| Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач) 
 
 
 
 
 | Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л). 
 Формулирование темы и цели урока (П). 
 Осознание цели урока (М) | Урок начинается с зачитывания эпиграфа:   «Открылась бездна - звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». М.В. Ломоносов   Прокомментируйте эти строки. Учитель: Еще у древних людей возникла необходимость в умении ориентироваться на местности. Передвигаясь к своему жилищу или к местам охоты. Позднее с развитием земледелия, появилась потребность в отсчете времени. Но у людей, живших в то время, не было никаких приборов для измерения времени или расстояния. И они обратили внимание на закономерность в движении солнца, Луны и звезд на небе. Так возникла практическая потребность в изучении небесных тел, а именно звезд. Вопрос: Что такое звезды? Ответ: Звезды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Учитель. Таким образом, мы продолжаем изучать Вселенную и тема нашего сегодняшнего урока - «Мир звезд.». Называются задачи урока. • Формирование представлений о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, знакомство с созвездиями. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности) 
 
 
 
 
 | Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) 
 
 
 
 Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Формирование устойчивого познавательного интереса (Л) 
 Понимание многообразия звезд, как различаются звезды по размерам и цвету размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. (П) 
 Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М) 
 
 |  Вспомним … 1 Вопрос: Что такое астероид? В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов? Ответ: Астероиды-малые планеты, «звездоподобные», большинство движется между орбитами Марса и Юпитера. 2 Вопрос: Каково строение кометы? Из чего состоит ее ядро?  Как изменяется внешний вид кометы за время ее движение по орбите? Ответ: Строение кометы :ядро, газовая оболочка и хвост. Ядро состоит из льда, замерших газов и твердых частичек некоторых других веществ. Хвост состоит – из газов и мелкой пыли. При приближении кометы к Солнцу – ядро нагревается, образуется газовая оболочка и появляется хвост (млн.км) направлен в строну от Солнца, при удалении хвост и газовая оболочка исчезают. 3 Вопрос: Что такое метеор и метеорит? В чем различие между метеорами и метеоритами? - Метеоры – световые явления, возникающие при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли. - Метеориты – обломки комет и астероидов, упавшие на Землю. 4. Вопрос: Можно ли рассчитать время появления комет? Например, комета Галлея – подходит к Солнцу 1 раз в 76 лет, последний раз видели комету в 1986 г. Когда ожидается ее появление? Ответ: в 2062 году, через 49 лет. 
  На сегодняшнем уроке мы познакомились с понятием «звезда», рассмотрим многообразие звезд, размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.   Что уже вам известно о солнце? (слайд 9)Солнце-центр Солнечной системы; его размеры. Диаметр ≈ в 400 раз Луны; в109 раз  Земли  Его масса в 333 000 раз больше массы Земли  Свет от него до нас доходит за 8,3 мин.  t° внутри ≈ 15 млн° С  t° на поверхности ≈ 6 000° С  Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток.(рассказ учителя) (слайд 10)  Мир звезд очень разнообразен.     Звезды различаются:    -по размерам (Сверхгиганты, Гиганты, Карлики)  - по цвету (белые, голубые, желтые и красные)  Самые горячие звезды белого и голубого цвета,  менее горячие – желтые    Холодные - красные.  Созвездия - определенные участки звездного неба. Все небо разделено на 88 созвездий на территории нашей страны можно увидеть 54 названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. (слайд18-24)   | Дают ответы на вопросы 
 
 
 
 
 
 
 
 Проверяют правильность своих ответов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность: -   - Запись в тетрадях уч-ся размеров Солнца 
 
 
 
 
 - Самостоятельно составляют схему (кластер) «Звезды» 
 Называют известные созвездия. Выписать в тетр. Определение «созвездие»   | 
  | Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) 
 
 
 
 
 
 
 | Ценностное отношение к изучаемой теме (Л) 
 Умение систематизировать знания по теме «Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.» (П) 
 Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, - умение управлять (М) | Вопросы для беседы: (слайд 25) 1.    
 2. Тест (определите какие утверждения неверные и почему)
  Подводит итоги урока. Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему? Комментирует и выставляет оценки за урок. 
 Объясняет д/з §13, Вопросы р.т стр. 34, 35 (слайд 26) Подготовить сообщения о происхождении названий звезд и созвездий (отдельным учащимся) | Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания. 
 
 
 
 
 Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения 
 Записывают домашнее задание в дневник |