|  1. Организационный этап.  
  
 
 | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке) Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. |  Приветствие учителя, подготовка к уроку.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока. 
 
 | 
 | Проверка готовности рабочего места ученика и учителя | 
  |  1. Контрольно – оценочный этап  а/ взаимопроверка;  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 б/ проблемный вопрос |  На доске:  Группа А.  - Что такое астероид?  - Что вы знаете о метеоритах?  Группа Б.  - Каково строение кометы?  - Что такое метеор?  Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу.  Предлагает другой паре осуществить взаимооценку.  После комментария в журнал выставляются оценки.  
 - Можно ли наблюдать метеоры на Луне? |  Дети в парах осуществляют взаимопроверку.  
  
  
  
  
  
  Взаимооценка.   Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.  
  
  
  
  
  
  
  
 Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. | 
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Осознанно использовать речевые средства для представления результата.  Регулятивные: умение ставить проблему 
 | 
  |  2. Мотивационно – целевой этап:  а/ определение темы урока;   
  
  
  
 б/ целеполагание |  Диалог с учащимися:  1. Перечислите все известные нам космические тела.  2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы?  3. Что мы сегодня будем изучать на уроке?  4. Какова тема урока?   
  На доске вывешивается карта звёздного неба и плакат с эпиграфом.  Учитель наизусть выразительно читает слова эпиграфа.  
  Диалог с учащимися:  - Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку?  - Как вы их понимаете?  - Согласны ли вы с автором?  - Как вы относитесь к звёздам?  - Нужно ли их изучать?  - Что вы хотели бы узнать о звёздах? - Какие источники информации мы будем использовать?  |  Каждый ученик называет не более одного небесного тела.  
  
  
 Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь.  
  
  
  
  
  
  
  
  В диалоге должны принять участие как можно больше детей.   Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было.  Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах? Какие и для чего? (личностная значимость знаний). |  Формирование мотивационной основы учебной деятельности  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Смыслоопределение. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Формулирование темы и цели урока | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.  Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Высказывание суждений, подтверждение их фактами | 
  |  3. Организационно – деятельностный этап:  а/ определение понятия «звёзды»  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  б/ составление плана изучения звёзд  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  в/ самостоятельная работа в малых группах  
  
  
  
  
  г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 г/ выступление учащихся |  1. Понятие о звёздах.  Учитель предлагает дать детям собственное определение.  Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске:  Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.    
  Давайте составим по этому определению план изучения звёзд.  О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д.  
  
  
  
  Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд?  Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы?  Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе?  Выберите задания и приступайте к работе (5 минут).   
 Учитель читает стихи: *А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.
 Брызги пены, шум прибоя,
 А над морем - мы с тобою (машут руками)
 *Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.
 Веселее загребай
 И дельфинов догоняй (плавательные движения руками)
 *Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу (ходьба на месте)
  *Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.
  
  
 Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ. |  
  Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети записывают определение в тетради.  
  
  
  
  
  Устно составляют план (он записывается на доске):  - температура,  - размеры,   - состав,   - форма,   - удалённость от Земли.  
  Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы.  
  
  
  После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе. 
  Выполняют физические упражнения  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её. Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления. |  Формирование устойчивого познавательного интереса  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Самоопределение в условиях работы в парах или в группе  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности  
  
  
 
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника |  Выполнение учебных действий в соответствие с заданием  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Умение вести самостоятельный поиск  
  
  
  
  
  
  
  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками  
  Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 
  | 4. Рефлексивно – оценочный этап.  |  Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду).  Можно предложить вопросы – ориентиры:   - Как меня называют?  - Где я нахожусь?   - Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)  - Как я себя чувствую в космическом пространстве?  - Что меня ждёт в будущем?   
 Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса. |  В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют.  
  
  Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя. | 
 |  Использование   приобретенных  знаний и умений в самостоятельной  практической деятельности.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Умение систематизировать знания по теме.  
  
  
 
 | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием | 
  | 5. Задание на дом. |  Учитель комментирует д/з:   а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля;  б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию;  в/ для любознательных – составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу. |  Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.  
 Записывают д/з в дневник. | 
 | 
 | 
 |