Тема: Повторение по разделу «Материаловедение»
Страна тканей
Цель: обобщение и применение полученных знаний на практике.
Образовательная:
- Обобщить и систематизировать материалы темы, отработать практические навыки.
- Формировать у учащихся умения работать коллективно и повышать интерес к предмету, посредством активных форм работы.
Развивающая:
- Развивать устную речь учащихся, наблюдательность, логическое мышление, воображение, произвольное внимание (записи в таблицах).
- Развивать чувства товарищества и взаимной ответственности.
Воспитательная:
Воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, прививать навыки культуры труда и аккуратности
Оснащение урока: проектор, презентация, образцы тканей, карандаш, линейка, ластик, клей, эскизы открыток.
Форма урока: урок-соревнование.
Методы обучения:
- словесные: загадки, вопросы, конкурсы;
- наглядные: слайды, коллекции образцов ткани;
- практические: самостоятельные работы учащихся по изготовлению текстильной открытки из х/б и льняных тканей.
Ход урока
I. Орг. момент.
1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.4. Настрой учащихся на работу;
1.5. Доведение до учащихся темы и плана урока. (Слайд 1 )
II. Условия игры.
Класс делится на две команды (их название: “ниточка”, “иголочка”). Объяснение условий соревнования. Форма работы разная: коллективная и индивидуальная, но каждый работает не только за себя, но и в целом за всю команду. За каждый правильный и правильный ответ команда получает балл или звезду.
III. Разминка. Отгадайте загадки.
В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает. (Хлопок)
(Слайд 2 ).
Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает. (Лен)
(Слайд 3 ).
(Слайд 4 ).
А что это за растения и для чего они необходимы?
Какие части этих растений используют для производства ткани?
Лен и хлопок известны человеку с давних пор. В настоящее время они возделываются во многих странах мира.
Р.К. А как вы думаете, выращивают ли эти культуры на территории нашего Труновского района? (Слайд 5 ).
Наши предки изготавливали ткани сначала из диких растений крапивы, конопли, а в настоящее время хлопок и лен, служат волокнами для изготовления тканей.
(На Слайде 6 слово ВОЛОКНО и две стрелки)
Скажите, а что получают из волокна?
(На Слайде 6 появляется слово ПРЯЖА)
А как называется операция, в результате которой из волокна получают пряжу?
(На Слайде 6 цепочка из слов Волокно-----прядение------пряжа)
Обратите внимание на слайд, в такой последовательности получают нити для изготовления тканей.
IV. Игра.
Рассказ учителя:
- история развития прядильного оборудования (Слайд 7 );
- современный ткацкий станок (Слайд 8 ).
Пришло время следующего задания командам.
Задание 1. (Слайд 9). “Волшебный цветок”
Участники команды по очереди выбирает лепесток «цветка» на котором написан вопрос и получает право ответа.
- Нити, идущие вдоль ткани называются… (Основные нити)
- Нити идущие поперек ткани называются …. (Нити утка)
- Неширокая, плотная полоса, идущая с двух сторон ткани – это…. (Кромка)
- Переплетение нитей основы и утка называется …. (Ткацкое переплетение)
- Процесс получения ткани из пряжи – это (Ткачество)
- Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей называется… (Ткань).
(На Слайде 9 появляются все понятия)
Все эти понятия характеризуют производство ткани.
(Вручение звезды). Комментарии.
Задание 2. «Угадай».
Объяснение условий.
Перед вами лежат образцы тканей, определите, что это за ткань и заполните таблицу. Укажите направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки и записать в таблицу 1..
(Слайд 10 ).
Не забывайте, что у нас соревнования, поторопитесь.
Признаки определения
1-й образец
2-й образец
По внешнему виду:
- блеск;
- тонина.
Матова,
Тонкая
Блестящая
Толстая
На ощупь
Мягкие
Жесткие
Осыпаемость
Слабая
Средняя
Вид ткани
Хлопчатобумажная
Льняная
(Вручение звезды).
Задание 3.
«Определи» на образцах тканей направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки. Кто быстро и правильно выполнит задание, получит звезду.
Давайте проверим вашу работу. (Слайд 11 ).
(Вручение звезды). Комментарий.
V. Физминутка. «Мастерица». (Слайд 12 ).
1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
В понедельник я кроила,
А во вторник — платье шила
В среду — фартук вышивала,
А в четверг — белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Учитель. А сейчас мы переходим к заключительному конкурсу наших соревнований.
Задание 4. . “Конструктор”(мини-проект). (Слайд 13 ).
Объяснение условий.
Участники команд получают задание: Пользуясь технологической картой выполнить текстильную открытку.
Каждая команда из вырезанных деталей составляет аппликацию по технологической карте. Перед началом работы учащиеся выбирают образцы натуральных тканей и определяют лицевую и изнаночную сторону деталей. Если детали вырезаны неправильно их, обязательно, нужно отложить в сторону. (Самооценка уч-ся: правильный выбор образцов, сторон тканей, аккуратность и эстетический вид работы)
VI. Финал.
Подсчитать количество звёзд в командах.
Награждение победителей и участников.
Оценка за урок выставляется за активное участие в игре каждому обучающемуся.
(Слайд 14 )
Рефлексия.
- Молодцы! Я очень за вас рада. А теперь я хочу попросить всех сидящих в этом классе поднять правую руку и погладить, то есть поблагодарить соседку с правой стороны. У вас замечательная соседка, которая с вами прекрасно сотрудничала весь урок. А теперь поднимите левую руку и погладьте соседку с лева. Она такая замечательная, такая творческая, как и справа, и мы благодарим ее за это! Ну а теперь поднимите, пожалуйста, две руки (аплодисменты), вы самые лучшие! Вы прекрасно работали на уроке, зарядились, я надеюсь, хорошим настроением, творческими идеями, которые вам пригодятся на следующем уроке.
Наш урок подошел к концу. Пусть эти открытки станут амулетом, которые будут хранить в вашей памяти минуты нашей встречи. Всего вам хорошего. До свидания.