Тема: Слои «твёрдой» Земли
Цель урока:
Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия», ядро.
Задачи:
1.Образовательные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.
2.Развивающие: развивать способности слушать собеседника, вести диалог.
3.Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: комбинированный по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.
Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядный комплекс:
1. Схема «Внутреннее строение Земли»
2. Карта движения литосферных плит.
3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин
4.Атлас. 5 класс
5. Контурная карта
6. Рабочая тетрадь.
Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология
Формы проведения урока:
Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Приготовились к уроку.
2.Повторение изученной темы.
Перед тем как приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что мы с вами узнали нового в прошлом разделе: «Земля как планета солнечной системы».
Давайте с вами вспомним:
Что включает в себя солнечная система? (Звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё 8 больших планет с их спутниками)
Назовите внешние планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Какие планеты входят в состав планет земной группы? ( Меркурий, Венера, Земля и Марс).
Что представляет собой планета Земля? (Третья от солнца планета, движется вокруг Солнца по орбите. 4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа. Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).
3. Изучение новой темы.
Я сейчас его вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете, так как по этому рассказу вы должны будете отгадать тему урока и поставить к ней цель.
. «Конфета Земля».
– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
– Какая, Вась?
– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
– Ну да...
– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
– Побежали!
– Баааааабушка!
– Что, Коленька?
– Бабушка, где у нас лопата лежит?
– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
– Вы хотя бы знаете, как она устроена?
– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
Ребята сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется: «Геосферы Земли».
Давайте вспомним, какие существуют оболочки Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Вот сегодня мы с вами начнём изучение одной из этих оболочек. – литосферу. И начнем мы изучение с внутреннего строения Земли.
Тема урока: Внутреннее строение Земли (Слайд 1)
Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)
Вопрос к классу?
Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему? (Слайд 3)
Откройте учебник на стр. 30 рис. 12
Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро. (Слайд № 4).
(Слайд № 5)
Земная кора: Это каменная оболочка Земли. Толщина которой составляет от 5 км под океанами, и до 75 км под материками, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.
(Слайд № 6)
Мантия: Расположенная между ядром и земной корой. от 45км до 2900 км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой — твердый, Температура 2000-2500 градусов по Цельсию. С процессами, происходящими в мантии Земли связаны процессы извержения вулканов и движение земной коры.
(Слайд № 7)
Ядро: Имеет радиус около 3470 км. О существовании ядра известно с конца 19 вв, а в начале 20 в, было определено что ядро находится на глубине. Температура в центре ядра. 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля). Выделяют внутреннее ядро, которое находится в жидком состоянии и внешнее ядро, которое находится в твёрдом состоянии.
Рассказ учителя о строении литосферы.
(Слайд № 8)
Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).
(Слайд № 9)
- Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.
- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).
- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)
Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.
(Слайд № 10)
Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.
4. Работа в контурных картах.
(Слайд № 11)
Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)
(Слайд № 12)
Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.
5. Работа с текстом учебника.
(Слайд № 13)
Ребята как вы думаете, какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
(Слайд № 14)
Геология – изучает состав и строение земной коры, и находящиеся в ней полезные ископаемые. (Определение записывается по запись)
(Слайд № 15-16)
1) Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)
(Слайд № 17-18)
2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)
3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.
(Слайд № 19)
5) Снимки со спутников
(Слайд № 20)
4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии.
6. Подведение итогов урока.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
Выполнить тест и сделать самооценку.
Выберите верную последовательность расположения внутренних слоев Земли:
А) мантия, ядро, земная кора
Б) ядро, земная кора, мантия
В) земная кора, мантия, ядро
Выберите верный ответ:
А) ядро состоит из золота и серебра
Б) на мантию приходится 83% объема Земли
В) температура в земной коре не превышает 25000.
3. Установите соответствие:
Слои, Мощность
1. Ядро
А. 5 – 75 км
2. Мантия
Б. 3470 км
3. Земная кора
В. 2800 км
4.Причиной движения литосферных плит является:
А) ветер
Б) океанические течения
В) перемещение вещества мантии
5.Для изучения более глубоких слоев Земли используется:
А) сейсмический метод
Б) шахты и скважины
В) обрывы и берега
7. Рефлексия.
Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …
Я умею …
8. Задание на дом. (Слайд № 21)
Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.