~~Разработка урока по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России.»
Учитель географии Кривоносикова Татьяна Викторовна
Этапы Ход урока Деятельность
Актуализация Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов.
Поэтому ее части различаются:
а) по строению, составу и залеганию горных пород,
б) по возрасту и истории развития
Вспомните на какие крупные участки разделяют земную кору? Учитель- S -1:
Ученики - S -2:отвечают и учитель систематизирует:
(а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.
Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы и подвижные –сейсмические пояса
Целеполагание, мотивация Тема урока(слайд №1)
Предлагаю сформулировать, что мы будем изучать и для чего.
S -2:
Изучение нового материала Тема урока(слайд №1)
Используя карту (слайд№5)определим устойчивые участки земной коры в пределах России.
Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. ( Слайд № 3)Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.(слайд№4)
S -2:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская
S -1: рассказывает
S -2 (Запись в тетрадь)
Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.
Щиты– выход фундамента платформы на поверхность
Промежуточное закрепление Работа с картой и формулировка закономерностей(слайд № 5)
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)
- Плита – это молодая платформа.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
S -2: отвечают, формулируют закономерности.
Изучение нового материала В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько: (слайд № 6)
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.
б) по возрасту и истории развития
S -2 : Сообщение учащихся:
Геология, геохронология.
Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 258-259).
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх.
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.
Промежуточное закрепление Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?
S -2 : работа в парах.Каледонская складчатость (Саяны).
Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).
Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).
Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).
В конце протерозоя — начале палеозоя (1000—550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две — каледонская (550—400 млн лет назад) и герцинская (400—210 млн лет назад). В мезозое — мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.
Изучение нового материала Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения)
Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.
Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.
Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых — Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.
S -1: объяснение
Рефлексия По выбору:
Предлагаю составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились
Ответить на вопросы:
Подпишите понятия
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -
Учение о строении земной коры -
Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -
Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру -
Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-
Работа с контурными картами:
Отметить основные тектонические структуры, подписать.
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет S -2: Взаимооценка
Домашнее задание п.12. Ответить на вопросы в конце параграфа. Номенклатура(плиты, платформы), знать геохронологическую таблицу.