Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач) | Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л). Формулирование темы и цели урока (П). Осознание цели урока (М) | Урок начинается с зачитывания эпиграфа: «Открылась бездна - звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». М.В. Ломоносов Прокомментируйте эти строки. Учитель: Еще у древних людей возникла необходимость в умении ориентироваться на местности. Передвигаясь к своему жилищу или к местам охоты. Позднее с развитием земледелия, появилась потребность в отсчете времени. Но у людей, живших в то время, не было никаких приборов для измерения времени или расстояния. И они обратили внимание на закономерность в движении солнца, Луны и звезд на небе. Так возникла практическая потребность в изучении небесных тел, а именно звезд. Вопрос: Что такое звезды? Ответ: Звезды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Учитель. Таким образом, мы продолжаем изучать Вселенную и тема нашего сегодняшнего урока - «Мир звезд.». Называются задачи урока. • Формирование представлений о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, знакомство с созвездиями. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока |
Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности) | Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М) Формирование устойчивого познавательного интереса (Л) Понимание многообразия звезд, как различаются звезды по размерам и цвету размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. (П) Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М) | Вспомним … 1 Вопрос: Что такое астероид? В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов? Ответ: Астероиды-малые планеты, «звездоподобные», большинство движется между орбитами Марса и Юпитера. 2 Вопрос: Каково строение кометы? Из чего состоит ее ядро? Как изменяется внешний вид кометы за время ее движение по орбите? Ответ: Строение кометы :ядро, газовая оболочка и хвост. Ядро состоит из льда, замерших газов и твердых частичек некоторых других веществ. Хвост состоит – из газов и мелкой пыли. При приближении кометы к Солнцу – ядро нагревается, образуется газовая оболочка и появляется хвост (млн.км) направлен в строну от Солнца, при удалении хвост и газовая оболочка исчезают. 3 Вопрос: Что такое метеор и метеорит? В чем различие между метеорами и метеоритами? - Метеоры – световые явления, возникающие при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли. - Метеориты – обломки комет и астероидов, упавшие на Землю. 4. Вопрос: Можно ли рассчитать время появления комет? Например, комета Галлея – подходит к Солнцу 1 раз в 76 лет, последний раз видели комету в 1986 г. Когда ожидается ее появление? Ответ: в 2062 году, через 49 лет. На сегодняшнем уроке мы познакомились с понятием «звезда», рассмотрим многообразие звезд, размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Что уже вам известно о солнце? (слайд 9) Солнце-центр Солнечной системы; его размеры. Диаметр ≈ в 400 раз Луны; в109 раз Земли Его масса в 333 000 раз больше массы Земли Свет от него до нас доходит за 8,3 мин. t° внутри ≈ 15 млн° С t° на поверхности ≈ 6 000° С Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток.(рассказ учителя) (слайд 10) Мир звезд очень разнообразен. Звезды различаются: -по размерам (Сверхгиганты, Гиганты, Карлики) - по цвету (белые, голубые, желтые и красные) Самые горячие звезды белого и голубого цвета, менее горячие – желтые Холодные - красные. Созвездия - определенные участки звездного неба. Все небо разделено на 88 созвездий на территории нашей страны можно увидеть 54 названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. (слайд18-24) | Дают ответы на вопросы Проверяют правильность своих ответов. - Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность: - - Запись в тетрадях уч-ся размеров Солнца - Самостоятельно составляют схему (кластер) «Звезды» Называют известные созвездия. Выписать в тетр. Определение «созвездие» |
Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) | Ценностное отношение к изучаемой теме (Л) Умение систематизировать знания по теме «Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.» (П) Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, - умение управлять (М) | Вопросы для беседы: (слайд 25) 1. 2. Тест (определите какие утверждения неверные и почему) Подводит итоги урока. Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему? Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §13, Вопросы р.т стр. 34, 35 (слайд 26) Подготовить сообщения о происхождении названий звезд и созвездий (отдельным учащимся) | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения Записывают домашнее задание в дневник |