2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель демонстрирует термометр, спрашивает, что измеряют при помощи прибора, как им пользоваться. Скажите, о чём мы сегодня будем говорить и какую тему изучать? Формулирует тему. «Температура воздуха». План урока демонстрируется на экране: 1. Нагревание земной поверхности и температура воздуха в тропосфере. 2. Суточный ход температур. Годовой ход температур. 3.Среднесуточная температура. Среднегодовая температура. 3. Годовой ход температуры воздуха в Нижнем Новгороде; определение среднесуточных и среднегодовых температур воздуха на примере Нижнего Новгорода. 4. Обобщение знаний и закрепление. | Предполагаемые ответы: это термометр. С его помощью измеряют температуру. На приборе есть шкала, по которой определяют значение температуры, можно измерять температуру на улице, дома… температуру; температуры воздуха |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | 1. Что является источником света и тепла на Земле? 2. Объясните с помощью учебника, как нагревается воздух (от чего)? 3. Покажите стрелками. Солнечные лучи -------- t земной поверхности -------- t воздуха А изменяется ли температура с высотой? 4. Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по – разному, почему?) Суша и вода нагреваются по разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает). 5. Суточный ход температуры воздуха. Найдите с помощью данных таблицы соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток? Температура 7.декабря 2019 г. Нижний Новгород время | температура | 6 ч | 0* | 12ч | 2* | 14ч | 5* | 16ч | 4* | 20ч | 2* | (Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (хол). Давайте попробуем объяснить почему же температура так изменяется в течении суток. Мы можем обратиться к рисунку в учебнике.( рис. Угол падения солнечных лучей) 6.Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха. Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха. Дайте определение суточной амплитуды температуры воздуха. ( воспользуйтесь учебником) У амплитуды нет знаков «+» и «-». Назовите алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха. Попробуйте вывести формулу. Амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год Как? Предлагаю вернуться к нашему вопросу. Почему в прогнозе погоды нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Вспомните из уроков математики и запишите, как вычислять среднее арифметическое. | Ответы учащихся: 1.Источником света является Солнце 2. Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли. 3.Солнечные лучи …. t земной поверхност … t воздуха) 4. учащиеся могут предположить и дать ответ на вопрос. Если они не смогут ответит, то учитель поясняет. 5. Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости. 6. находят определение в тексте учебника. «Суточная амплитуда температуры воздуха – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток» Ученики: Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха 1. Найти среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха; 2. Найти среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха; 3. От самой высокой температуры воздуха вычесть самую низкую температуру воздуха. Предлагают формулы.( А = Т max – Т min) Ответы учащихся :1. Амплитуда температур за неделю: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за неделю. 2. Амплитуда температур за месяц: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за месяц. 3. Амплитуда температур за год: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за год. Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Задание 1 Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным: Т мах | Т мин | А | 9 | 3 | 6 | -10 | -15 | 5 | 12 | -2 | 14 | Задание2. Найдите среднесуточную температуру воздуха в г. Нижний Новгород. | 2часа | 8часов | 14часов | 20часов | Тс | 1 | 3 | 10 | 12 | 7 | =8 | 2 | -19 | -18 | -14 | -17 | =-17 | 3 | 10 | 12 | 15 | 13 | =10 | А как можно узнать среднемесячную температуру? Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как же вычислить среднегодовую температуру? Задание 3. Вычислите среднемесячную температуру воздуха за декабрь,2019 года, г. Нижний Новгород. Число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | Т | -7 | -8 | -5 | -3 | -3 | -3 | -6 | -4 | -3 | -3 | | | число | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | т | -5 | -6 | -5 | -5 | -7 | -9 | -7 | -4 | -4 | -6 | | | число | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | т | -1 | -1 | -1 | -1 | -5 | -6 | -5 | -6 | -7 | -10 | | 31 | | -11 | Задание 4. Вычислите среднегодовую температуру воздуха для г. Нижнего Новгорода по данным 2018 года. Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | Т | -10 | -4 | 0 | 6 | 16 | 18 | 19 | 18 | 12 | 3 | -3 | -5 | | Делают вычисления, находят амплитуду температур. Сложить средние температуры за сутки и разделить полученную сумму на количество дней в месяце. Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12. Выполняют расчеты, находят среднемесячную, среднегодовую температуры |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Вопросы для рефлексии: потребуются ли вам в жизни полученные сегодня на уроке знания и умения? Какие трудности встретили при изучении новой темы? Комментируя активность на уроке, выставляет оценки. Отмечает только положительные стороны в работе учеников на уроке. Спасибо за урок. Тема «Атмосфера» очень трудная, но и интересная. Мы все с вами чувствуем, что очень много зависим от состояния этой сферы Земли и иногда она бывает очень сурова к нам. Поэтому, чтобы не быть беспомощными перед стихией природы, надо знать все о ней. Атмосферой - занимаются учёные – метеорологи – может кто-нибудь в будущем из вас и займётся этой наукой. | Отвечают на вопросы. Благодарят за урок. |