Просмотр содержимого документа
«Тема: "Животный мир тундры."»
Песец – небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Песец пониже лисицы и у него покороче мордочка. У него ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают. Чаще всего песцы окрашены в белый цвет, но бывают светло – серые или голубовато – серые. Летний мех сравнительно редкий, зимний — плотный, равномерный и очень густой, поэтому животное зимой кажется укутанным в шубу.
Очень острое обоняние помогает песцу находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Песцы питаются леммингами, выброшенной на берег рыбой. Песцы часто охотятся про запас и закапывают леммингов, рыбу, крупную птицу в землю или прячут под лед. В зимнее время песцы не устраивают жилищ, а ночуют прямо в снегу, выкапывая в нем небольшое углубление. Спят песцы очень крепко и при сильном ветре к ним можно подойти очень близко.
Белая шерсть делает этого зверька незаметным на снегу. Из-за ценного меха люди ведут охоту на песца.
Названия животных тундры
Приспособления животных к жизни в тундре
Названия животных тундры
Приспособления животных к жизни в тундре
Домашнее животное Севера с густым мехом, питается ягелем, ягодами и грибами.
Мелкий грызун тундры.
Хищная полярная птица.
Ценный пушной зверь тундры.
ОЛЕНЬ
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира.
Олень – самое полезное для человека животное в тундре. На оленях они передвигаются на дальние расстояния, употребляют в пищу мясо, из шкуры шьют одежду и обувь.
ВОЛК
-Но в тундре обитает животное, которое приносит убыток оленеводческому хозяйству. Этот свирепый, смышленый и выносливый, почти белый, под стать бескрайним белоснежным полям, хищный зверь. Послушайте, какой звук издаёт это животное. (Звук воя волка) (Ответ детей).(6 слайд тундровый волк) Правильно ребята, это тундровый волк. Запишите этого обитателя тундры в таблицу.
Северные тундровые или полярные волки крупнее своих серых собратьев, обитающих в лесах. Шерсть у них светлая, теплая, длинная, а хвост опущен вниз. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет опытный волк-вожак. Тундровые волки преследуют стада северных оленей. Вместе с ними они кочуют, перемещаясь зимой из тундры ближе к тайге. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада, тем самым предотвращая распространение болезней среди оленей. Не зря же волка называют санитаром тундры.
Лемминг
Ещё один обитатель тундры -лемминг. Запишите этого обитателя себе в таблицу. Обратите внимание, как пишется слово лемминг. Этот зверёк похож на маленькую мышку или хомячка, длина его составляет 15 см. На мордочке от глаз идут две жёлтые полоски. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры. Согревает от мороза этих зверьков – подкожный слой жира. Эти животные не впадают в спячку.
- Ребята, подумайте и скажите, как такой маленький зверёк приспособился к жизни в тундре. (его спасает подкожный слой жира).
Сова.
– За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе её прозвали «пернатой кошкой». Питается полярная сова леммингами и даже ловит рыбу . Отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они белого цвета и густым оперением с пухом. Размах крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Охотится с земли: сидит на каком-нибудь холмике и выглядывает добычу. Но в отличие от лесных сов, она видит днём и ночью. Может, вы скажите, почему?
Учебная дисциплина: География
Класс: 7
Тема: Животный мир тундры.
Тип: комбинированный
Цель: создание условий для повторения знаний о климате, географическом положении, растительности тундры; формирование понятий о животных
тундры и их особенностями.
Задачи: повторить и закрепить знания о географическом положении зоны тундры; дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны
тундры, расширить и уточнить знания учащихся о животных тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных
представителей;
корригировать внимание на основе упражнения; развивать познавательные способности; учить составлять полные правильные ответы на
поставленные вопросы, работать с учебником;
формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и ее
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, мех песца.
Технологическая карта
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный момент.
Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке.
1.Упражение на внимание.
2 мин.
Слайд 1.(пустой)
Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво!
Поздоровались учтиво!
-Сядет тот, в имени которых 3 буквы: Юля.
-Сядет тот, в имени которых третья буква Ы: Адылбек.
-Сядет тот, в имени которых есть 5 букв: Линар, Ранис, Настя, Линар, Гриша, Антон.
-Сядет тот, в имени которых 4 буквы: Юсиф.
Подготовка уч-ся к уроку.
Занимают свои рабочие места.
2.
Повторение предыдущего материала.
Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал.
1.Беседа по вопросам.
2.Компетентностно-ориентированное задание.
3.Проверка домашнего задания.
10 минут.
1.Ребята, с какой природной зоной мы познакомились на прошлых уроках?
Что обозначает слова ТУНДРА.(болотистая, безлесная местность).
Покажите на карте зону тундры. (С Кольского полуострова, полуостров Чукотка и Камчатка).
Какие моря Северного Ледовитого океана омывают зону тундры? Покажите на карте.
-Какое море самое маленькое? (Чукотское). Покажите на карте.
2.КОЗ.
Стимул: Туризм и активный отдых стал неотъемлемой частью нашей жизни. Путешествуют сегодня все. Почему бы и вам не отправиться в путешествие прямо сейчас. Я предлагаю вам поехать, на один из полуостровов тундры Кольский полуостров. Но сначала надо собрать дорожный чемодан.
Задачная формулировка: Какую одежду и обувь из названных предметов (валенки, шорты, панамка, шуба, футболка, кеды, меховая шапка, босоножки, комбинезон утеплённый, шарф, варежки, купальник.) вы обязательно положите в свой дорожный чемодан, если едете на остров Новая Земля. Объясните почему?
3.Ребята, какие ягоды попали в ваши корзинки.
Как приспособились растения к суровому климату тундры? (короткие корни, прижаты к земле, маленькие листочки, карликовые деревья
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.
Работают с картой.
Выполняют задание в парах.
Дают полные ответы.
3.
Постановка целей и задач урока.
Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся
2 мин.
Создаёт эмоциональный настрой для изучения новой темы.
Слайд 2.
Посмотрите внимательно на экран. У меня даны слова, определите какое слово лишнее и почему? Олень, брусника, песец, полярная сова.
Как вы думаете, как называется тема нашего урока? Слайд 3.
ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ.
Что нам надо сегодня узнать на уроке?
Уч-ся слушают учителя.
Определяют лишнее слово. Называют тему урока.
Как животные приспособились к жизни в тундре.
4.
Объяснение нового материала.
Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе.
1.Работа в тетради.
2.Рассказ учителя об олене.
2 минуты
3.Словарная работа.
2 минуты
4.Рассказ учителя о полярном волке.
2 минуты
5. Работа с учебником (стр. 56) о лемминге.
3 минуты.
6. Рассказ обучающегося о песце.
3 минуты.
7.Рассказ обучающегося о полярной сове.
3 минуты
8.Работа с учебником.
4 минуты.
1. Работа в тетради. Запишите число, тему урока.
Слайд 4. (звук оленя) Слайд 5. (картинка оленя)
2.Рассказ учителя о жизни оленя в тундре.
Найдите в конце учебника, в словаре, значение слова НАРТЫ. Слайд 6. (картинка олени запряжены в нарты).
Слайд 7. (пустой)
Слайд 8.( Крик волка.)Слайд 9. (картинка волка). Запись названия животного в таблицу. Рассказ учителя о волке.
Ещё один обитатель тундры - лемминг. Слайд 10. зверька. Провести словарную работу (обратить внимание как пишется слово Лемминг). Предлагает прочитать рассказ о лемминге.
Слайд 11 (пустой)
Показ меха песца. Картинка учебника. Рассказ Юсифа о песце.
Слайд 12. (крик совы). Рисунок в учебнике. Рассказ Адылбека о сове.
Страница 57. Прочитать о птицах, которые прилетают в зону тундры.
Вопросы:
1.Какие птицы прилетают в тундру весной? Как называют этих птиц? (перелётные) 2.Почему эти птицы не остаются зимовать? (не приспособлены к сильным морозам, нет еды)
Записывают дату
Уч-ся слушают учителя, вступают в беседу.
Слушают рассказ учителя.
Работают со словарём
Слушают рассказ учителя, заполняют таблицу.
Читают рассказ о лемминге.
Юсиф рассказывает о песце. Учащиеся слушают
Адылбек рассказывает о сове. Учащиеся слушают.
Читают о птицах. Вступают в беседу по прочитанному.
5.
Физминутка.
2 минуты.
Смотрим вверх, прогнули спину,
Покачали головой,
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели,
Ох! – и сели.
Ах! – и встали.
Снова сели, встали,
Пальцы сжали и разжали.
Не устали?
Выполняют движения.
6.
Закрепление и повторение изученного материала.
Цель: закрепить знания и умения.
1.Работа с таблицей.
1.Работа с кроссвордом.
5 минут
1.Заполнение таблицы.
Названия животных тундры
Приспособления животных к жизни в тундре.
Ребята, посмотрите внимательно на ваши таблицы и скажите, как животные приспособились к суровому климату тундры? Что у них общего с животными зоны арктических пустынь?
Слайд 13.(кроссворд).
2.Посмотрите внимательно на экран. Что на экране? Кроссворд. Но ответы уже вписаны. Вам не надо его уже разгадывать, но нужно придумать вопросы к ответам. Вспомните, какой внешний вид у животного, чем питается, повадки и т.д.
1Домашнее животное Севера с густым мехом, питается ягелем, ягодами и грибами.
2.Мелкий грызун тундры.
3.Хищная полярная птица.
4.Ценный пушной зверь тундры.
Заполняют таблицу.
Придумывают вопросы к кроссворду.
7.
Подведение итогов урока и оценка.
Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся. 2 минуты
Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика.
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.
8.
Рефлексия.
Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке.
2 минуты
Давайте проанализируем свою работу на уроке. Я предлагаю вам закончить предложения.
Сегодня я узнал….
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Высказывают своё мнение об уроке.
9.
Домашнее задание.
Нарисовать какое-нибудь животное тундры.- всем.
Для 1-2 групп- ответить на вопросы учебника 1,2, страница 58.