kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока в 6 классе по теме " Атмосфера. Температура воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями НИРО. В разработке предлагается вариант урока по теме "Атмосфера. Температура воздуха" с заданиями краеведческих данных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе по теме " Атмосфера. Температура воздуха"»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Зоркова Любовь Владимировна

Район

Кстовский

Место работы

МБОУ СШ №5, г.Кстово

Должность

Учитель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Е.М. Домогацких. « Русское слово»

Тема учебного занятия


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Атмосфера. Температура воздуха.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Атмосфера»

1.Состав и строение атмосферы

2. Температура воздуха.

3. Атмосферное давление

4.Движение воздуха

5.Вода в атмосфере

6.Погода

7.климат

8. Контроль по теме «Атмосфера»


Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Создать условия для овладения теоретическими знаниями по теме «Атмосфера. Температура воздуха» и способами их прикладного использования.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся устанавливать закономерности нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, определять среднесуточные, среднемесячные, среднегодовые температуры, амплитуду колебания температуры воздуха

Обучающиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся продолжат развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями

Обучающиеся получат возможность применить знания по математике при расчетах

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся заинтересуются изучением родного края,

Обучающиеся получат возможность для расширения кругозора и умения владеть речью, обогащать словарный запас, формирования профессиональной ориентации « наука метеорология» - профессия «метеоролог».

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт работы с термометром ( из курса начальной школы) , знают о вращении Земли вокруг Солнца, его следствиях; знают о наклоне земной оси, о поясах освещенности; могут определять с помощью термометра температуры. Могут работать с графиками в системе отрицательных и положительных чисел. Могут выполнять математические вычисления. могут контролировать и оценивать свою деятельность. Знают о строении атмосферы.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Разноуровневые карточки-задания

Произведение расчетов по вычислению средних значений температур с использованием графика

Наблюдение за температурой в своем городе-Дневник погоды.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

учебник


https://www.gismeteo.ru/


Техническое обеспечение




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Как вы оделись сегодня утром, собираясь выйти из дома в школу? Почему ваш выбор был именно таким?

Ответы учащихся: говорят во что одеты, объясняют свой выбор временем года, возможно, кто-то ориентировался на прогноз погоды..

1.3. Создание проблемной ситуации

В основе знаний о температуре воздуха мы видим ваши личные тепловые ощущения и представления изменения температуры по временам года.

Вспомним, что чей-то ответ был « Слушал (смотрел) прогноз погоды. Сообщили, что будет -5*, возможен снег…. В прогнозе погоды нам сообщают одно показание температуры. Но мы то с вами знаем, что температура может изменяться даже в течении дня. Бывает так, что утром холодно, а днем теплее. Почему же синоптики нас вводят в заблуждение? Предлагаю сегодня разобраться с этим вопросом.








2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель демонстрирует термометр, спрашивает, что измеряют при помощи прибора, как им пользоваться. Скажите, о чём мы сегодня будем говорить и какую тему изучать?

Формулирует тему. «Температура воздуха».


План урока демонстрируется на экране:

1. Нагревание земной поверхности и температура воздуха в тропосфере.

2. Суточный ход температур. Годовой ход температур.

3.Среднесуточная температура. Среднегодовая температура.

3. Годовой ход температуры воздуха в Нижнем Новгороде; определение среднесуточных и среднегодовых температур воздуха на примере Нижнего Новгорода.

4. Обобщение знаний и закрепление.

Предполагаемые ответы: это термометр. С его помощью измеряют температуру. На приборе есть шкала, по которой определяют значение температуры, можно измерять температуру на улице, дома…


температуру; температуры воздуха

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

1. Что является источником света и тепла на Земле?

2. Объясните с помощью учебника, как нагревается воздух (от чего)?

3. Покажите стрелками.

Солнечные лучи -------- t земной поверхности -------- t воздуха

А изменяется ли температура с высотой?

4. Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по – разному, почему?)

Суша и вода нагреваются по разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает).

5. Суточный ход температуры воздуха.

Найдите с помощью данных таблицы соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток?

Температура 7.декабря 2019 г. Нижний Новгород

время

температура

6 ч

0*

12ч

2*

14ч

5*

16ч

4*

20ч

2*


(Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (хол).

Давайте попробуем объяснить почему же температура так изменяется в течении суток. Мы можем обратиться к рисунку в учебнике.( рис. Угол падения солнечных лучей)


6.Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха.


Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.

Дайте определение суточной амплитуды температуры воздуха.

( воспользуйтесь учебником)


У амплитуды нет знаков «+» и «-». Назовите алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха.

Попробуйте вывести формулу.








Амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год Как?












Предлагаю вернуться к нашему вопросу. Почему в прогнозе погоды нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Вспомните из уроков математики и запишите, как вычислять среднее арифметическое.

Ответы учащихся: 1.Источником света является Солнце

2. Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли.

3.Солнечные лучи …. t земной поверхност … t воздуха)


4. учащиеся могут предположить и дать ответ на вопрос. Если они не смогут ответит, то учитель поясняет.



5. Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.















6. находят определение в тексте учебника. «Суточная амплитуда температуры воздуха – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток»

Ученики: Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

1. Найти среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

2. Найти среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

3. От самой высокой температуры воздуха вычесть самую низкую температуру воздуха.

Предлагают формулы.( А = Т max – Т min)

Ответы учащихся :1. Амплитуда температур за неделю: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за неделю.

2. Амплитуда температур за месяц: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за месяц.

3. Амплитуда температур за год: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за год.


Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Какую же температуру нам называют в прогнозе?

Ответ учащихся: среднесуточную.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Задание 1 Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:

Т мах

Т мин

А

9

3

6

-10

-15

5

12

-2

14

Задание2. Найдите среднесуточную температуру воздуха в г. Нижний Новгород.


2часа

8часов

14часов

20часов

Тс

1

3

10

12

7

=8

2

-19

-18

-14

-17

=-17

3

10

12

15

13

=10

А как можно узнать среднемесячную температуру?

Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как же вычислить среднегодовую температуру?

Задание 3. Вычислите среднемесячную температуру воздуха за декабрь,2019 года, г. Нижний Новгород.

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Т

-7

-8

-5

-3

-3

-3

-6

-4

-3

-3



число

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

т

-5

-6

-5

-5

-7

-9

-7

-4

-4

-6



число

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

т

-1

-1

-1

-1

-5

-6

-5

-6

-7

-10


31


-11


Задание 4. Вычислите среднегодовую температуру воздуха для г. Нижнего Новгорода по данным 2018 года.

Месяц

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

Т

-10

-4

0

6

16

18

19

18

12

3

-3

-5




Делают вычисления, находят амплитуду температур.







Сложить средние температуры за сутки и разделить полученную сумму на количество дней в месяце.


Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12.



Выполняют расчеты, находят среднемесячную, среднегодовую температуры



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Давайте вернёмся к началу урока - к плану работы на это занятие. Какая цель и задачи стояли перед нами?

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?


Отвечают на вопросы. Делятся своими достижениями.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Вопросы для рефлексии: потребуются ли вам в жизни полученные сегодня на уроке знания и умения?

Какие трудности встретили при изучении новой темы?


Комментируя активность на уроке, выставляет оценки. Отмечает только положительные стороны в работе учеников на уроке.


Спасибо за урок. Тема «Атмосфера» очень трудная, но и интересная. Мы все с вами чувствуем, что очень много зависим от состояния этой сферы Земли и иногда она бывает очень сурова к нам. Поэтому, чтобы не быть беспомощными перед стихией природы, надо знать все о ней. Атмосферой - занимаются учёные – метеорологи – может кто-нибудь в будущем из вас и займётся этой наукой.

Отвечают на вопросы.

Благодарят за урок.


Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока в 6 классе по теме " Атмосфера. Температура воздуха"

Автор: Зоркова Любовь Владимировна

Дата: 06.02.2023

Номер свидетельства: 624975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Технологическая карта урока по теме " Атмосфера". "
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "178260"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424796831"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока по  окружающему миру  Тема: «Погода и климат» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-poghoda-i-klimat"
    ["file_id"] => string(6) "173058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423920640"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока «Воздушная оболочка Земли – атмосфера»."
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "252789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447440608"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока "Влажность воздуха и способы ее измерения" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vlazhnost-vozdukha-i-sposoby-ieie-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107863"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403468265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства