Методические рекомендации для учителей "Использование ЦОР при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики"
Методические рекомендации для учителей "Использование ЦОР при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики"
Методические рекомендации для учителей
«Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики».
Осипов Сергей Викторович – учитель физики МОУ СОШ п. Поливаново МО «Барышский район» Ульяновской области
Проблема формирования экологического мировоззрения учащихся средствами дисциплин естественно-математического цикла приобретает особую актуальность и новое звучание. Это связано с усилением внимания в процессе обучения к формированию у учащихся глубокого понимания общечеловеческих проблем и стремления к активному их решению,то есть должно быть выработано сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработки современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, и если нет уверенности в том, что эти мероприятия безвредны( или ущерб минимален), то они не должны реализовываться. Такое мировоззрение можно сформировать лишь в том случае, если уже в школе знакомить учащихся с экологическими проблемами, прививать любовь к природе, учить вести себя так, чтобы не наносить ей вреда, при этом важная роль отводится урокам физики, так как в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления описываемые физическими законами. По словам писателя С.П. Залыгина « отношение человека к окружающей среде-это и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям». Не секрет, что экологическая обстановка во всем мире и у нас в стране с каждым годом ухудшается: озоновая «дыра» растет, реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли, что приведет к таянию ледников, а это запасы пресной воды, загрязнению Мирового океана и воздушной оболочки Земли-и это лишь малая часть проблем. В последние годы многие учителя и методисты искали свои подходы к развитию у учащихся экологического мышления, культуры на уроках физики, но теперь, когда в процесс обучения вошли компьютерные технологии, появилась возможность сделать этот процесс более наглядным, интенсивным, доступным понимания, что повышает его эффективность во много раз.
Цифровые образовательные ресурсы содержат большое количество анимации, интерактивных моделей и заданий, иллюстраций, видеофрагментов, виртуальных лабораторий, что на качественном уровне помогает решать данную проблему, акцентируя внимание на ней учащихся, и при систематическом подходе формирует правильное экологическое мышление. Экологическое воспитание в процессе обучения физике связано прежде всего с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, в возможности применения научных идей и открытий для уменьшения отрицательных последствий деятельности человека. Конечно, чтобы подготовить качественный урок нужно затратить много времени, и порой на рассмотрение вопросов с экологической направленностью его не хватает, поэтому для удобства использования ЦОРов, которые имеют экологическую направленность и непосредственно связаны с тем или иным законом, явлением физики, помещаю в отдельную таблицу.Нужно отметить, что в зависимости от уровня подготовки учащихся, эти ресурсы можно использовать как и при объяснении нового материала, при самостоятельной работе учащихся, так и для творческого домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей "Использование ЦОР при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики"»
Методические рекомендации для учителей
«Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики».
Осипов Сергей Викторович – учитель физики МОУ СОШ п. Поливаново МО «Барышский район» Ульяновской области
Проблема формирования экологического мировоззрения учащихся средствами дисциплин естественно-математического цикла приобретает особую актуальность и новое звучание. Это связано с усилением внимания в процессе обучения к формированию у учащихся глубокого понимания общечеловеческих проблем и стремления к активному их решению ,то есть должно быть выработано сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработки современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, и если нет уверенности в том, что эти мероприятия безвредны( или ущерб минимален), то они не должны реализовываться. Такое мировоззрение можно сформировать лишь в том случае, если уже в школе знакомить учащихся с экологическими проблемами, прививать любовь к природе, учить вести себя так, чтобы не наносить ей вреда, при этом важная роль отводится урокам физики, так как в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления описываемые физическими законами. По словам писателя С.П. Залыгина « отношение человека к окружающей среде-это и сам человек, его характер, его философия, его душа , его отношение к другим людям». Не секрет, что экологическая обстановка во всем мире и у нас в стране с каждым годом ухудшается: озоновая «дыра» растет, реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли , что приведет к таянию ледников, а это запасы пресной воды, загрязнению Мирового океана и воздушной оболочки Земли-и это лишь малая часть проблем. В последние годы многие учителя и методисты искали свои подходы к развитию у учащихся экологического мышления, культуры на уроках физики, но теперь, когда в процесс обучения вошли компьютерные технологии, появилась возможность сделать этот процесс более наглядным, интенсивным, доступным понимания, что повышает его эффективность во много раз.
Цифровые образовательные ресурсы содержат большое количество анимации, интерактивных моделей и заданий, иллюстраций, видеофрагментов, виртуальных лабораторий , что на качественном уровне помогает решать данную проблему, акцентируя внимание на ней учащихся, и при систематическом подходе формирует правильное экологическое мышление. Экологическое воспитание в процессе обучения физике связано прежде всего с формированием у них представлений о целостности природы , взаимосвязи протекающих в ней явлений и причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, в возможности применения научных идей и открытий для уменьшения отрицательных последствий деятельности человека. Конечно, чтобы подготовить качественный урок нужно затратить много времени, и порой на рассмотрение вопросов с экологической направленностью его не хватает, поэтому для удобства использования ЦОРов , которые имеют экологическую направленность и непосредственно связаны с тем или иным законом , явлением физики , помещаю в отдельную таблицу .Нужно отметить , что в зависимости от уровня подготовки учащихся, эти ресурсы можно использовать как и при объяснении нового материала, при самостоятельной работе учащихся, так и для творческого домашнего задания.
Вопрос курса физики
Экологический аспект
Тип ресурса
ЦОР
Физические явления. Физика и техника
Круговорот веществ в природе и промышленном производстве. Влияние деятельности людей на окружающую среду.
Интерактивное задание
Текст с иллюстрациями
Презентация
3. Модель "Загрязнениевоздуха"
46. Как грязный воздух губит деревья
63. Экологические проблемы металлургии в России
Диффузия
Распространение вредных веществ в воздухе, почве, воде. Влияние на жизнь водоема нефтяной пленки.
Текст с иллюстрациями
Интерактивное
Задание
Текст с иллюстрациями
7. Пусть и природа работает?
49. Массовая гибель рыбы при разливе нефти
164. Что нам известно о загрязнении планеты?
Притяжение и отталкивание молекул
Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачивание его нефтью.
Иллюстрация
Слайд-шоу
20. Последствия экологических катастроф, связанных с разливом нефти
31. Загрязнение воды сырой нефтью
Испарение и конденсация
Образование кислотных дождей.
Опасность для жизни на Земле фреона.
Учебный модуль
Анимация
7. Озоновыедыры
6. Истощение озонового слоя
Атмосферное давление
Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора. «Озоновая дыра» и ее последствия.
Иллюстрация
Иллюстрированный учебный модуль
Видеоролик
Текст с иллюстрациями
Интерактивное задание
2. Земля. Рекордный размер озоновойдыры
7. Озоновыедыры
4. Загрязнениевоздуха
69. Физики и химики изучают атмосферу
2. Загрязнениевоздуха. Задания,
3. Модель "Загрязнениевоздуха"
Условия плавания тел
Образование нефтяной пленки на поверхности воды и ее последствия.
Экологические последствия сплава древесины по рекам.
Иллюстрация
Интерактивное задание
Слайд-шоу
1. Сплавные реки России
49. Массовая гибель рыбы при разливе нефти
31. Загрязнение воды сырой нефтью
Воздухоплавание
Разрушение озонового слоя атмосферы.
Текст с иллюстрациями
32. Авиация пачкает небо
Энергия. Энергия рек и ветра
Использование безотходных и возобновляемых источников энергии.
Текст
Текст с иллюстрациями
Текст с иллюстрациями
Слайд-шоу
Гипертекст
Мультимедиа
Текст с иллюстрациями
4. Защита среды обитания: мифы и реальность
4. Физика на горной реке
1. Тепло и холод из Черного моря
1. Слайд-шоу "Использование энергииветра"
2. Энергияветра
7. Источники энергии. Вечные двигатели
31. Пора экономить энергию
Излучение
«Парниковый эффект» и причины его возникновения.
Интерактивное задание
26. Последствия глобального потепления для биосферы Земли