Конспект и технологическая карта урока географии в 5 классе по теме: «Строение земной коры».
Цель: расширить и углубить знания предметного материала о составе земной коры. О том, как образуются горные породы, их строении и практическом применении в жизни. Научиться определять горные породы.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учащихся о многообразии горных пород;
- познакомить с отличительными особенностями, строением и путём образования горных пород;
воспитательные:
- раскрыть значение горных пород в жизни и хозяйственной деятельности человека;
развивающая:
- развивать познавательный интерес через элементы исследования.
Тип урока: закрепление изученного материала, решение частных задач.
Методы:
- частично-поисковый;
- деятельностный;
- создание проблемной ситуации;
- наглядно-иллюстрационный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, ноутбук с тестовыми заданиями, коллекция минералов и горных пород, тестовые материалы на бумажных носителях, сахар, соль, мука.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнать, что собой представляют горные породы, их строение и происхождение;
- ознакомиться с видами горных пород, их отличительными признаками и применением;
- научиться определять состав горных пород.
Метапредметные:
- регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;
- познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки и символы, приведенные в слайдах.
- коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.
Личностные:
- осознавать значение учебной деятельности; отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.
Организационная структура урока: « Состав земной коры.»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Самоанализ урока
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.
- Посмотрите в окно:
День проснулся давно,
Заглянул к нам в окно.
Нас он всех торопит в класс
Урок географии начинается у нас.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Регулятивные: организация своего рабочего места.
1 минута
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
- Ребята, вспомните, какие слои земной коры мы с вами выделили на прошлом уроке.
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: Земля заполнена невидимою сферой
Различных газов, оболочкой, атмосферой.
Ее поверхность в целом состоит
Из титанически огромных плит.
А плиты состоят все из пород
Их жар вулканов строго стережёт.
Дети отвечают и сверяют с информацией на слайде «строение континентальной земной коры», «строение океанической земной коры».
.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.
3 минуты.
На данном этапе уточняются первичные знания детей.
III. Постановка учебной задачи.
Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
- Сегодня мы отправимся на экскурсию в мир горных пород.
Тема нашего урока « Строение земной коры» (Слайд 1).
- Что бы вы хотели узнать о горных породах?
Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу:
- Земная кора состоит из минералов и горных пород.
Свободные высказывания детей.
Задачи:
- узнать, что собой представляют горные породы;
- какие виды горных пород нам известны;
- ознакомиться с применением горных пород.
Коммуникативные:
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
3-4 минуты.
Формулируются тема и задачи урока.
IV. Усвоение новых знаний.
Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.
- Кто из вас видел минералы и горные породы? Поднимите руки.
Взгляните на эту горную породу (демонстрация мела. угля, гранита, гнейса).
- Рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших партах. Чем они отличаются?
- Можем мы зарисовать строение горной породы?
- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти горные породы, мы возьмем в помощники микроскоп и компьютер. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) .
Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат слюды при помощи микроскопа и зарисовывать строение слюды на листах, лежащих у вас на партах.
«Строение мускавита»» и запишите название слюды-мускавит.
Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.
- Нет.
Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
10 минут
Формирование у учащихся конкретных представлений о дрожжевых грибах и их строении.
V.Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем.
По тропинке леший шёл.
На полянке гриб нашёл
(ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
(приседания).
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх),
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
(присаживаемся за парты).
Дети выполняют движения.
1-2 минуты.
Здоровьесберегающая технология.
VI. Первичное закрепление полученных знаний.
Цель: усвоение нового материала.
Организует практическую работу.
- Ребята, как вы думаете, на какие группы по происхождению делятся горные породы?
- Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?
- На какие подгруппы делятся магматические и осадочные горные породы? (слайд№3)
Работаем в парах. Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями, возьмите их и напротив правильных ответов поставьте знак +. (2 мин).
Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду (Слайд 7).
- А сейчас посмотрите и заполните таблицу на слайде.
Предположительные ответы детей.
Свободные ответы детей. Вывод: породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические.
Дети рассказывают как образуются магматические и осадочные горные породы. Учащиеся работают в парах.
Вывод: соль легко растворяется в воде.
Дети работают в парах.
«Правила работы в парах».
Свободные высказывания детей.
Проверяют правильность выполнения тестов.
Вывод: магматические породы делятся на глубинные и излившиеся, осадочные на а) неорганические: химические, обломочные и глинистые и б)органические;
Существуют метаморфические горные породы. Из известняка образуется мрамор. Из песчаника-кварцит, из гранита-гнейс, из глины- глинистый сланец.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
13 минут.
На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания о горных породах.
VII. Включение в систему знаний.
- Как вы думаете, в чем причина образования горных пород?
-процесс осадконакопления на дне океана- причина образования осадочных горных пород, и процессы выветривания-причина образования обломочных и глинистых горных пород.
-магматизм- причина образования магматических горных пород.;
- высокая температура, высокое давление и высокая концентрация химических веществ –причина образования метаморфических пород.
Отгадайте загадки Жака Паганеля и исправьте ошибки в таблице на слайдах 17 и 18.
Свободные высказывания детей.
Свободные высказывания детей. Вывод: осадконакопление в океане, выветривание-это причина образования осадочных горных пород. Процессы магматизма –причина образования магматических горных пород. Температура, давление и высокие концентрации химических веществ- причина образования метаморфических пород.
Работают с таблицей на слайде и отгадывают загадки.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
3 минуты.
На этом этапе закрепляли полученные знания о происхождении горных пород.
VIII. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (слайд 10)
- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие открытия сделали?
- Что удивило сегодня на уроке?
А чтобы урок вам запомнился, мы сейчас отметим значками на доске тот вид деятельности, который вам понравился больше всего.
- Спасибо за урок! (слайд 11)
Посмотрите зарядку для глаз.
Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.
Дети знаками отмечают цветы с теми видами деятельности, которые им понравились больше всего.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
4 минуты.
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
IX. Домашнее задание.
П.9(стр.45-53).
Литература и электронные ресурсы:
- ФГОС: Основное общее образование (Минобрнауки России) 2011год.
- Большая энциклопедия природы. Т.8, М.: ООО «Мир книги», 2005.
- Опыт геологической работы со школьниками: занятия, игры, викторины, экскурсии /авт.-сост. В.А. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Приложение 1 (Презентация)
- Коллекция минералов и горных пород