kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему«Внутренние воды России и водные ресурсы.Разнообразие внутренних вод».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место в учебном плане:  второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы:  фронтальная работа;  работа с учебником, географическим словарем;          индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах,  практическая работа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.

Литература: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.-М.: Дрофа, 2012

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация.

Для учащихся:  Контурные карты, атласы, технологические карты.

                         Цели урока:

        Личностные:

  1. Воспитание любви и уважения к Отечеству;
  2. Формирование коммуникативной компетентности;
  3. Формирование основ экологической культуры.

       Метапредметные:

  1. Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
  2. Формирование умения работать индивидуально и в группе;
  3. Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

       Предметные:

  1. Формирование умения и навыков использования    знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
  1. Овладение основами картографической грамотности.

            Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

  1. Крупные озёра и их происхождение;
  2. Зависимость размещения озер;
  3. Причины образования болот и их роль в природе;
  4. Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

           Учащиеся должны научиться:

  1. Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
  2. Наносить на контурную карту разные виды озёр России;
  3. Определять основные районы распространения болот.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему«Внутренние воды России и водные ресурсы.Разнообразие внутренних вод». »

Конспект

открытого урока географии в 8 классе

Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»

по теме «Разнообразие внутренних вод».

Составила:

Волкова Татьяна Сергеевна,

учитель географии МОУ СОШ №72

Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.

Литература: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.-М.: Дрофа, 2012

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.


Цели урока:

Личностные:

  • Воспитание любви и уважения к Отечеству;

  • Формирование коммуникативной компетентности;

  • Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

  • Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;

  • Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

  • Формирование умения и навыков использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;

  • Овладение основами картографической грамотности.

Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

  • Крупные озёра и их происхождение;

  • Зависимость размещения озер;

  • Причины образования болот и их роль в природе;

  • Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

Учащиеся должны научиться:

  • Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;

  • Наносить на контурную карту разные виды озёр России;

  • Определять основные районы распространения болот.


Структура урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка ранее изученного материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Практическая часть.

  5. Проблемное поле

  6. Рефлексия

  7. Выставление оценок. Домашнее задание.

Х о д у р о к а.

Этапы урока

Применение ЭОР

Действие учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент, включающий:

Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:

Создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

-создать положительные эмоции на работу;

- сформировать заинтересованность к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:

словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный


Презентация слайд №1



Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.


Учитель. Здравствуйте, ребята! Вашему вниманию предлагается слайд №1, посмотрев на который вы должны будете сформулировать тему нашего урока.


Учитель. Почему вы так думаете? Вспомните, что относится к внутренним водам?








Ответ учащихся: Внутренние воды.

(ответы детей).

Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.







Какова цель урока, определенная учениками?

II. Проверка ранее изученного материала.

Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.

Цель для педагога – побуждение обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

- наглядный (презентация)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха

На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный.

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность.


Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ):

слайд №2































слайд №3-4 с заполненной схемой













- Что определяют по уклону и падению реки?

- Как разделяются реки по режиму питания?


- Какой режим питания имеют реки, протекающие по Европейской части России в Волгоградской области?


- Назовите причину весеннего половодья в Европейской части России в Волгоградской области?



-А на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?


Организация индивидуальной работы по схеме.

Учитель. Определите соответствие терминов объектам.





Организация работы в парах по проверке выполненной схемы.

Фронтальная работа.

Исток– начало реки.

Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Речная система – главная река с притоками.

Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.

Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.

Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)

Ответ учащихся: скорость течения


Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное


Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.


Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.


Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди.

(учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам)

СХЕМА РЕКИ

Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки).

III. Изучение нового материала.

Мотивация обучающихся.

Постановка проблемы.

Формирование у обучающихся общего представление о озерах, болотах, ледниках и вечной мерзлоте.

Цель для учителя:

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.

Задачи:

-возбудить интерес к предмету через побуждение мыслить и создание проблемной ситуации;

-умение говорить правильной речью.

-воспитывать у обучающихся информационную и технологическую культуру,

-развивать у обучающихся исследовательские умения.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

-доступность учебного материала;

-эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)




Технологическая карта





Презентация

слайд № 5

Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?

Дайте определение ОЗЕРО- это...


Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».

- Давайте вспомним, какие бывают озёра?


Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным?

рисунок А рисунок В

Учитель. Почему вы так считаете?




Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?



Учитель. Найдите на картах атласа озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?





Ответ учащихся: озеро.

Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой .




Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.



Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное



Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;

рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.


Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.

Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское.


Физ.пауза.




IV. Практическая часть.

Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.

Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.

Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.

На презентации появляются стрелки с названием озер

слайд №6

.







Межпредметные связи.




Работа с контурными картами.



Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?


Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?



Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?





Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.



Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).


Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.

Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.



V. Проблемное поле

Цель для педагога:

Выявление уровня усвоения учебного материала;

Развитие умения применять полученные знания самостоятельно на практике.

Цель для обучающихся: Демонстрация на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.

Форма работы: групповая работа,

Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.

Работа в группах





















Учитель.

1 группа - Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот? (технологическая карта).

2 группа - Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования? (технологическая карта).

3 группа - Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования? (технологическая карта).

4 группа - Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования? (технологическая карта)





Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту этого места?


Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.

Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Ответ учащихся: Подземные воды – важнейшее природный ресурс страны.


Ответ учащихся: Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега.


Ответ учащихся: Многолетняя мерзлота - подземные воды, находящиеся в мерзлом состоянии в осадочных горных породах и не оттаивающие в течение долгого (десятки и многие сотни лет) времени. Причина образования многолетней мерзлоты: низкие температуры воздуха и почвы, малоснежные и продолжительные (до 2/3 года) зимы.


Ответ учащихся: Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.

VI. Рефлексия


Презентация

слайд №7









Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…


VII. Выставление оценок. Дифференцированное дом. зад.

Цель данного этапа урока – обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания.



Учитель. Разъясняет задания

§24, с. 115-120, вопросы1-3 письменно, 4-5 устно


Учащиеся: записывают домашнее задание в дневниках.





















П Р И Л О Ж Е Н И Е





























Проверка ранее изученного материала

Ф.И. учащегося ______________________________________





Задание 1. Расставьте обозначения(цифры) соответствующие схеме.

1 – исток ; 2 – устье ; 3 – верховье; 4 – среднее течение;

5 – низовье реки; 6,7 – правые притоки; 8 – левый приток; 9 – речная система.



Задание 2. Определите падение и уклон реки Лена, если известно высота истока – 1000м.,высота устья – 0 м, а длина реки 44

Технологическая карта ФИ .

Раздел: Внутренние воды.

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».



1.Озёра – это ___________________________________________________________________

2.









3.







4.








3. Найдите указанные озёра в атласе и подпишите на контурной карте.

1.оз. Чудское 2. оз. Байкал 4. оз. Баскунчак 5. оз. Эльтон

6. оз. Ладожское 7. оз. Каспийское.

Технологическая карта ФИ .



Раздел: Внутренние воды.

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».



1. Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот?

Болото – это ________________________________________________________________


2.



























Технологическая карта ФИ .



Раздел: Внутренние воды.

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».



1. Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования?


Подземные воды – это ________________________________________________________________


2.



























Технологическая карта ФИ .



Раздел: Внутренние воды.

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».



1. Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования?


Ледники – это ________________________________________________________________


2.



























Технологическая карта ФИ .



Раздел: Внутренние воды.

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».



1. Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования?


Вечная мерзлота – это ________________________________________________________________


2.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Татьяна Сергеевна

Дата: 25.07.2014

Номер свидетельства: 110603

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства