"Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут" 6 класс
"Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут" 6 класс
Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности (слайд 2)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
- Тогда начнем наш урок
2 этап. Этап проверки домашнего задания
4 человека работают с программой topografya c cамопроверкой; Работа с интерактивной картой ( 1 чел): Выбрать масштабы, которые могут быть использованы:
Просмотр содержимого документа
«"Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут" 6 класс »
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.
УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).
М.: Дрофа, 2010.
Уровень преподавания- базовый.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
- Содержательная:
формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
-формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять)направления на плане, географической карте и наместности; ориентироваться на местности припомощи компаса, карты и местных предметов.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД:выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
В данном уроке использовались следующие технологии:
Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами; анализируют, выделяют необходимую географическую информацию;
Информационно-коммуникационные технологии повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе, изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся в выполнении практических заданий.
Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей;
Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология позволяет повысить качество образовательного процесса,
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.
Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.
Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.
Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):
- дидактическое сопровождение урока:
Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой
- необходимое техническое оборудование:
мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, карточки с обозначениями основных сторон горизонта для физминутки.
При проведении урока используютсяэлектронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они представлены в информационной системе «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов ( Если нет подключения к Интернету, возможно загрузить заранее эти модули на компьютеры)
Ход урока:
1 этап. Организационный.
Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности (слайд 2)
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей друзья за дело.
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
- Тогда начнем наш урок
2 этап. Этап проверки домашнего задания
4 человека работают с программой topografya c cамопроверкой; Работа с интерактивной картой ( 1 чел): Выбрать масштабы, которые могут быть использованы:
Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем. (слайд 3)
Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
4. Используя прием работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1 длину центральной улицы в деревне Елагино.
3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 4)
- Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.
- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться. (запись темы в тетрадь). (слайд 5) - Для чего нам нужно уметь ориентироваться? Работа с атласом, стр.8. Что значит уметь ориентироваться? Учащиеся записывают определение в тетрадь.
4 этап урока. Этап изучения нового материала.
- Что такое горизонт?
Отгадайте загадку: Эта линия всё время Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.
-Что называют линией горизонта?
Из курса начальных классов учащиеся вспоминают основные и промежуточные стороны горизонта. Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные контролируют его действия. - Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из
§ 6 учебника, стр. 15. Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования.