kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Российские пространства : вопросы и проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: -Дать представление об особенностях зоны Севера в России.

-Актуализировать знания о природных богатствах России.

-Формировать умения работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Российские пространства : вопросы и проблемы.»

Урок № 6

Российские пространства : вопросы и проблемы.

Задачи: -Дать представление об особенностях зоны Севера в России.

-Актуализировать знания о природных богатствах России.

-Формировать умения работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Оснащение урока: Политико-административная карта России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з.

3.Вводная беседа.

Сегодня мы поговорим об обширных российских пространствах.Существует два взгляда на необъятные пространства России: А)это зло,тормозящие развитие страны,подрывающее ее жизненные силы.Б)это концентрация важнейших потенциальных богатств России,основа ее безопасности и перспективногоразвития

Давайте попробуем в этом разобраться.

4.Изучение нового материала.

Россия - самая северная (точнее, высокоширотная) из крупных стран мира; средняя параллель материковой части страны (без учета арктических островов) проходит по широте Санкт-Петербурга - около 60° сш. В схожей по географическому положению Канаде к северу от этой широты живет в пределах Северо-Западной территории и Юкона несколько десятков тысяч жителей (0,2 % всего населения страны). Немногим больше насчитывает население штата Аляска (США), тогда как в России севернее 600, даже без Санкт-Петербурга, проживает около 8 млн чел. Только половина площади России находится к югу от этой суровой широты. По другим подсчетам геоцентр России расположен гораздо севернее - у полярного круга (66°25`), в Эвенкийском автономном округе у озера Виви, где с 1992 г. установлена 7-метровая стела.

Столь северное и континентальное положение делает Россию страной с самыми суровыми климатическими условиями. В то же время южные районы России (Дагестан) расположены несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу. Большая часть населения страны сосредоточена в южной ее половине (главным образом на юго-западе), тогда как остальные 3/4 ее территории имеют экстремальные природные условия для развития экономики, особенно сельского хозяйства.

Проанализировать размеры экономически эффективной территории России учащиеся могут по таблице 1 на с. 27 учебника.

Учитель: Мы видим, что страны, расположенные в южных широтах и имеющие преобладающий равнинный рельеф (Австралия, Бразилия, США), практически на 100% могут экономически эффективно использовать свою территорию. Тогда как северные страны (Россия, Канада) или страны с горным, пустынным рельефом (Китай), имеют лишь 30-50% продуктивной части своей территории. Северное расположение России сказывается на увеличении расходов на топливо и энергию, больших затратах средств на проведение транспортных путей, строительство, освоение ресурсов.

Зона Севера в России. Для характеристики этого обширного региона нашей страны учитель может организовать небольшую практическую работу.

Задания:

  1. По тексту  учебника выберите общие сведения о зоне Севера.

  2. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы об особенностях зоны Севера.

В итоге работа может иметь такой вид:

Площадь зоны Севера в России - 11,9 млн км2.

Доля в общей площади России - более 70%.

Население - 11, 7 млн чел.

Ресурсы зоны Севера в России

Регион

Площадь, млн км2

Население, млн чел

Полезные ископаемые

Лесные ресурсы

Промысловые животные

Индекс стоимости жизни

Дальний Север

5,4

1,7

Горючий газ, каменный и бурый уголь, медные, никелевые, оловянные руды, золото.

Незначительные.

В больших количествах.

1,8-2,0

Средний Север

3,1

3,8

Нефть и горючий газ, каменный и бурый уголь, железные, никелевые, медные руды, слюда, апатиты, алюминиевое сырье, графит, золото, алмазы, строительный камень.

Значительные.

В больших количествах.

1,5-1,7

Ближний Север

2,1

6,0

Нефть и горючий газ, бурый и каменный уголь, железная, оловянная руды, поваренная соль, строительный камень.

Значительные.

Отсутствуют.

1,2-1,6

Вывод: Наибольшую площадь занимает район Дальнего Севера (5,4 млн км2). Большая часть населения проживает в районе Ближнего Севера (6,0 млн чел.). Конечно, это связано с более благоприятными природными условиями Ближнего Севера. Средний и Ближний Север имеют более широкий набор полезных ископаемых (топливных, рудных, химических и т.д.). Возможно, полезные ископаемые Дальнего Севера еще не полностью разведаны из-за суровых природных условий. Зона Дальнего Севера - это зона арктических пустынь и тундры, поэтому лесные ресурсы здесь незначительны. Однако моря Северного Ледовитого и Тихого океанов богаты промысловыми животными. Суровость природы сильно влияет на индекс стоимости жизни: он самый высокий (1,8-2,0) на Дальнем Севере.

Учитель: Россия располагает огромными природными ресурсами - минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в ХХ в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем?

Экстремальные природные условия многих районов страны многократно усложняют и удорожают организацию добычи, обустройство необходимого для освоения ресурсов населения. При этом снижается и производительность труда.

Потенциальные запасы природного газа составляют 35 % мировых - 212 трлн м?, из них 159 трлн м? - на суше.

Запасы нефти - около 19,5 млрд т. Подавляющая часть запасов газа и нефти находится за Уралом (в месторождениях Западной Сибири), там же расположены и перспективные районы Красноярского края, Центральной Якутии, шельфа Сахалина. В европейской части месторождения истощены, надежды возлагаются на шельф Баренцева моря.

Балансовые запасы угля превышают 200 млрд т, половина из них - каменный уголь, пятая часть пригодна для коксования. Более половины можно разработать открытым способом. Самый большой Канско-Ачинский бассейн, на втором месте Кузнецкий бассейн с каменным углем. Вместе на Западную и Восточную Сибирь приходится 4/5 всех запасов угля России - при том, что самые крупные бассейны (Ленский, Тунгусский и др.) еще почти не разведаны.

Велика обеспеченность России железными рудами, запасы их более 55 млрд т. Разведано 107 месторождений, из них в 11 крупных сосредоточено до 4/5 всех запасов. Более половины всех запасов сосредоточено в пределах Курской магнитной аномалии.

Из руд цветных металлов в России имеются крупные месторождения меди и никеля. Используются главным образом медные руды Урала, никель добывается в районе Норильска.

Многочисленные месторождения золота на обширных пространствах от Урала до Чукотки (только крупных около 100 в 28 регионах).

Из ценных нерудных полезных ископаемых отметим алмазы (18 крупных месторождений) - в основном на западе Якутии

Всего в России 20 тыс. месторождений ценных видов сырья, из которых 7,5 тыс. разрабатываются - это без учета месторождений торфа, горючих сланцев, минеральных строительных материалов и др. полезных ископаемых. Но многие виды полезных ископаемых или отсутствуют, или пока не открыты, или слабо разведаны. Многие месторождения истощены длительной эксплуатацией. В результате некоторые виды ресурсов дефицитны, добыча других не является экономически эффективной.

Значительно лучше положение с неисчерпаемыми и возобновимыми видами ресурсов.

Многие страны мира испытывают трудности с водоснабжением. В России же объем речного стока около 4,3 тыс. км3 в год - почти по 30 тыс. м3 на каждого жителя. Правда, большая часть стока приходится на малонаселенные районы Азиатской России. Большое значение имеют запасы подземных пресных и минеральных вод, которые есть во всех районах. Велик энергетический потенциал рек России.

Россия - одна из самых лесных стран мира. Около 45% всей площади ее территории покрыто лесом. 3/4 всех запасов приходится на ценную древесину хвойных пород.

Моря и внутренние воды России всегда славились большими рыбными ресурсами, в том числе ценнейших видов (осетровые, лососевые, сиговые). В настоящее время внутренние водоемы эту славу утратили (загрязнение вод, гидростроительство). Сохранили рыбопромысловое значение дальневосточные моря.

IV. Подведение итогов урока

В качество заключения по теме урока можно прочитать текст учебника.

Закрепить полученные знания поможет обсуждение проблемы. Учащиеся рассматривают два противоположных взгляда на большие пространства России и высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание п.6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Российские пространства : вопросы и проблемы.

Автор: Салихов Магомед Салихович

Дата: 28.09.2024

Номер свидетельства: 656968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Доклад: Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_sovremennye_podkhody_k_organizatsii_zdorovesberegaiushchego_prostranstva_"
    ["file_id"] => string(6) "577501"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1617605466"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Создание информационно-образовательного пространства, способствующего социализации учащихся через центр профессионального самоопределения "
    ["seo_title"] => string(165) "sozdaniie-informatsionno-obrazovatiel-nogho-prostranstva-sposobstvuiushchiegho-sotsializatsii-uchashchikhsia-chieriez-tsientr-profiessional-nogho-samoopriedielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149999"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420382387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства