответить на вопросы:
Подпишите понятия

Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -
Учение о строении земной коры -
Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -

Подвижный участок земной коры,  имеющий сложную складчатую структуру -
Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-
Работа с контурными картами:
Отметить основные тектонические структуры, подписать.

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.
Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет S -2: Взаимооценка
Домашнее задание п.12.  Ответить на вопросы в конце параграфа. Номенклатура(плиты, платформы), знать геохронологическую таблицу. 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Геологическая история и геологическое строение территории России" »

Тема:

Геологическая история и геологическое строение территории России.


Цель:

сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.

Задачи:


Через практическую деятельность с картами продолжить формировать умения делать выводы, выявлять закономерности; определять особенность строения земной коры.

Через взаимодействие в группах продолжить отработку взаимооценивания, развивать познавательный интерес к своей стране.

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.


Оборудование:

физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы


Разработка урока по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России.»

Учитель географии Кривоносикова Татьяна Викторовна





Этапы

Ход урока

Деятельность

Актуализация

Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов.

Поэтому ее части различаются:

а) по строению, составу и залеганию горных пород,

б) по возрасту и истории развития

Вспомните на какие крупные участки разделяют земную кору?

Учитель- S -1:









Ученики - S -2:отвечают и учитель систематизирует:

(а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.

Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы и подвижные –сейсмические пояса

Целеполагание, мотивация

Тема урока(слайд №1)

Предлагаю сформулировать, что мы будем изучать и для чего.


S -2:

Изучение нового материала

Тема урока(слайд №1)

Используя карту (слайд№5)определим устойчивые участки земной коры в пределах России.


Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. ( Слайд № 3)Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.(слайд№4)







S -2:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская




S -1: рассказывает










S -2 (Запись в тетрадь)

Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.

Щиты– выход фундамента платформы на поверхность

Промежуточное закрепление

Работа с картой и формулировка закономерностей(слайд № 5)

- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)

- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах

- Какой из этого следует вывод?

Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.

В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)

- Плита – это молодая платформа.

- Найдите на тектонической карте щиты.

- Какие формы рельефа соответствуют щитам?



S -2: отвечают, формулируют закономерности.

Изучение нового материала

В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько: (слайд № 6)


Байкальская складчатость

Каледонская складчатость

Герцинская складчатость

Мезозойская складчатость

Кайнозойская складчатость

По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.


б) по возрасту и истории развития
















S -2 : Сообщение учащихся:

Геология, геохронология.

Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 258-259).

Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).

Таблица читается снизу вверх.

В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.


Промежуточное закрепление

Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?


S -2 : работа в парах.Каледонская складчатость (Саяны).

Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).

Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).

Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).

В конце протерозоя — начале палеозоя (1000—550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две — каледонская (550—400 млн лет назад) и герцинская (400—210 млн лет назад). В мезозое — мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.


Изучение нового материала

Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения)


Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.

Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.

Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых — Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.


S -1: объяснение


Рефлексия

По выбору:

Предлагаю составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились

Ответить на вопросы:

Подпишите понятия


Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -

Учение о строении земной коры -

Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -


Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру -

Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-

Работа с контурными картами:

Отметить основные тектонические структуры, подписать.


Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.

Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет

S -2: Взаимооценка

Домашнее задание

п.12. Ответить на вопросы в конце параграфа. Номенклатура(плиты, платформы), знать геохронологическую таблицу.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кривоносикова Татьяна Викторовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к конспекту урока по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России." "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-po-tiemie-gieologhichieskaia-istoriia-i-ghieologhichieskoie-stroieniie-tierritorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128346"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415472445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства