kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение земной коры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии по теме: "Строение земной коры". Для учащихся 5 класс. Презентация и конспект урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение Земной коры»

Тема: Слои «твёрдой» Земли


Цель урока:

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия», ядро.

Задачи:

1.Образовательные: овладеть  способностью  понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  её  выполнять,  отвечать  на вопросы.

2.Развивающие: развивать  способности  слушать  собеседника,  вести  диалог.

3.Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать  мотивы  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  учения.

Тип урока: комбинированный  по  традиционной  классификации,  конструирования  способа  действия  по  ФГОС.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядный комплекс:

1. Схема «Внутреннее строение Земли»

2. Карта движения литосферных плит.

3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин

4.Атлас. 5 класс

5. Контурная карта

6. Рабочая тетрадь.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Приготовились к уроку.

2.Повторение изученной темы.

Перед тем как приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что мы с вами узнали нового в прошлом разделе: «Земля как планета солнечной системы».

Давайте с вами вспомним:

  • Что включает в себя солнечная система? (Звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё 8 больших планет с их спутниками)

  • Назовите внешние планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

  • Какие планеты входят в состав планет земной группы? ( Меркурий, Венера, Земля и Марс).

  • Что представляет собой планета Земля? (Третья от солнца планета, движется вокруг Солнца по орбите. 4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа. Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).

3. Изучение новой темы.

 Я сейчас его вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете, так как по этому рассказу вы должны будете отгадать тему урока и поставить к ней цель.

. «Конфета Земля».

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

Ребята сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется: «Геосферы Земли».

Давайте вспомним, какие существуют оболочки Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Вот сегодня мы с вами начнём изучение одной из этих оболочек. – литосферу. И начнем мы изучение с внутреннего строения Земли.

Тема урока: Внутреннее строение Земли (Слайд 1)

Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)

Вопрос к классу?

Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему? (Слайд 3)

Откройте учебник на стр. 30 рис. 12

Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро. (Слайд № 4).

(Слайд № 5)

Земная кора: Это каменная оболочка Земли. Толщина которой составляет от 5 км под океанами, и до 75 км под материками, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

(Слайд № 6)

Мантия: Расположенная между ядром и земной корой. от 45км до 2900 км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой — твердый, Температура 2000-2500 градусов по Цельсию. С процессами, происходящими в мантии Земли связаны процессы извержения вулканов и движение земной коры.

(Слайд № 7)

Ядро: Имеет радиус около 3470 км. О существовании ядра известно с конца 19 вв, а в начале 20 в, было определено что ядро находится на глубине. Температура в центре ядра. 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля). Выделяют внутреннее ядро, которое находится в жидком состоянии и внешнее ядро, которое находится в твёрдом состоянии.

Рассказ учителя о строении литосферы.

(Слайд № 8)

Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).

(Слайд № 9)

- Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

(Слайд № 10)

Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.

4. Работа в контурных картах.

(Слайд № 11)

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)

(Слайд № 12)

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

5. Работа с текстом учебника.

(Слайд № 13)

Ребята как вы думаете, какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

(Слайд № 14)

Геология – изучает состав и строение земной коры, и находящиеся в ней полезные ископаемые. (Определение записывается по запись)

(Слайд № 15-16)

1) Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)

(Слайд № 17-18)

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)

3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.

(Слайд № 19)

5) Снимки со спутников

(Слайд № 20)

4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии.

6. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

Выполнить тест и сделать самооценку.

  1. Выберите верную последовательность расположения внутренних слоев Земли:

А) мантия, ядро, земная кора

Б) ядро, земная кора, мантия

В) земная кора, мантия, ядро

  1. Выберите верный ответ:

А) ядро состоит из золота и серебра

Б) на мантию приходится 83% объема Земли

В) температура в земной коре не превышает 25000.

3. Установите соответствие:

Слои, Мощность

1. Ядро

А. 5 – 75 км

2. Мантия

Б. 3470 км

3. Земная кора

В. 2800 км

4.Причиной движения литосферных плит является:

А) ветер

Б) океанические течения

В) перемещение вещества мантии

5.Для изучения более глубоких слоев Земли используется:

А) сейсмический метод

Б) шахты и скважины

В) обрывы и берега


7. Рефлексия.

Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …

Я умею …

8. Задание на дом. (Слайд № 21)

Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.




Просмотр содержимого презентации
«Строение земной коры»

Слои «твёрдой Земли»

Слои «твёрдой Земли»

Учебник стр. 30 рис.12

Учебник стр. 30 рис.12

Горизонтальное строение литосферы Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков – литосферных плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии. Учебник стр.31 рис.13

Горизонтальное строение литосферы

Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков – литосферных

плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.

Учебник стр.31 рис.13

С помощью учебника на стр. 31. рис 13 подпишите на контурной карте крупные литосферные плиты

С помощью учебника на стр. 31. рис 13 подпишите на контурной карте крупные литосферные плиты

Проверим Североамериканская плита Североамериканская плита Евразийская плита Африканская плита Тихоокеанская плита Южноамериканская плита Индоавстралийская плита Плита Наска Антарктическая плита

Проверим

Североамериканская плита

Североамериканская плита

Евразийская плита

Африканская плита

Тихоокеанская плита

Южноамериканская плита

Индоавстралийская плита

Плита Наска

Антарктическая плита

Как вы думаете какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

Как вы думаете какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

Геология  Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука

Геология

Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука

Обрывы, крутые берега Ишмуратова Лилия Маликовна

Обрывы, крутые берега

Ишмуратова Лилия Маликовна

Изучение КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ СКВАЖИНА

Изучение

КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ СКВАЖИНА

Снимки со спутников Ишмуратова Лилия Маликовна

Снимки со спутников

Ишмуратова Лилия Маликовна

Сейсмология Борис Борисович Голицын (1862-1916 гг) При землетрясениях и мощных взрывах в земной коре распространяются сейсмические волны , скорость которых зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны.

Сейсмология

Борис Борисович Голицын (1862-1916 гг)

При землетрясениях и мощных взрывах в земной коре распространяются сейсмические волны , скорость которых зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны.

    Д.З

    Д.З

    • Параграф 6;
    • Рабочая тетрадь стр.15-17
    • построить модель Земли из пластилина с. 33-34.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: География

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 5 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Строение земной коры

    Автор: Исаева Вера Васильевна

    Дата: 15.10.2017

    Номер свидетельства: 432449

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#863 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока по теме: "Строение земной коры". 5класс "
        ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-stroieniie-ziemnoi-kory-5klass"
        ["file_id"] => string(6) "234718"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1443515805"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#885 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(228) "Урок "Особенности рельефа России и строение земной коры" с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения. "
        ["seo_title"] => string(134) "urok-osobiennosti-riel-iefa-rossii-i-stroieniie-ziemnoi-kory-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-i-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia"
        ["file_id"] => string(6) "121032"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1413866570"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#863 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(151) "Строение земной коры, геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица."
        ["seo_title"] => string(80) "stroieniie_ziemnoi_kory_ghieologhichieskoie_lietoischislieniie_i_ghieokhronologh"
        ["file_id"] => string(6) "450047"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1516006960"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#885 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(87) "Презентация по географии "Строение земной коры""
        ["seo_title"] => string(47) "prezentatsiia_po_geografii_stroenie_zemnoi_kory"
        ["file_id"] => string(6) "561871"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1604079464"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#863 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(77) "Строение земной коры на территории России"
        ["seo_title"] => string(41) "stroenie_zemnoi_kory_na_territorii_rossii"
        ["file_id"] => string(6) "579934"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1620318488"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства