kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по географии на тему "Ориентирование" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о сторонах горизонта, способах ориентирования.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения терминов, понятий по тематике урока; ориентироваться по карте; определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту; определять азимут; двигаться по азимуту.

Метапредметные: учащиеся приобретут умения определять находить азимут, применять полученные знания для конкретных географических задач; должны называть: способы определения сторон горизонта, направлений на плане местности, карте; должны научиться определять стороны горизонта, азимут по компасу.

Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

Познавательные: извлечение необходимой информации из рассказа, текста. Выработка алгоритма действий;

Коммуникативные: учебное сотрудничество (распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности);

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения навыков ориентирования в жизни человека; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Тип урока: Комбинированный. 

Форма контроля: Текущий.

Оборудование: учебник, атласы, компасы, транспортиры, путевой дневник обучающегося.

Задачи урока: Чтобы достичь этой цели мы должны

  1. Определять стороны горизонта.
  2. Знать способы ориентирования.
  3. Научиться определять азимут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по географии на тему "Ориентирование" (6 класс)»

Тема: Ориентирование.


Цель: сформировать представление о сторонах горизонта, способах ориентирования.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения терминов, понятий по тематике урока; ориентироваться по карте; определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту; определять азимут; двигаться по азимуту.

Метапредметные: учащиеся приобретут умения определять находить азимут, применять полученные знания для конкретных географических задач; должны называть: способы определения сторон горизонта, направлений на плане местности, карте; должны научиться определять стороны горизонта, азимут по компасу.

Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

Познавательные: извлечение необходимой информации из рассказа, текста. Выработка алгоритма действий;

Коммуникативные: учебное сотрудничество (распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности);

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения навыков ориентирования в жизни человека; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Тип урока: Комбинированный. Практикум.

Форма контроля: Текущий.

Оборудование: учебник, атласы, компасы, транспортиры, путевой дневник обучающегося.

Учитель:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

Тогда начнем наш урок

Посмотрите на картины (это картины художников: «Ранний снег», Василия Дмитриевича Поленова, «Рожь», Иван Иванович Шишкин, «Черное море», Иван Константинович Айвазовский).

- Как называется, то, что мы видим перед собой?

- Что вы видите на этих картинах?

- Что такое горизонт?

- На картинах, что мы еще видим?

- Что такое линия горизонта?

Учитель: Представьте себе, что вы попали в незнакомое место и заблудились.

- Есть ли выход из данного положения? Что мы должны сделать, суметь найти…

( предполагаемые ответы – определить стороны горизонта по компасу)

Если нет компаса?

- Наша цель: уметь определить свое местоположение.

- Чтобы достичь цели, что мы должны уметь делать?

ориентироваться на местности.

- Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Правильно, надо знать стороны горизонта.

- Давайте возьмем маршрутный лист и запишем тему урока: «Ориентирование».

Цель урока:

сформировать представление о сторонах горизонта, способах ориентирования.

Задачи урока: Чтобы достичь этой цели мы должны

  1. Определять стороны горизонта.

  2. Знать способы ориентирования.

  3. Научиться определять азимут.

Учитель: Что такое ориентирование?( ответ учащихся)

Затем находят определение в учебнике – читают.

Ориентирование – умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Записывают в маршрутный лист).

- А какие стороны горизонта вы знаете?

Ученики: север, юг запад, восток

Учитель: Правильно, как они называются?

Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта, и вызывает одного учащегося к доске.

Но есть еще и промежуточные: (учитель начинает чертить, а ученик дополняет все остальные стороны горизонта)

- между севером и востоком - северо – восток,

- между востоком и югом – юго – восток,

- между югом и западом - юго – запад,

- между западом и севером – северо – запад.

Учитель: мы знаем, что выделяют 16 направлений - румбов.

- А как будет называться направление между севером и северо – востоком: ССВ.

Лучшими картографами (картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт) прошлого были голландцы, поэтому румбы часто называются по-голландски: север - норд (nord), юг – зюйд (zuiden), восток - ост (ost), запад - вест (west).

- Как будет по-голландски называться направление между севером и востоком: север - норд (nord) - восток - ост (ost), как будет называться направление между севером и северо - востоком: ССВ - норд (nord)-норд (nord)-ост (ost)

- Чтобы познакомиться со способами ориентирования на местности откройте пожалуйста атлас стр. 5 и найдите информацию - ориентирование по местным признакамчитают (работают в парах).

Учитель: А какие способы ориентирования на местности по местным признакам вы еще знаете?

Ориентирование на местности по местным признакам

1. По толщине годичных колец пня спиленного дерева (толщина с северной стороны меньше, чем с южной)

2. По густоте ветвей отдельно стоящего дерева (с северной стороны ветви короче)

3. По расположению муравейника (всегда располагается с южной стороны)

4. Ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны.

5. Снег быстрее подтаивает на северных склонах.

6. Снег быстрее тает с крыши с южной стороны

7. С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками.


Учитель: А еще, почему можно определить стороны горизонта? (ответы учащихся; компаса пока нет)

Учитель: В атласе найдите информацию, как можно ориентироваться по Солнцу (предлагают свои варианты, читают из атласа «В солнечный день – по тени в полдень); по звездам (по атласу читает ученик – «Ночью – по Полярной - звезде (Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта).

Задание: определите по картинкам стороны горизонта?

- А еще можно ориентироваться по чему?

Учитель: Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

История изобретения компаса

Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням. В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков.

Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение.

Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Таким был самый древний прибор для определения сторон света.

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы.

Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале XIV в. итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку (карту́шка — подвижный диск (или кольцо) из немагнитного материала в магнитном компасе  с равномерно нанесёнными по окружности делениями градусной или румбовой системы), используется для удобства ориентирования по сторонам света, разбитую по окружности на 16 румбов. (Румб — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно и делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера).

В XVI в. ввели деление картушки на 32 румба.

Слово «компас», по-видимому, происходит от старинного английского слова compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг». (Источник: https://i-fakt.ru).

Итак ребята, у вас на партах есть компасы, посмотрите...

Что собой представляет компас?

На что он похож?

По стране в поход идем —

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам

заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный

друг

Путь на север и на юг.

Основная часть каждого компаса — магнитная стрелка. Она имеет свойство сохранять свое направление с юга на север. Стрелка помещается в специальной коробке. Коробка компаса сделана из непрозрачной пластмассы. Внутри коробки помещена круговая шкала, разделенная на 360°. На ней имеются буквы С, Ю, В, 3, что означает: север, юг, восток и запад. Сверху на коробке компаса укреплена вращающаяся крышка.

И так, дайте определение что такое компас?

КОМПАСприбор для ориентирования на местности (запишите в маршрутный лист)

Различают механический (гирокомпас), магнитный, радиокомпас (направление на радиомаяк), электронные, гироскопический, электронный, военный, астрономический.

Сейчас поработаем с компасом и познакомимся с правилами работы с компасом:

(учащиеся демонстрируют работу с компасом).

Памятка «Как работать с компасом»

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность (на ладошку, на местности – доска)

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Компас необходимо сориентировать. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем (направление на север, буква С).

4. В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.

- Давайте определим, а где у нас север?

- Давайте станем все лицом на север.

- Окна в кабинете – на восток, доска – юг; дверь класса– на запад.

Задание : определите на каком рисунке компас неориенированный, а на каком ориентированный?

Учитель: В маршрутных листах вам даны признаки ориентирования, вам необходимо соотнести их по способам ориентирования.

Задание №2. Способы ориентирования (12 признаков) – таблица на партах.

Учитель:

12 признаков – необходимо их соотнести по способам ориентирования:

юг, толщина годичных колец пня, север, муравейник, запад, склоны оврагов, восток, крыша дома, полярная звезда, кроны деревьев, лишайник, солнце.

1. По небесным телам (полярная звезда, солнце)

2. С помощью компаса (юг, север, запад, восток)

3. По местным признакам (толщина годичных колец пня, муравейник, кроны деревьев, лишайник, склоны оврагов, крыша дома).

Способы ориентирования

По небесным телам

С помощью компаса

По местным признакам

9 - Полярная звезда

1 - Юг

2 - Толщина годовых колец

12 - Солнце

3 - Север

4 - Муравейник


5 - Запад

6 - Склоны оврагов


7 - Восток

8 - Крыша дома

 

 

10 - Кроны деревьев

 


11 - Лишайник


Учитель: Итак, ответьте на вопрос: как необходимо  вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?


Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Учитель: Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолетам.

Физкультминутка:

Ну-ка, дети, встанем в круг

И покажем дружно юг.

Взоры обратим на север.

Все от холода присели.

Потянулись на восток-

Путь до солнышка далёк.

Вместе с ним пустились в путь

За горизонтом отдохнуть

Учитель:

Если необходимо определить направление с наибольшей точностью, тут 16 румбов мало.

При изображении направлений на плане или на карте условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным.

Задание: Определить величину угла от направления на север от точки А и заданный предмет (в данном случае это точка В)?

- Определить величину угла вам поможет?

- Чему равен этот угол?

Учитель: Что мы с вами определили? (предполагаемый ответ: Азимут)

Так что такое Азимут? (ответы учащихся).

Учитель: Попробуйте дать определение, что такое азимут.

Найдем определение в учебнике:

Азимут это угол между направлением на север и направлением на заданный объект. (Определение запишите в маршрутный лист).

Учитель проговаривает: Нахождение азимута по топографическому плану или карте.

Итак, чтобы определить азимут по топографическому плану или карте нам необходимо:

1. Определить направление на север

2. От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.

3.Определить с помощью транспортира величину угла по часовой стрелке.

Учитель: Покажите стороны горизонта на данной схеме?

(один ученик выходит к доске и показывает стороны горизонта)

- Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

- Ответ – указать величину угла

- Укажите величину угла на предмет

(ученики говорит с места)

- на дом40 °;

- на колодец 140 °;

- на мельницу - 220°;

- на дерево – 320 °

Мы с вами определили Азимут! по компасу.

Далее учитель проговаривает последовательность определения азимута.

1. Для определения азимута с помощью компаса его сначала ориентируют по сторонам горизонта.

2. Теперь нужно наметить направление на интересующий вас объект.

3. По шкале компаса установите, на какое количество градусов это направление отклоняется от северного (по часовой стрелки).

Это значение угла в градусах и будет азимутом объекта.

Учитель пишет на доске: Так, направление на север имеет азимут 0° или 360°, на восток — 90°, на юг — 180°, на запад — 270°.

Итак, давайте определим азимуты промежуточных сторон горизонта: (учитель подписывает значение азимутов промежуточных сторон горизонтана доске)

СВ – 45 градусов;

ЮВ – 135 градусов;

ЮЗ – 225 градусов;

СЗ – 315 градусов.

Учитель: Давайте с вами определим азимут на предметы.

Задание. Определение азимута на местности.

Задание. Определить азимут на сориентированные предметы: дом – чему равен азимут, на колодец, на мост, на дерево.

Ответ: на дом — 30°;

- на дерево — 120°;

- на колодец — 240°;

- на мост — 320°

Неужели для того чтобы не сбиться с курса, все время нужно не спускать глаз с компаса? Это же неудобно, а к тому же запросто можно споткнуться? Как же выдержать нужный азимут?

А пасущаяся корова или облако могут быть ориентиром?

Конечно, нужно выбирать неподвижные объекты.

Учитель: На картинке вершина холма конечный пункт. Мальчик уточняет направление движения по азимуту ориентируясь на объект (на рисунке – кочка).

Задание№1: по топографической карте определите азимут.

Задание№2: игра 1 - определение сторон горизонта и азимута «Помогите туристу определить азимут».

Учитель: Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?

Учитель: Второй вывод урока: для того, чтобы  определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.

Проверка знаний:

1. Умение находить стороны горизонта называется …(ориентированием);

2. Полярная звезда указывает направление на… (на север)

3. Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева (запад)

4. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень (юг)

5. Угол между направлением на север и направлением на объект- это… (азимут)

6. Прибор, позволяющий определить стороны горизонта…(компас)

7. На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса? (север)

8. Тень, падающая на предметы в полдень, указывает направление на … (на север)

9. Азимут 90 градусов соответствует направлению… (на восток)

10. В какой стороне восходит Солнце? (восток)

Если вы набрали 9- 10 баллов, вы хорошо поработали Молодцы!

  • 7-8 баллов. Вы старались!

  • 5-6 баллов. Поработай дома основательно. У тебя все получится!

Итог: Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ней справились?


Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т (подчеркни нужный ответ)


Где вам может пригодиться изученный материал?

Карта самооценки:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я

- выдвигал(а) идеи, гипотезы, версии

- рассуждал(а)

- задавал(а) вопросы

- подготовил(а) сообщение для класса

- правильно отвечал(а) на вопросы

- решал(а) проблемы

- работал(а) у доски

- правильно выполнял(а) задания

- обобщал(а), делал(а) выводы

МОЯ ОЦЕНКА______________

Домашнее задание.


И если останется время.


Закончите предложения (на доске)

1. Я раньше не знал, а теперь знаю, что…

2. Я раньше не умел, а теперь умею…

3. Мне сегодня на уроке было…

4. Больше всего мне понравилось…

5. Я после этого урока постараюсь…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по географии на тему "Ориентирование" (6 класс)

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка на тему: «Формирование личностных УУД на уроках литературы в 6 классе» "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133861"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416591210"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка урока географии по теме "Рекреационные ресурсы ""
    ["seo_title"] => string(72) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_geografii_po_teme_rekreatsionnye_resursy"
    ["file_id"] => string(6) "485827"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542277656"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) ""Введение в карторафию" - школьный компонент вариативной части программы"
    ["seo_title"] => string(76) "vviedieniie-v-kartorafiiu-shkol-nyi-komponient-variativnoi-chasti-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "304097"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457661701"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства