kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ресурсы Мирового океана, и возможности их использования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсы Мирового океана, и возможности их использования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ресурсы Мирового океана, и возможности их использования.»

Ресурсы Мирового океана, и возможности их использования.

Очень скоро с океаном, возможно,

будет связана проблема самого

существования человечества.

Жак-Ив Кусто



  • Цель: дать оценку природных ресурсов Мирового океана, подвести к пониманию проблемы зависимости человечества в будущем от океана

  • Задачи:

  • Учебная: развивать умение работать с картами, статистическими материалами, составлять систематизированную таблицу урока, готовить доклады по теме, отбирать информацию.

  • Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки.

  • Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у учащихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.

Оборудование: электронная презентация, проектор, компьютер, таблица «Природные ресурсы», раздаточный материал

Тип урока: конференция.

Используемые технологии: развивающего обучения, работа в малых группах,

Методы обучения: наглядно-образный, словесный, практический.

Ход урока:

  1. Организационный момент 1-2 минуты.

  2. Актуализация: Знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель акваланга, автор множества книг и фильмов утверждал, что:

«Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества». Жак-Ив Кусто

Сформулируйте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Слайд 1

Да, действительно, тема урока «Природные ресурсы Мирового океана, и возможности их использования». Слайд 2

Целью урока является: знакомство и оценка природных ресурсов Мирового океана, и понимание проблемы зависимости человечества в будущем от океана. Слайд 3

  1. Изучение темы:

Урок пройдет в форме конференции, где будут работать четыре секции: географов, биологов, экологов, практиков.

У вас на столах лежат листы с программами работы в виде таблицами, которую вы должны заполнить в ходе работы конференции.

1. Роль океана. Слово географам слайд 4

Мировой океан не просто часть биосферы. Гидро­сфера придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других, близких нам планет — Марса и Венеры. Исключительна роль океана в обеспе­чении жизни на Земле, формировании погоды и климата. Его влияние сказывается на тысячи километ­ров вглубь континентов. Океан — величайший испаритель, важнейшее звено в круговороте воды, он активно участвует во всех планетарных процес­сах: во взаимодействии океана и атмосферы, опре­деляющем климат нашей планеты, в биогеохими­ческих циклах химических элементов, фотосинте­тических процессах и др. Мировой океан — это гигантская кладовая ресурсов. Во-первых, это морская воды, которая содержит 75 химических элементов. Во-вторых, это минеральные ресурсы, такие, как нефть, природный газ, твердые ископаемые. В-третьих, энергетические ресурсы (энергия приливов). В-четвертых, биологические ресурсы (животные и растения). Биомасса океана насчитывает 140 тыс. видов, а масса оценивается в 35 млрд. тонн при­родных ископаемых, неисчерпаемый источник энер­гии будущего, кислорода и пищи. Объем Мирового составляет 1 млрд. 340,7 млн куб. км воды.

2. Мировой океан Слайд 5

3. Основные ресурсы Мирового океана. Слово географам слайд 6

Основными ресурсами Мирового океана считаются водные, биологические, минеральные и энергетические. Их изучением занимались крупнейшие отечественные исследователи, такие как: Шокальский, Визе, Зубов, Ширшов, Марков и др. Они показали, что Мировой океан имеет огромный потенциал как кладовая природных ресурсов.

4. Морская вода – источник химических элементов слайд 7

Слайд7 Мировой океан - огромный природный резервуар, заполненный водой, которая представляет собой сложный раствор различных химических элементов и соединений. Некоторые из них извлекаются из воды и используются в производственной деятельности человека. Около 70 химических элементов найдено в океанских водах. В каждом кубическом километре морской воды растворено 35 млн. тонн твердых веществ. В их числе поваренная соль, магний, сера, бром, алюминий, медь, уран, серебро, золото. В настоящее время используются только те ресурсы Мирового океана, добыча которых из океанских вод экономически выгоднее получения их из аналогов на суше. Первое место среди извлекаемых из морской воды веществ принадлежит обычной поваренной соли NaCl, которая составляет 86% всех растворимых в морской воде солей. Добыча поваренной соли из морской воды достигает 6-7 млн. тонн год, что равно 1/3 ее мирового производства. Соль из вод океана получают в США, Италии, Испании, Франции, Аргентине, Англии, Чили и Перу . В Азии почти во всех приморских странах добывается морская пищевая соль. К примеру, в Японии 50% потребности в поваренной соли обеспечивают морские соляные промыслы.
Поваренная соль используется главным образом в пищевой промышленности, для получения соды, едкого натрия, соляной кислоты.

В водах Мирового океана растворено большое количество магния. Хотя его концентрация в морской воде относительно невелика (0,13%).

Первая тонна морского магния была получена в 1916 г. в Англии. С тех пор его производство неуклонно развивалось. В настоящее время Мировой океан дает свыше 40% мирового производства магния. Производство развито в Великобритании, США, во Франции, Италии, Канаде, Мексике, Норвегии, Тунисе, Японии, Германии.
Сегодня магний применяется для изготовления различных легких сплавов.
Концентрация калия в океанских и морских водах весьма невелика.

Сегодня добыча калия ведется на побережье Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии. Калийные соли используются как удобрения в сельском хозяйстве и как ценное химическое сырье в промышленности.
Концентрация брома в морской воде незначительна (0,065%), он был первым веществом, которое начали добывать из морской воды, поскольку из минералов суши, где он содержится в ничтожно малых количествах, его извлечь практически невозможно. Производство «морского» брома ведется в США , Англии , Испании, Италии, Франции.

Помимо этих основных веществ, которые океан дает человеку, большой интерес для производства представляют и микроэлементы, растворенные в его водах. К ним относятся х литий, бор, сера, а по технологическим и экологическим причинам золото и уран.
В настоящее время извлекаемые из соленых вод соединения и металлы вносят существенный вклад в мировое производство. Морская химия наших дней дает 6-7% доходов, получаемых от освоения ресурсов Мирового океана. Все большее значение приобретает опреснение морской воды.

5. Слайд 8-9-10 карта Дно Мирового океана богато минеральными ресурсами. А богатства эти огромны: нефть и газ, золото и алмазы, никель и марганец, кобальт и олово - вот неполный перечень полезных ископаемых, запасы которых стремительно истощаются на суше и почти не тронуты на дне морей и океанов. Например, марганца в море в 50 раз больше, чем на суше, кобальта - в 520 раз, никеля - в 90 раз.

На шельфе уже сейчас разрабатывается ряд крупных месторождений нефти, например, у берегов Техаса, в Северном море, Персидском заливе и у берегов Китая. Ведется разведка месторождений у берегов Западной Африки, у восточного побережья США и Мексики, у берегов арктической Канады и Аляски, Венесуэлы и Бразилии. Доля «морской» нефти составляет около 30% от общемировой добычи.

Широко распространена добыча со дна океанов песка, ракушечника, гравия. Почти все полезные ископаемые, которые находят на суше, присутствуют и в морской воде. Недавно океанологи обнаружили, что во многих местах дно океана буквально покрыто россыпью железомарганцевых конкреций с высоким содержанием марганца, никеля и кобальта. Самые большие площади конкреции занимают на дне Тихого океана. Найденные на мелководье фосфоритные конкреции могут использоваться в качестве сырья для производства удобрений. В морской воде присутствуют также такие ценные металлы, как титан, серебро и золото. Общие размеры растворенных в Мировом океане минеральных веществ составляют 4,8 · 1016 т. Только золота растворено в нем 8-10 млн. т, или примерно по 1,5 кг на каждого жителя планеты.

Сегодня интенсивная разработка месторождений алмазов ведется у берегов Юго-Западной Африки; магнетитовый железняк разрабатывается у берегов Японии, Австралии и Индонезии; у побережья Малайзии, Таиланда и Индонезии - олово.

6. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ слайд 11-12

Воды Мирового океана обладают огромными запасами дейтерия — топлива для будущих термоядерных электростанции.( дин из двух стабильных изотопов водорода, ядро которого состоит из одного протона и одного нейтрона. Молекула дейтерия – двухатомна. Содержание в природном водороде – 0,012–0,016%.)

Энергетические ресурсы Океана заключаются в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента. Потенциал их огромен.

Суммарная мощность приливов на нашей планете оценивается учеными от 1 до 6 млрд. кВт, причем даже первая из этих цифр намного превышает энергию всех рек земного шара. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Аргентина, США.

Энергия термического градиента. Почти три четверти солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океаны, поэтому океан является идеальным гигантским накопителем тепла. Получение энергии, основанное на использовании разности температур поверхностных и глубинных слоев океана, могло бы проводиться на крупных плавучих электростанциях. В настоящее время разработка таких систем находится в экспериментальной стадии.


7. Биологические ресурсы


Что понимается под биоресурсами?

(Под биологическими ресурсами понимаются животные и растения, обитающие в его водах). слайд 13

Слайд 14.

Слайд 15

Биолог:

В своей широкой хозяйственной деятельности человек находит применение множеству морских растений и животных, использует многочислен­ную группу промысловых видов. Люди интенсивно используют дары океана. Под­считано, что общая биомасса всех морских расте­ний и животных составляет 20—30 млрд. т, а на долю объектов промысла приходится не более 600—700 млн. т.

С древнейших времен идут в пищу водоросли, наиболее известны морская капуста и красный морской салат. Наиболее широко используются полисахариды и агар, извлекаемые из морских водорослей. Мировое производство агара в настоящее время достигает 7 тыс. тонн в год. Агар широко применяется в микробиологии и пищевой промышлен­ности. Возрастает медицинское использование водорослей, в Японии и США. Красные водоросли применяют как источник витаминов, антивирусное средство, стимулятор иммунных реакций и др. Недавно в США из водорослей выделен монотерпен, проявивший высокую активность против раковых клеток в организме человека. По со­держанию белков, углеводов, растительных жиров водоросли не уступают пшенице. В них содержатся все необходимые витамины, а также йод и бром, кото­рых практически нет в продуктах неморского про­исхождения.

Слайд16 Ежегодно добывается более 1,2 млн. т ракообразных. Наиболее крупные из них — омары, лангусты, крабы — еще 20—30 лет назад состав­ляли большую часть улова. Теперь их запасы по­дорваны. Но стала расти добыча морских креветок и криля — планктонного рачка. Эти рачки быстро размножаются, и естественные запасы их очень пер­спективны, хотя по своим вкусовым качествам криль уступает крупным ракообразным. Возрастает мор­ской промысел моллюсков. Только кальмаров добы­вается более 1 млн. т. Практически все моллюски годятся в пищу. Их мясо питательно и вкусно, оно хорошо усваивается и поэтому считается диети­ческим. Находят спрос и другие беспозвоночные — трепанги и морские ежи.

Слайд17 Главный промысел морских животных прихо­дится на рыб. С древнейших времен до недавних пор запасы рыбы в океане казались неисчерпаемы­ми. Однако бурный рост рыболовного флота и ос­нащение его эффективными средствами и орудиями лова привели к тому, что численность многих ценных промысловых рыб резко снизилась, а некоторые из них вообще потеряли промысловое значение.

Слайд 18. В Мировом океане, как и на суше, есть продуктивные области-акватории. По этому признаку они подразделяются на высокопродуктивные, среднепродуктивные и малопродуктивные. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана, которые Вернадский назвал сгущениями жизни, относятся расположенные в более северных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантического и Тихого океанов.

Слайд 19. Промысел морского зверя также относится к од­ному из древнейших. Большой доход долгие годы приносил китобойный промысел. Если в период 1854—1876 гг. было добыто 200 тыс. гренландских и южных китов, то с 1911 по 1930 г. было добыто всего 5 гренландских китов. В последние 20—30 лет уменьшилось количество китов и в Южном полу­шарии. Теперь китобойный промысел находится под строгим международным контролем. И не толь­ко китобойный, но и других ценных морских зве­рей — калана, морского котика, моржа, тюленя, дельфина и др. Большое значение имеет также до­быча морской губки, кораллов, разнообразных рако­вин для медицинских и ювелирных целей.

Слайд 20-25 Марикультура. Люди ежегодно изымают при­мерно десятую часть биомассы, и, видимо, это тот предел, который нельзя переступить, чтобы не подорвать биологический ресурс океана. Человек, используя биоресурсы океана, вероятно, подошел к критической черте. Если даже увеличить добычу новых промысловых видов, усилить эксплуатацию запасов некоторых видов рыб, все эти действия, однако, не смогут полностью решить проблему рационального использования и охраны биологических ресурсов океана.

На­стала пора от собирательства и охоты переходить к новой форме морского хозяйствования

Наиболее перспективное направление не только сохранения, но и приумножения океанических биоресурсов представляет собой марикультура - искусственное выращивание и разведение морских промысловых организмов в морях, лагунах, лиманах.

Уже сейчас морские хозяйства дают более 5 млн. т продукции. Морские подводные хо­зяйства промысловых растений и животных раз­мещаются на самых верхних отделах шельфа, на сравнительно небольших глубинах, доступных че­ловеку в легководолазном снаряжении. Сейчас уже есть удачные попытки разведения рыбы в садках и закрытых бухтах; водоросли, трепанги, моллюски выращиваются в больших масштабах. На искусст­венных «рифах» успешно развиваются колонии крабов, брюхоногих моллюсков, лангустов, осьми­ногов. Понятно, что для всего этого нам необходимо сохранить воды морей и океанов в чистоте.

Вывод к уроку Слайд 26- 27.

IV.Рефлексия: 1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Где может пригодится информация, полученная на уроке?

3. Согласны ли вы с мнением, высказанным Жак-Ив Кусто?

4.Почему морскую воду называют «живой рудой»?

5. Какие виды минеральных ресурсов люди научились добывать с океанического дна? Где расположены основные месторождения?

-6. Какие акватории Мирового океана являются самыми биологически продуктивными?

- 7. Где в России максимальные возможности для использования приливной энергии?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Ресурсы Мирового океана, и возможности их использования.

Автор: Брацыхин НИколай Сергеевич

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока: " Проблемы современной энергетики" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-probliemy-sovriemiennoi-enierghietiki"
    ["file_id"] => string(6) "150842"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420561792"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задание №2. Синтаксический анализ. (на основе материала сайта ФИПИ)"
    ["seo_title"] => string(80) "podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku_2020_zadanie_2_sintaksicheskii_analiz_na_osn"
    ["file_id"] => string(6) "550335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1589871687"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Методические рекомендации для учителей "Использование ЦОР при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_dlia_uchitieliei_ispol_zovaniie_tsor_pri_formir"
    ["file_id"] => string(6) "362533"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480087838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока-лекции на тему  "Человечество и энергия" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-liektsii-na-tiemu-chieloviechiestvo-i-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "131821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства