II. | Актуализация опорных знаний и целеполагание (слайд 1-6) | Предлагает ответить на вопросы. - Есть ли в вашей местности океаны, моря, реки, озера, болота, родники? - Какой значение имеет вода в жизни на Земле? - Нужно ли беречь воду? - Где больше всего на Земле находится воды? - Что вы слышали о воде? - Кто догадался, какая сегодня тема урока? Говорят она везде! Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. | Реки, озера, болота, родники. Без воды не могут жить люди, растения, животные. Да, без воды на Земле не будет жизни. Большая часть воды находится в океанах и морях. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Записывают в тетрадь. | Познавательные: обобщение и анализ; формирование темы, личностные; внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к воде. |
III. | Основная часть | - Вода на Земле незаменима. Она есть везде: в воздухе, в горных породах, в растениях, животных. Благодаря круговороту вода в природе не иссякает. - А как же происходит круговорот воды в природе? - Почему вода путешествует по земному шару? - Сейчас мы отправимся в путешествие с капелькой и ее друзьями. - В тетради мы будем составлять схему нашего путешествия. - Капелька и её друзья живут в океане. Однажды они решили отправиться в путешествие по земному шару. Поднялись на поверхность океана и стали думать, как бы поднять вверх. Капелька сказала: «Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать, чтоб оттуда посмотреть, куда б еще слетать?» - Ребята, подскажите капельке, как ей подняться вверх? Заносит на доску начало схемы. - Солнце нагрело капельку, она превратилась в пар и поднялась вверх. Там она и её друзья собрались в облако. - Как облаку перелететь и оказаться над сушей? Оформляет на схеме стрелками перенос воздушных масс. - Ветер подхватывает облако и несет его над поверхностью земли. - Что произойдет с облаком, если в нем соберется много капелек? - Отражает на схеме стрелками направление движения воды. - Когда капелек собралось много, они взялись за руки и стали спускаться на землю. - Куда могли попасть капельки на поверхности земли? - А оттуда, куда они смогли направиться? Показ стрелками на схеме: - Наша капелька осталась в туче и полетела дальше в горы. - Какая температура воздуха высоко в горах, что произошло с капелькой? - Капелька превратилась в снежинку и спустилась на вершину горы. Отражает на схеме. - В горах капельке пришлось задержаться надолго, так как трудно было спуститься вниз. - И мы с вами сделаем привал и отдохнем. Физкультминутка. - Мы сейчас все дружно встанем Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернитесь! Наклонитесь, распрямитесь. Руки вверх, руки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы! Садитесь. - Пока мы отдыхали, капелька спустилась на край ледника. - Как ей оттуда попасть домой в океан? Отражение на схеме, Завершение её оформления. - Так капелька вернулась в океан, и закончилось её и наше путешествие. Работа с учебником. - откройте учебник на странице 41, сравните схему в учебнике и в тетради. Такая ли схема у нас получилась? | Пробные ответы детей, высказывание своих гипотез, обсуждение в группе. Солнце нагревает воду, она превращается в пар и поднимается вверх. Работа в тетради по составлению схемы с доской и учителем. Ветер переносит облака. Продолжение составления схемы. Облако превращается в тучу и пойдет дождь. Показывают на схеме дождь. В почву, в водоёмы, в подземные воды. Обратно в воздух, по рекам и подземным водам в океан. Работа в тетради. Температура воздуха низкая, вода превращается в снег. Рисуют в тетради. Выполняют физкультминутку. Снег нагреется солнцем и превратится в воду. Вода рекой спустится с гор и потечет в океан. Да, схема получилась такая же. | Познавательные: обобщение, постановка проблемного вопроса: материал для гипотез. Регулятивные: постановка задачи. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Познавательные: практическая деятельность. Познавательные: логические рассуждения. Познавательные: развитие мыслительных процессов, любознательности, наблюдательности. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Познавательные: значимость ЗОЖ. Познавательные: логические рассуждения. Познавательные: сравнение анализ, обобщение, вывод. |
IV. | Закрепление (слайд 7, ответ на кроссворд) | - Капелька попросила вас вспомнить, в каких состояниях она побывала во время своего путешествия. А для этого предлагает разгадать вам кроссворд. 1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днем – ищем, ищем, не найдем. 2. Он пушистый, серебристый, белый – белый, чистый – чистый. 3. Рассыпался горох на 70 дорог, никто его не соберет. 4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, пока он не пройдет. 5. Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата? 6. И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. Самопроверка. | Отгадывают кроссворд. Проверяют правильность по слайду. | Познавательные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: самопроверка. |
V. | Домашнее задание | Страница 39-42. Дифференцируемое задание: I гр. Прочитать текст, пересказать, используя схему в тетради или учебнике, рассказать о круговороте воды в природе. II гр. Прочитать текст, ответить на вопросы. Творческое задание: (по желанию) сочинить стишок о круговороте воды в природе. | Дети слушают задание. Кому не понятно, поднимают руку, и учитель индивидуально объясняет задание. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения домашнего задания. |
VI. | Подведение итогов урока | В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратится, то в лёд, Растает и снова в поход. По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется! Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода. Ответы на вопросы: - Почему в стихотворении вода названа волшебницей? - О чем мы сегодня беседовали? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - На уроке активно работали и мне помогали …. (называет ребят) Оценивает на уроке работы отдельных ребят. | Слушают, отвечают на вопросы. Вода может быть жидкой, твердой (снег), паром, т.е. превращаться. О круговороте воды в природе. | Познавательные: обобщение, вывод. Познавательные: логическое рассуждение, применения знаний, полученных ранее. |