Технологическая карта урока в 6 классе "Атмосферное давление "
Технологическая карта урока в 6 классе "Атмосферное давление "
Тема: Атмосферное давление
Цели:
1. Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
2. Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. Самостоятельные составление заданий. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе "Атмосферное давление " »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Атмосферное давление
Артамонова Виктория Валерьяновна
МОУ СОШ №36 г. Владикавказ РСО – Алания
Учитель географии
6 класс
Глава «Атмосфера» урок 42
Учебник: Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. География начальный курс 6 кл.
Тема: Атмосферное давление
Цели:
Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. Самостоятельные составление заданий. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
Образовательные задачи:
Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
Продолжить формирование обще учебных умений и навыков.
II. Развивающие задачи:
Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.
Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.
Создать условия для совершения учащимися «малых открытий».
III. Воспитательные задачи:
Повышать активность учащихся раскрывать их возможности.
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: изучение нового материала. Географическая лаборатория.
Оборудование:
настенная карта РФ, атласы для 6 класса; учебник 6 класса Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой.
учебные наглядные таблицы: барометр- анероид, ртутный барометр и их устройство; барометры (один на парту), кусок картона, газета и линейка – для проведения опыта;
пластиковая бутылка с водой, воронка, поднос, лист с горами, циркуль , пластилин, лейка с водой, салфетки, тазик, нож, бутылка шампуня, шило, пачка соли – для проведения опыта, Портрет Торричелли, листы А4 (для всех учащихся)
Методы обучения:
Проблемный метод, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
Интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;
Социальные – работа в парах (блоках), взаимный контроль;
Эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
Орг.момент
Приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют
Настраиваются на деловой ритм
1 мин
Актуализация
знаний учащихся
Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний
Проговаривая, что нужно для решения проблемы, озвучивают цели урока
1 мин
Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания
(1)
Атмосферное давление
Атмосферное давление
Организует работу , проводит эксперимент
Используя информационные модули с интерактивными анимациями, дает задания для групп
Наблюдают за экспериментами, отвечают на вопросы.
Работают в группах. Изучают ЭОР, отвечают на вопросы.
8 мин
Первичная проверка понимания
Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы
Работают в группах, подводят итоги работы.
3 мин
Физминутка
Презентация
Организует проведение упражнений
Выполняют упражнения
2 мин
Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания
(2)
Методы измерения давления
Организует работу , проводит эксперимент
Организует работу группы, дает ей особое задание
Используя информационные модули с интерактивными анимациями, дает задания для групп
Наблюдают за экспериментами, отвечают на вопросы
Получают задание и уходят его выполнять
Работают в группах. Изучают ЭОР, отвечают на вопросы.
8 мин
Практическая работа
(3)Атмосферное давление и методы его измерения
Организует работу , проводит эксперимент
Организует работу с практическим модулем
Наблюдают за экспериментами, отвечают на вопросы
Изучают ЭОР, отвечают на вопросы
5 мин
Подведение итогов работы группы с индивидуальным задание
Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы
Отчет группы «старших научных сотрудников»
2 мин
Закрепление знаний
(4)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. К1
(5)
Атмосферное давление
Организует работу учащихся
Решают задания
7 мин
Домашнее задание
Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания
Фиксируют домашнее задание
2 мин
Подведение итогов. Рефлексия
Предлагает дополнить предложение:
1)Я знаю, что такое …
2)Я могу …
3)Я научился …
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
1 мин
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Атмосферное давление
И
Информационные модули с интерактивными анимациями
Атмосферное давление
Атмосферное давление
2
Методы измерения давления
И
Информационный модуль посвящен теме «Методы измерения давления» для базового уровня основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Барометр-анероид».
Методы измерения давления
3
П
В практический модуль включены 6 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме «Атмосферное давление и методы его измерения» основной школы.
Атмосферное давление и методы его измерения
4
К
В данном ЭУМ содержатся контрольные задания по теме «Атмосферное давление»
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. К1
5
К
Тест включает 6 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по теме "Атмосферное давление.
Атмосферное давление
Ход урока
I. Организационная часть урока
- Взаимное приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка наглядного материала, оборудования.
II. Актуализация знаний учащихся
Используя опорную план-схему по теме “Атмосфера” и рисунок “Строение атмосферы”, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:
- Какую тему мы изучаем?
- Что такое атмосфера?
- Какие характеристики погоды мы даем? От чего зависит t воздуха?
- Дать характеристику погоды за 9.04.2012 года; 10.04.2012 года, сделать выводы о погоде.
- Построить цепочку причинно-следственных связей, с использованием карточек:
III. Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания.
3.1.1. Сообщение темы, цели и плана урока.
Здравствуйте, ребята. В течение многих уроков вы изучаете строение нашей планеты и достигли отличных результатов. Сегодня я приглашаю вас продолжить изучение земли в географической лаборатории, в которую превратится наш класс. Я – руководитель лаборатории. Вы – мои будущие сотрудники. Согласны?
Атмосфера хранит много тайн и загадок, с ней связано много интересных историй.
Например, такая.Это было в далеком 17 веке, Рене Декарту попадает в руки старый серебряный флакон от духов, продырявленный острием шпаги. Он обратил внимание, что закрытого пробкой продырявленного флакона духи не вытекают, но стоит вынуть пробку - жидкость выливается. Какая тому причина?
Недавно со мной произошла похожая история.
Предлагаю аналогичную ситуацию (с шампунем)
Что мешает шампуню вытечь из проколотой бутылки?
Помогите разобраться вот с таким волшебством (линейка и газета).
Эксперимент: линейку кладем на край стола таким образом, чтобы часть ее не лежала на столе. Предлагаю ученику стукнуть по краю линейки. Естественно, линейка «улетает». Накрываю часть линейки, лежащую на столе, газетой. Опять предлагаю ученику стукнуть с той же силой.
Нальем полмиски воды и бросим в воду пробку. Накроем плавающую пробку стаканоми погрузим стакан глубоко в воду.
Что мы наблюдаем? ( Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.)
Почему? (Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается)
Как и любая лаборатория, работать мы будем по плану:
Что такое атмосферное давление?
Как измеряется атмосферное давление?
Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?
Для работы и ответа на вопросы, вам необходимо объединиться в 5 групп метеорологов- синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: “Метеора” - атмосферные явления; “Синоптик” - способный всё обозреть.
Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?
Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство?
Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?
Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности?
Для работы в группах вам необходимо изучить модуль ЭОР Атмосферное давление
Подведение первичных итогов после изученя ЭОР
Мы с вами убедились, что атмосферное давление существует.
Попробуем записать определение – АД (сила, с которой давит а. на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней)
Уважаемые сотрудники лаборатории, вытяните руку. Чувствуете АД? Почему мы не ощущаем АД? Ведь воздух давит на человека с очень большой силой (Положить на руку ученику пачку соли – с такой силой воздух давит на 1 см поверхности)
Правильно. Воздух давит со всех сторон, давление есть и внутри человека, и существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, то изменяется и самочувствие человека.
Группа из двух человек уходит выполняет особое задание
Инструкция:
1. Поднимитесь на верхний этаж школы. Определите атмосферное давление в мм рт ст (миллиметры ртутного столба)по шкале в верхней части барометра и запишите его в тетрадь.
2. Спуститесь на нижний этаж школы. Измерьте атмосферное давление во второй раз. Изменилось ли атмосферное давление? Попробуйте объяснить, почему.
Будьте очень внимательны! Значение имеет любое (даже очень небольшое) отклонение стрелки!
Практическая работа – 5 минут
1.Итак, каковы результаты вашей работы, что получилось? (определили с помощью барометра АД) Запишите его на доске.
2. Опыт с бутылкой и водой – проводит учитель
Практическая работа: определение зависимости атмосферного давления от высоты местности.
1.Определите с помощью атласа высоту Джомолунгмы (Эвереста) и Эльбруса. Подпишите высоту этих гор на рисунке (на пластиковой бутылке).
2.С помощью циркуля сделайте на боку бутылки 2 дырочки таким образом, чтобы они располагались одна над другой и соответствовали каждой из вершин гор.
3.Перед тем, как заполнить бутылку водой, замажьте дырочки пластилином.
4.Поставьте бутылку на поднос. С помощью воронки заполните ее водой из лейки. Осторожно соскоблите пластилин. Посмотрите, что получилось.
5.Какой фонтан бьет дальше? Почему?
Запишите вывод: чем_____________ местность, тем ______________ АД.
(Мы видим, что верхний фонтан бьет не так далеко, как остальные. Ребята объясняют, что это происходит потому, что наверху давление воды меньше, чем внизу. Точно так же атмосферное давление ниже у вершины горы, чем у ее подножия).
Делаем вывод: чем _________ местность, тем __________ АД.
Добавляю: определено, что при подъеме в горы на каждые 10,5 м высоты АД уменьшается на 1 мм рт ст (записываем)
Работа с ЭОР Атмосферное давление и методы его измерения
3. Отчет группы «старших научных сотрудников»
Каковы результаты вашего опыта? (не изменилось АД, стрелка отклонилась совсем немного в сторону уменьшения АД на верхнем этаже)
Уважаемые сотрудники, как это можно объяснить? (высота школы меньше 10,5 м)Мы выяснили одну причину изменения АД – изменение с высотой
Вторую причину изменения АД определите, подумав над ситуацией.
Ситуация: воздушный шар для полета наполняют теплым воздухом. Почему не холодным? (теплый воздух легче холодного)
Вывод: ( записываем на доске и в тетради) чем теплее воздух, тем ниже АД
Подведем итог: от каких причин зависит АД?
Подведем итоги нашей работы
Работа с тестом
Атмосферное давление
Подведем итоги работы нашей лаборатории.
Что же мы сегодня узнали, какие открытия совершили?
Молодцы! Я вами довольна! А вам понравилось быть сотрудниками географической лаборатории?
Лаборатория продолжает работать.
Дома – изучить параграф 38, продолжить наблюдение за АД по форме, выданной вам. Наша цель – подтвердить связь АД с погодой в нашей местности.
10.04
11.04
12.04
13.04
14.04
15.04
16.04
Атмосферное давление
Облачность (ясно, пасмурно)
Осадки (снег, туман, дождь, иней)
Возможный вопрос: почему «прогулки» альпинистов мы считаем чуть ли не подвигом, хотя сами ежедневно проходим расстояние больше, чем они за неделю?