Деятельность учителя Организует работу учащихся по динамичным группам, предлагает проанализировать климатограммы климатических поясов и заполнить таблицу: «Характеристика климата на основе климатограммы» Слайд 3 Тип кли- мата | Темпе- ратура января | Темпе- ратура июля | Год. ампли- туда | Год. кол. осад- ков | Режим выпа- дения осадков | Эквато- риальный | | | | | | Суб эквато- риальный | | | | | | Тропи- ческий | | | | | | Суб Тропи- ческий | | | | | | | Деятельность учащихся Распределяют роли в группе для анализа климатограммы, заполняют таблицу, обдумывают план ответа 1 группа экваториальный климат; 2 группа субэкваториальный; 3 группа тропический; 4 группа субтропический. |
Деятельность учителя Организует работу по ознакомлению результатов анализа климатограмм различных типов климата Африки -Познакомьте с результатами работы своей группы. -Назовите температуры января и июля экваториального климата. -Укажите годовое количество осадков субэкваториального климата. -Назовите амплитуду температур тропического климата. -Укажите самые влажные ( сухие ) месяцы субтропического климата. И т.д. Организует эвристическую беседу -Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата материка? -Сколько воздушных масс господствует в течение года в основном климатическом поясе? -В каких переходных климатических поясах расположена Африка? -Сколько воздушных масс господствует в течение года в переходном климатическом поясе? - Какая воздушная масса господствует в субэкваториальном поясе зимой? - В каком климатическом поясе выпадает наибольшее количество осадков? - Какие факторы повлияли на образование пустыни Намиб? - Где легче переносить жару в 25 градусов , на экваторе или в тропическом поясе? Почему? | Деятельность учащихся Сообщают о результатах своей работы в группах Фиксируют результаты других групп Дают характеристику климатическим поясам Африки 5 А), Слайд 4 План характеристики климатических поясов: -название климатического пояса; -ГП; -воздушные массы; -характеристика климата. Например: экваториальный пояс, бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива, ЭВ, жарко-влажно. Сравнивают данные таблицы, делают обоснованные выводы Отвечают на вопросы эвристической беседы Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют взаимоконтроль 5Б) полученных результатов Слайд 5 Карточка взаимоконтроля, вариант 1,2 Ф.И.__________________________________ № | вопрос | ответ | 1 | Абсолютный минимум (максимум температур Африки | | 2 | Летние месяцы в Южной(Сев.)Африке | | 3 | Пустыня в северной(южной)части Африки | | 4 | Какие ВМ влияют на климат Африки | | 5 | Какие течения снижают и уменьшают( повышают и увеличивают) количество осадков | | 6 | В какой части Африки больше ( меньше) всего выпадает осадков | | Обнаруживают закономерности, обобщают результаты Сравнивают свои ответы с текстом учебника | В ходе обсуждения формируется уважительное отношение к мнению других, умение слушать друг друга, задавать вопросы. | |
Деятельность учителя Предлагает парные и индивидуальные задания на основе анализа таблицы , географических карт ,рисунков и текста учебника, Интернет- ресурсов Парные задания: №1 -Почему Африку называют «континент коротких теней»? Бывают ли в вашей местности короткие тени? Почему? Где в Африке наблюдаются короткие тени? №2 -Известно утверждение, что чем ближе к океану, тем климат более влажный. Как вы тогда объясните наличие в Африке береговой пустыни Намиб? Покажите ее на карте. Составьте характеристику ее климата. №3 В пустыне Намиб встречается дерево-карлик – вельвичия. Определи , почему у этого растения огромные жесткие листья, ведь всем известно , что у растений пустынь листья маленькие , либо изменены в колючки. №4 На каком склоне ( восточном или западном) Драконовых гор и почему Выпадает много осадков? №5 « Килимангара- сияющая гора» в переводе с Языка африканского народа суахили. Объясните, почему было дано такое название, если известно, что склоны вулкана Килиманджаро сложены горными породами, не дающими интенсивного блеска. Что же сверкает на вершине вулкана? | Деятельность учащихся Работают индивидуально и в парах по решению и моделированию климатических заданий Индивидуальные задания: Слайд 6 6 А)Установите соответствие между климатическим поясом и воздушными массами: Климатический Воздушные пояс массы летом зимой 1. Экваториальный ЭВ ТВ 2.Субэкваториальный ЭВ ЭВ 3. Тропический ТВ УВ 4. Субтропический ТВ ТВ Слайд 7 6 Б )Определите , какому климатическому поясу соответствуют данные признаки: 1.Занимает полосу между 20-ым градусом с.ш. и 20-ым градусом ю.ш. 2.Расположен в районе тропиков. 3.Занимает бассейн реки Конго и побережья Гвинейского залива. 4.Лежит на самом севере и на самом юге материка. 5.Только одно время года- лето. 6.Погода круглый год жаркая и сухая. 7.Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная. 8.Два сезона- влажный и сухой. 9.После полудня почти всегда идет сильный ливень. 10.Весь год мало осадков. Слайд 8 А) Экваториальный 3,5,9 | Б) Субэкваториальный 1,8 | В) .Тропический 2,6,10 | Г) Субтропический 4,7 | |