Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Индийский океан"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Мананкова Елизавета Сергеевна
Предмет: География
Класс: 7
Учебник (УМК): учебник (Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. – М.: Просвещение, 2017 г.), контурные карты, атлас (Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. Атлас, - М.:, 2017).
Тема урока: Индийский океан.
Тип урока: урок открытие нового знания.
Оборудование: учебник «География. Земля и люди» 7 класс, Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. ,географические атласы, контурные карты, рабочие тетради, источники дополнительной информации, мультимедийный проектор.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология логических опорных конспектов.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: умения понимать, читать и знать карту (как тематических и общегеографических), знание определения «океан», умение работать с учебником, атласом, находить необходимую информацию, знание отдельных компонентов океана и их взаимосвязи.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: формирование у учащихся представления об Индийском океане, изучить особенности природы океана, развитие умения анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать, работать с различными источниками информации, вызвать интерес к предмету.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Сформировать представления об особенностях Индийского океана.
Высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать,ставить цель урока и определять учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Оценивание своей работы на уроке, умение определять цели и задачи урока, умение работать по плану.
Познавательные
Умение искать, обрабатывать, преобразовывать информацию; представлять информацию в разных видах и формах, выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи.
Навык работы с различными источниками информации.
Коммуникативные
Овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение выступать перед аудиторией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии, с поставленной задачей урока.
Умение и навыки работать в группе и находить взаимодействие со сверстниками.
Личностные
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Умение осознавать ценность географических знаний для повседневной жизни и необходимость в самосовершенствовании.
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Коммуникативная
Регулятивная
Познавательная
1.Организационный этап
Настроить к работе учащихся
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Подготовка к уроку, приветствуют учителя
Сотрудничество с учителем и одноклассниками
Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.
2.Проверка домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Опрос домашнего задания в виде географического диктанта на тему Атлантический океан.
Географический диктант.
- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
(Приложение 1.)
Система оценивания:
9-10 верных ответов (совпадений) – «5»,
7-8 верных ответов (совпадений) – «4»,
5-6 верных ответов (совпадений) – «3»,
Менее 5 верных ответов (совпадений) – «2»
Индивидуальная работа по карточкам.
Формулирование собственного мнения
Принятие и сохранение учебной задачи.
Структурирование знания
3. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Мотивировать к изучению темы, выработать внутреннюю готовность к реализации норм учебной деятельности.
- Я хочу вам рассказать историю. В юности один юноша мечтал о неведомых странах, далёких путешествиях и удивительных приключениях. Живя на острове самого тёплого океана, он любил смотреть на волны и мечтать, что когда-нибудь и он преодолеет эти расстояния и увидит, а что же там, на другом берегу этого огромного пространства.
Определите, на каком острове он жил, на берегу какого океана, если место его пребывания находилось в точке с координатами (19° ю. ш 47° в. д.).
-На берегу какого океана находится этот остров?
- Итак, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
-Тема урока определена, но есть проблема: Что мы будем исследовать?
-Всё, что вы перечислили – верно.
-Цель нашего урока – изучить особенности Индийского океана.
Учащиеся отвечают:
-На острове Мадагаскар
- Индийский океан
- Индийский океан
Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Учащиеся предполагают:
- Природу океана.
- Путешествия по океану.
- Природные ресурсы океана
Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулирование собственного мнения.
Принятие и сохранение учебной задачи.
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
формулирование проблемы.
4. Поисково-исследовательский этап
Актуализировать знание, настроить на работу в группах, также на самостоятельную деятельность, на поиск информации.
–Сегодня на уроке нам нужно написать страницы в детской энциклопедии по географии «Все обо всем». Страницы будут называться ««Лоция Индийского океана».
«Лоция» - это книга, содержащая подробное описание водного объекта.
Чтобы написать эти страницы нам понадобится помощь учёных.
Работать вы будете в группах. Каждая группаявляется представителем ученых океанологов разных профессий.
Океанолог – это ученый занимающийся изучением океана.
Нам сегодня помогают: океанологи– географы, изучающие географическое положение океана,
океанолог –геоморфологи, исследующие рельеф дна,
океанологи– климатологи, которые будут рассматривать климатические особенности, океанологи-гидрологи, изучающие особенности водного объекта и
океанологи –биологи, которые расскажут про органический мир океана.
океанологом и выполняет е задание.
(Приложение 2).
Затем мы с вами начнём составлять лоцию Индийского океана, выслушав группы специалистов.
Таким образом, у нас получится целостное представление об океане.
Ученики работают в группах по индивидуальному маршрутному листу
- океанолог– географ исследует
географическое положение;
-океанолог –геоморфолог и геолог– рельеф дна и полезные ископаемые ;
владение диалогической формой речи, умение задавать вопросы;
построение понятных для партнера высказываний.
Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Структурирование знания;
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме
5.Практический этап.
Научить :
- поиску и отбору информации по заданной теме,
- кратко фиксировать полученную информацию.
-Итак, специалисты подробно изучили различные части океана.
Приступаем к составлению лоции.
Каждая группа знакомит класс с результатами своей работы и вместе с учителем оформляет графический конспект.
Формулирование собственного мнения (позиции);
построение монологического высказывания;
владение диалогической формой речи, умение задавать вопросы;
построение понятных для партнера высказываний.
Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Структурирование знания;
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме
6.Этап закрепления
Актуализировать знание, настроить на работу, также на самостоятельную деятельность, на поиск информации.
Научить:
- использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания, - выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.
-Наше исследование подходит к концу. Сегодня на уроке мы проделали большую работу – вы написали страницы детской энциклопедии «Все обо всем».
А теперь мы с вами все закрепим. У каждого из вас на столе лежит две карточки зелёная и красная. Я зачитываю утверждение, если оно верно, то вы поднимаете зелёную карточку, если неверно, то ставите красную.
(Приложение 3)
Учащиеся отвечают на вопросы, используя карточки.
Формулирование собственного мнения (позиции).
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; учет правила в планировании и контроле способа решения.Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Приложение 1.
Фамилия, имя:____________________
Географический диктант.
Если утверждение верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
1. Среди океанов Атлантический второй по величине.
2. Атлантический океан омывает берега Северной Америки
3. Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.
4.Течение Гольфстрим проходит в Атлантическом океане.
5. Самая глубокая в мире Марианская впадина расположена в Атлантическом океане.
6. Наибольшее количество осадков в пределах океана выпадает в умеренных широтах.
7. В Атлантическом океане образуются 2 круговорота течений.
8. Первым из европейцев, достигшим берегов Атлантического океана был Ф.Магеллан.
9.Остров Огненная Земля расположен в Атлантическом океане.
10. Атлантический океан располагается во всех климатических поясах.
Оценка:________
Фамилия, имя: Ответы
Географический диктант.
Если утверждение верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
1. Среди океанов Атлантический второй по величине.+
2. Атлантический океан омывает берега Северной Америки+
3. Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.-
4.Течение Гольфстрим проходит в Атлантическом океане. +
5. Самая глубокая в мире Марианская впадина расположена в Атлантическом океане.-
6. Наибольшее количество осадков в пределах океана выпадает в умеренных широтах.-
7. В Атлантическом океане образуются 2 круговорота течений.+
8. Первым из европейцев, достигшим берегов Атлантического океана был Ф.Магеллан.+
9.Остров Огненная Земля расположен в Атлантическом океане.+
10. Атлантический океан располагается во всех климатических поясах. +
Оценка:________
Приложение 2.
Океанологи-географы
Задание: Используя физическую карту мира , карту Индийского океана , а также приведённый ниже текст расскажите о географическом положении Индийского океана.
Индийский океан—третий по величине океан Земли. Большая часть океана находится в южном полушарии и целиком в восточном. Индийский океан на юго-западе широко сообщатся с Атлантическим океаном, а на юго-востоке – с Тихим океаном. На севере он омывает берега Евразии, на западе – Африки, на юге – Антарктиды, а на востоке – Австралии. Береговая линия Индийского океана изрезана слабо. В океане 5 морей :Красное, Аравийское, Андаманское, Тиморское, Арафурское, есть большие заливы такие как Персидский залив, почти полностью окруженный сушей. Мозамбикский пролив отделяет Мадагаскар от африканского континента. Островов сравнительно мало, наиболее крупные из них расположены близ материков. — Мадагаскар, Шри-Ланка. На севере океан закрыт сушей, в результате чего он единственный не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.
Океанологи-геоморфологи
Задание: используя карту Индийского океана и нижеприведённый текст, перечислите океанические хребты и котловины Индийского океана.
Очень сложным является рельеф дна океана. Шельфовая зона узкая, следовательно, большая часть океана расположена в пределах ложа и имеет значительные глубины – от 4000 до 6000 м; наибольшие глубины находятся в районе Большого Зондского желоба (7209 м). Ложе океана разделено на три части срединно-океаническими хребтами Западно-Индийского и Аравийско-Индийского хребтов, а также ветвь Австрало-Антарктического поднятия. Они расходятся в равные стороны из центральной части океана, к которой приурочены глубокие разломы. Для хребтов характерны рифты и поперечные разломы, сейсмичность и подводный вулканизм. Между хребтами лежат многочисленные котловины, такие как Австрало-Антарктическая котловина, Котловина Крозе, Западно-Австралийская котловина, Центральная котловина
Океанологи-климатологи
Задание: используя климатическую карту ,карту Индийского океана и нижеприведённый текст, расскажите об особенностях климата Индийского океана.
Большая часть океана лежит в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах, только южная часть охватывает высокие широты, вплоть до субарктических. В северной части океан подвержен тропическим муссонам ,. Эту часть называют «морем муссонов», которая подвержена значительному влиянию суши. Поэтому в северной части океана два сезона – теплая, тихая солнечная зима и жаркое, облачное дождливое, штормовое лето. К югу от 10о ю.ш. господствует юго-восточный пассат. Южнее, в умеренных широтах, дует сильный и устойчивый западный ветер. Количество осадков велико в экваториальном поясе (до 3000 мм/год). Очень мало осадков у берегов Аравии, в Красном море и Персидском заливе.
Средняя температура поверхностных вод +17 С. несколько пониженная средняя температура объясняется сильным охлаждающим влиянием арктических вод. Северная часть океана хорошо прогревается, лишена притока холодных вод и поэтому самая теплая (+28 С). Летом температура воды в Персидском заливе поднимается до +34 С. в южном полушарии температура вод понижается с увеличением широты (от +15 до 0-1о).
Океанологи-гидрологи
Задание: используя карту поверхностных течений, карту Индийского океана и нижеприведённый текст, расскажите о поверхностных течениях и солености Индийского океана.
На образование течений в северной части океана влияет смена муссонов, которая перестраивает схему течений по сезонам: летнее муссонное – с запада на восток, зимнее – с востока на запад. В южной части океана наиболее значительны Южное Пассатное течение и течение Западных ветров. Солёность вод Индийского океана несколько выше средней солёности вод Мирового океана и составляет 35‰ Наибольшая солёность отмечается в Персидском заливе (46‰).
Океанологи-биологи
Задание: используя карту Индийского океана и нижеприведённый текст, расскажите о растительном и животном мире Индийского океана.
Животный мир во многом схож с Тихим океаном. Отчасти это объясняется широким обменом вод между океанами.
Наиболее широко животный мир представлен в тропической части и прибрежных районах. Обширные коралловые рифы Индийский океан делит с Тихим. В прибрежных водах распространены заросли мангровых растений.
Тропическая область богата планктоном, который служит пищей крупных рыб – тунца, акул и других. Широко распространены различные морские змеи и черепахи.
На фоне широкого разнообразия жизненных форм особенно выделяется так называемая "океаническая пустыня", расположенная на юге океана. Разнообразие птиц тоже пестро представителями птицами-фрегатами, альбатросами и несколькими видами антарктических пингвинов.
Приложение 3.
Верю, не верю
Индийский океан имеет связь со всеми остальными океанами. -
Срединные океанические хребты делят ложе океана на четыре части. +
Муссоны оказывают огромное воздействие на погодные условия в южной части океана. -
Северная часть океана самая теплая потому, что лишена притока холодных вод, пересекается экватором и северным тропиком. +
Органический мир океана схож с флорой и фауной южной части Тихого океана. -