Технологическая карта урока по теме: "Озёра России"
Технологическая карта урока по теме: "Озёра России"
Цель урока по теме «Озёра России» - применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Озёра России"»
Тема урока: Озёра России.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цель урока: применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
Задачи урока: Образовательные:
закрепление знаний о многообразии озер России;
повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Воспитательные:
организация учебной деятельности в группах;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность;
формирование интереса к поисковой деятельности;
формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Развивающие:
расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
Познавательные:
формировать навыки применения математического определения масштаба, вырабатывать навыки решения задач по данной теме;
формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
определение типов озерных котловин.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, географии, истории;
воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Личностные:
осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
осознание важности любви к Родине;
проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.
УМК. Учебник и атлас издательства М: «Русское слово» под редакцией Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
I. Организационный момент
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Кого бы вы на свете не спросили, Любой вам скажет - есть страна Россия И если к карте мира подойти, Легко вам будет там её найти.
Вы здесь увидите бескрайние просторы, Зеленые леса, поля, хрустальные озера, Величие широких русских рек, Места, где еще не был человек.
И посмотрев на карту, вы поймете В какой великой и большой стране живете!
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: В процессе изучения тем курса вы получили теоретические знания. Должны давать определения понятиям. Сейчас вы ответите на вопросы и постараетесь сформулировать тему и задачи урока. Поскольку карта – это не вольное живописное изображение Земли, а строгий чертёж. То в ней заложена определённая математическая основа. 1. Назовите её. Ответ: (картографическая проекция, масштаб, географические координаты).
2. Какую математическую основу применяют для того, чтобы такая большая страна, как наша, поместилась на карте? Ответ: (Масштаб)
3. Что называется масштабом?
Ответ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
Или Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
4.Как может выражен масштаб?Ответ: Масштаб может быть выражен дробью, у которой числитель равен единице (см), а знаменатель – это число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение на карте?
5. Какие виды масштабов вы знаете?
Ответ: именованный, численный и линейный.
Задание № 1. У вас на столах карточки. Вы должны выполнить Задание № 1 – где нужно Преобразовать численный масштаб в именованный или именованный масштаб в численный. И Задание № 2. Определите масштаб карты .
Затем сравнить с эталоном и поставить «плюс» или «минус» в листе оценивания.
Задания 1 группе:
Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000 в 1 см – 20 м
Задания 2 группе:
Преобразовать численный масштаб в именованный:
1:15000000 в 1 см – 150 км
Задания 3 группе:
Преобразовать именованный масштаб в численный:
в 1 см – 30 км 1:3000000
Задания 4 группе:
Преобразовать именованный масштаб в численный:
в 1 см – 500м 1:50000
Задания 5 группе:
Преобразовать именованный масштаб в численный:
в 1 см – 350 км 1: 350 00 000
Задание № 2. Определите масштаб карты . Преобразуйте численный масштаб в именованный.
Группа №1 стр. 15 – масштаб 1: 20 000 000, в 1 см. – 200 км;
группа № 2 стр. 18 – масштаб 1: 30 000 000, в 1 см – 300 км;
группа № 3 стр. 58 – масштаб 1: 85 00 000, в 1 см – 85 км;
группа № 4 стр. 62 - масштаб – 1: 125 00 000, в 1 см – 125 км;
группа № 5 стр. 64 - масштаб - 1: 150 00 000, в 1 см – 150 км.
6. Дайте определение озера
Ответ: озером называется природной углубление на поверхности суши, заполненное водой.
7. Что называется ПТК? Ответ: территория, в пределах которой существует закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов.
Озёра являются частью каких-либо ПТК.
Учитель: мы повторили некоторые понятия, выполнили задания. А сейчас сформулируйте тему урока нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?
IV. Практическая работа в группах. Работа с инструктированными карточками
(Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа получает домашнее задание подготовить сообщение об озерах России).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Домашнее задание I группы: сообщение об озере Байкал.
Задание № 1
По карте на стр. 63, используя масштаб карты, определите протяженность озера Байкал с юга на север (длину) и с запада на восток (ширину).
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Байкал (город Иркутск).
Задание № 3
Определите площадь озера Байкал. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.
Домашнее задание II группы: сообщение о Ладожском озере .
Задание № 1
По карте на стр. 58-59, используя масштаб карты, определите протяженность Ладожского озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Ладожского озера (место впадения реки Волхов).
Задание № 3
Определите площадь Ладожского озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.
Домашнее задание III группы: сообщение о Телецком озере.
Задание № 1
По карте на стр. 62, используя масштаб карты, определите протяженность Телецкого озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Телецкого озера (северная оконечность) .
Задание № 3
Определите площадь Телецкого озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.
Домашнее задание IV группы: сообщение о Онежском озере.
Задание № 1
По карте на стр. 58-59, используя масштаб карты, определите протяженность Онежского озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Онежского озера (южная оконечность).
Задание № 3
Определите площадь Онежского озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.
S = 1/.2 d1 х d2, где d1 – длина озера в км, а d2 – ширина озера в км (для определения ширины и длины озера используйте предыдущие измерения)
Домашнее задание V группы: сообщение о озере Таймыр.
Задание № 1
По карте на стр. 63, используя масштаб карты, определите протяженность озера Таймыр с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Таймыр (место впадения реки Верхняя Таймыра) .
Задание № 3
Определите площадь Телецкого озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.
S = 1/.2 d1 х d2, где d1 – длина озера в км, а d2 – ширина озера в км (для определения ширины и длины озера используйте предыдущие измерения)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель математики: Подведем итоги. Чему мы учились сегодня на уроке?
А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите лист самооценки и заполните его.