kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад: Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования.

Вопросы здоровьясбережения имеют историческую ретроспективу. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы»

Учитель физической культуры

МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя

Мельниченко А.С.




Доклад по теме:

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы


Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования.

Вопросы здоровьясбережения имеют историческую ретроспективу. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Д. Локка, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. Валеолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы нашли широкое освещение в работах И. И. Брехмана, Г. К. Зайцева, М. Г. Колесниковой, Н. И. Куинджи, Л. Г. Татарниковой. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах B. C. Быкова, Л. М. Куликова, С. С. Коровина, С. Г. Серикова, П. П. Тиссена, H. A. Фомина и др.


Уже в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся: появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых; вооружение их первоначальными медицинскими знаниями; акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений; использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья; первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.


Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели: 1) в учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье; 2) школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей; 3) здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.


В современном образовательном пространстве расширилось как само понятие «здоровьесбережение», так и подходы к его осуществлению. Так, сейчас здоровьесбережение проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся. В настоящее время, в литературе можно встретить несколько определений понятия «здоровьесберегающие технологии». По определению Н. К. Смирнова: «Здоровьеформирующие образовательные технологии»,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это:

•условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

•необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

О. В Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.


Таким образом, на современном этапе под здоровьесберегающими технологиями подразумевается - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья не только школьников, но и педагогов. Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников –и взрослых и детей.


Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Условно можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

· Собственно здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

· Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

· Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

· Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.)


Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

· Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п.

· Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п.

· Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.


По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).


К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.


Исходя из вышесказанного, можно отметить, что организация здоровьесберегающего пространства современной школы, как на уровне школы, так и системы образования в целом, ведется по нескольким направлениям:

1. Нормализация учебной нагрузки: разработка методов комплексной психолого-физиологической диагностики “школьной зрелости”; приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям; осуществление строгого государственно-общественного контроля (процедуры лицензирования, экспертизы образовательных учреждений, программ, учебных пособий и технологий) на основе психофизиологических, гигиенических требований и СНИПов, согласованных с федеральными органами управления образованием. В частности, на уровне школы сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, а именно, с расписания уроков.

2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: разработка и реализациявариативных социальных и образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; изменение содержания и форм физического воспитания; разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья; привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: внесение изменений в содержание непрерывного педагогического образования, направленных на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, на обеспечение полноценного развития ребенка в образовательном процессе (расширение системы спецкурсов, создание региональных информационно-методических центров, сертификация образовательных программ и диагностических методик, разработка актуальных мето­дических пособий, дистанционное образование).

4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного индивидуального сопровождения развития (ППМС-центров), общественных структур (школьные, муниципальные, региональные Советы здоровья и др.).

5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии. Разработка нормативно-правовой и методической базы для работы в общеобразовательной школе с детьми, имеющими особенности развития.

Таким образом, можно свидетельствовать о комплексном подходе к организации здоровьесберегающего пространства современной школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад: Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы

Автор: Мельниченко Андрей Сергеевич

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства