Обсуждение и выдвижение гипотез. Проводится обсуждение. Расскажите все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете. А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока. - НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле. - Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки). - Что означает слово планета? Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА. На данном этапе возможны продолжения занятия: 2. Анализ результата. - Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит). - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику). - Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18) Выход на новое знание. После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы : - Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями) - Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему? - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить) - Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен? А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка? Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах. Сравнительное описание сделайте по плану: Формы и размеры Наличие линии горизонта Четкость изображенных географических объектов. РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются. Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче. - На все ли вопросы мы нашли ответ? - Почему люди в древности считали, что Земля плоская? -Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара? - Какие доказательства шарообразности привел Аристотель? Учитель подводит учащихся к следующему выводу: Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни. Для каких профессий нужны эти знания? Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты. Д/З №3, проделайте опыт на с. 19 |