Технологическая карта урока
№ п/п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс, УМК
Кубановедение, 4 «К» класс
Тема занятия/урока
Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека
Цель урока
Познакомить с разнообразием водоёмов Краснодарского края, раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
Методы
Групповые, индивидуальные
Ожидаемый учебный результат
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать: типы водоемов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае
Уметь:
показывать их на карте; классифицировать водоемы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.
Регулятивные: управление своей
деятельностью; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, коррекция;
инициативность и
самостоятельность.
Коммуникативные: создание собственного высказывания с использованием языковых средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.
Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихся
Компьютер, проектор, физическая карта Краснодарского края.
Рабочая тетрадь
Педагогические технологии
Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Цель - результат
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивация.
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)
Настроить учащихся на активную работу.
Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока,
готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.
- Догадайтесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Послушайте сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса:
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина – 1940м. Волга занимает 17-е место в мире по протяженности среди других рек.
- Так о чем пойдет речь на уроке?
- О реках, морях, озерах и т.д. Водоемах.
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,
представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся
- Что такое водоем?
- Назовите известные вам водоемы от самых больших до самых маленьких.
- Пользуясь физической картой Краснодарского края, назови какие водоемы есть в нашем крае.
- Чем они богаты?
- Какую роль в жизни человека играет вода?
Вывод: Нельзя допускать, чтобы сточные воды заводов, фабрик и ферм, ядохимикаты с полей, мусор попадали в водоёмы. От грязной воды погибают растения, животные, нарушается природное равновесие, заболевают люди. Водоемы надо беречь!
- Место скопления и хранения воды.
- Без воды, как и без воздуха, не может существовать жизнь на земле. Водоемы служат для перевозки грузов, ловли рыбы, отдыха людей. Поэтому реки, озера и другие водоемы должны быть чистыми и охраняемы.
Открытие нового (знания, способа действия)
Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.
- Тут есть моря, и реки, и пруды,
И океан любимой – из глубин – воды.
- На какие две группы можно разделить все водоемы?
- Какие водоемы можно отнести к естественным?
- Какие водоемы относятся к искусственным?
-Естественные и искусственные (пресные и соленые)
- Моря, реки, озера, ручьи, плавни, лиманы.
Водохранилища, пруды, каналы.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Творческие задания
Формирование умения обобщать знания.
Заочное путешествие по физической карте Краснодарского края
Чёрное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским. Площадь моря 422 тыс. кв.км, самая большая глубина – 2245 м. в море водится свыше 1000 видов животных. Среди них – удивительные и красивые млекопитающие. Это дельфины. Обитает в море примерно 170 видов рыб. Чёрное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира. На черноморском побережье нашего края расположены города: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи. В санаториях, турбазах, находящихся на берегу моря, лечатся и отдыхают взрослые и дети.
Азовское море Оно резко отличается от Чёрного моря и находится на северо-западе нашего края. Площадь моря 38800 кв.км, в 11 раз меньше Чёрного моря. Глубина не превышает 14 метров. Вода опресняется реками Кубанью и Доном, поэтому содержит мало соли и легко замерзает. Азовское море – уникальный водоем, ещё недавно считался самым богатым по рыбным запасам. На Азовском побережье расположены города: Ейск, Темрюк, Приморско-Ахтарск.
- Найдите на контурной карте Чёрное и Азовское моря и нанесите на карту.
- Посмотрите на карту края, она покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это показаны наши реки. Одни из них горные – бегут быстро, бурно, другие равнинные, текут медленно, спокойно.
- Какие реки вы знаете? Покажите и нанесите на контурную карту.
- горные реки коротки, быстры и текут по глубоким ущельям. Из рек впадающих в Чёрное море, наиболее значимы Музымта, Сочи, Туапсе, Вулан, Пшада и др.
В северной части Азово-Кубанской равнины в сторону Азовского моря текут степные реки. Наиболее крупные: Кирпили, Бейсуг, Челбас, Сосыка, Ея и др.
- Кубань – одна из крупнейших и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под горы Эльбрус. Длина реки Кубань 870 км, площадь бассейна 57900 кв.км. Более 700 км находится в пределах Краснодарского края. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два рукава: Кубань и Протока. Река имеет притоки, которые стекает с северных склонов Большого Кавказа. Это Уруп, лаба, Белая, Пшит, Псекупс, впадающие в Краснодарское водохранилище.
Кубань и степные реки в жизни населения имеют большое значение. Воды реки Белой вращают турбины гидроэлектростанций: Майкопской и Белореченской.
Озера. У Азовского моря есть озеро Ханское, Голубицкое, Соленое, Чембурка (около Анапы), Суджукское (около Новориссийска). Все эти озера соленые. Грязь озер используется в лечебных целях. А вот озеро Абрау (у Новороссийска) и озеро кардывач (у Красной Поляны) привлекают туристов необычайной красотой.
Плавни образовались от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды.
Лиманы – неглубокие водоемы, созданные деятельностью Азовского и Чёрного морей, степных рек и Кубани. Наиболее крупные Ахтанизовский, Восточный, Кирпильский, Ейский.
Искусственные водоемы: Шапшугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское водохранилища. С помощью водохранилищ поддерживает уровень воды, необходимый для судоходства, орошаются территории, бедные влагой, обеспечивается нормальный полив посевов риса.
Подведение итогов.
Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.
- Назовите крупнейшие естественные и искусственные водоемы Кубани.
- Как влияет климат на режим рек края?
- Как используются горные реки?
Работа с физической картой Краснодарского края
- Самое большое водохранилище.
- Ответвление, отходящее от главного русла реки.
- Озеро, которое находится около Анапы, известное своими целебными грязями.
- Образования от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды.
- Неглубокие водоемы, созданные деятельностью Азовского и Черного морей
- Из-под ледников какой горы берет свое начало река Кубань.
- Что вы можете рассказать о водоемах нашего края?
Творческое задание: Подготовить рассказ по плану об одном водоеме Краснодарского края
Краснодарское
Рукав
Чембурка
Плавни
Лиман
Эльбрус