Кировского района г. Волгограда.
Выполнила: Расстрыгина Лариса Григорьевна.
г. Волгограда
В период перехода от информационной модели обучения к деятельностной и личностной моделям, от школы памяти к школе мышления, изучение географии усиливает практическую направленность курса «География. Материки и океаны» в 7 классе.
Авторские презентации удачно дополняют учебно-методический комплект линии учебников Федерального перечня. Использование УМК и авторских электронных презентации в образовательном процессе помогает усвоить не только предусмотренный объем знаний по предмету, но и методы географических исследований, помогает анализировать разнообразные источники географической информации, представленные в данном учебном пособии: карты, схемы, графики, диаграммы.
На своих уроках географии, используя текст учебника, рабочие тетради на печатной основе, электронные презентации, а также презентации выполненные под моим руководством учащимися, я стараюсь представить страноведческий материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация учебного процесса способствует формированию ключевых географических компетентностей, лучшему пониманию учебного материала, его запоминанию, отработке практических навыков, практическому применению.
В структуру урока по теме «Регионы Южной Америки» мною внесены элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата
Мотивирование к учебной деятельности осуществляю через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. На уроке стараюсь создать условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала по регионам Южной Америки.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока – это выявление учащимися своих затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания практической работы, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по её результатам., делают выводы.
На этапе рефлексии учащиеся называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели, находят причины затруднений.
Отмечают успешные ответы.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | география | 7 класс | Урок № 44. §41 . |
Тема урока | Регионы Южной Америки |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся смогут: определять по карте на какие регионы делится Южная Америка, какие страны входят в состав каждого региона; выявить особенности природы и населения каждого из регионов. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи открытия и заселения материка Определять критерии для сравнения природы населения и хозяйства регионов Южной Америки Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Учащиеся смогут выработать личностное отношение к вопросу о расселении людей по материкам и островам. |
Решаемые учебные проблемы | Почему среди объектов Всемирного наследия в Андийских странах преобладают культурно-исторические, а в восточной части материка - природные объекты? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Андийские страны, страны Равнинного Востока, метис, креол, республика, «Медный пояс», Галапагосские острова, морские игуаны, Мачу-Пикчу, Бразилия, Аргентина, Амазонская низменность, ранчо, самба, танго, полезные ископаемые. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Регионы Южной Америки», карты. |
Образовательные интернет-ресурсы | Интернет-энциклопедия Википедия – Мачу-Пикчу, Аргентина, Галапагосские острова, Боливия. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
I. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
Деятельность учителя→ Побуждающий диалог Что такое регион? Какие признаки территорий можно положить в основу регионального деления? Что изображено на политической карте? Что такое страна? (Слайд № 2) | Деятельность учащихся Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока: 1.Андские страны. 2. Равнинный Восток Южной Америки Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения. |
II. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя: Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему среди объектов Всемирного наследия в Андийских странах преобладают культурно-исторические, а в восточной части материка - природные объекты? (Слайды № 3, 4-11) - | Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о регионах материка, о причинах малого количество объектов Всемирного наследия в восточной части материка. Беседа: отвечают на вопросы: жители Анд были более организованы, имели выше уровень развития. Вывод → жители горных районов жили в более суровых условиях, имели выше уровень развития, знали ремесла, занимались наукой |
III. ЭТАП Целеполагание |
| Обучающиеся формулируют цель урока – изучение различий двух регионов Южной Америки |
IV ЭТАП. "Открытие" нового знании. |
Деятельность учителя 1Андские страны. Задание (работа с текстом, заполнение таблицы) Проанализируйте данные учебника (стр. 107, 111) показывающие численность коренного населения в регионах и странах Южной Америки. Сравните данные и попытайтесь объяснить причины неодинакового количества коренных жителей материка в разных странах и регионах 2.Сравните жилища и одежду коренных жителей Андийского региона (фото 1-3) и индейцев Амазонии (фото 4-5). (Слайд 15) Как вы думаете: какие причины побуждают жителей Боливии жить на высокогорьях, тогда как жители других стран предпочитают селиться на равнинах или в межгорных долинах? (Слайды № 16-17) Метисы – люди смешанного европейско-индейского происхождения. Индейские племена – аймара и кечуа. Перу и Чили. «Медный пояс». (Слайды 18-20) Галапагосские острова (Слайд 21). 2. Равнинный Восток Южной Америки. Почему официальными языками равнинного востока Южной Америки являются испанский, английский, голландский, португальский Назовите самую крупную страну Равнинного Востока. (Слайды №13-14) Тропический гигант - Бразилия. (Слайды №22 – 25) Аргентина. Пользуясь текстом учебника на стр.110-111, найдите понятия: метис, креол, ранчо, гаучо, танго. (Слайд №27) Итог: Бразилия и Аргентина стоят на более высоком уровне развития Почему Бразилия и Аргентина, более высокоразвитые страны, чем страны Анд? Итак, вернёмся к главному вопросу урока: Почему среди объектов Всемирного наследия в Андийских странах преобладают культурно-исторические, а в восточной части материка - природные объекты. | Деятельность учащихся Читают текст учебника на стр. 46. Находят данные на стр.107 регионы | страны | Численность коренного населения | | | | | | | | | | | | | | | | Вывод: | Обсуждают варианты решения задачи. Обосновывают выбор: в Боливии нет межгорных долин и равнин. Оценивают правильность выводов, решений. Обобщают результаты. Недостаток равнинной земли, суровый климат, отношение властей, большинство людей бедные крестьяне. Вывод: жизнь в горах течет также как много столетий тому назад, главное занятие сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Работают с текстом учебника на стр. 108 Находят ответ на стр. 111. Языки, на которых говорят жители, являются наследием колониального периода. В Аргентине, Парагвае и Уругвае говорят по-испански, в Гайане – по-английски, Суринаме – по-голландски. Население самой большой страны – Бразилии говорит на португальском языке. Опираясь на фотографии слайд-шоу и текст учебника, карты атласа описывают природу Бразилии, достопримечательности, отношение жителей к спорту называют крупные города. (Слайды № 22- 26) Пользуясь текстом учебника на стр. 111 находят ответы на вопросы. Древние обитатели сельвы строили дома не из камня, а из дерева, лиан и соломы, то есть из материалов, которые во влажном тропическом воздухе быстро перегнивали, и следов построек из них не сохранилось. Здесь не было тех могучих государств, которые сложились в Андах. |
V ЭТАП. Применение нового знания. Практическая работа. На контурной карте проведите границу регионов Южной Америки. 2. Обозначьте регионы в различной цветовой гамме. 3. Обозначить страны регионов и их столицы. 4. Штриховкой отметьте страны, не имеющие выхода к морю (океану). 5. Отметьте города с численностью населения: а) от 5 до 10 млн. чел. б) более 10 млн. чел. 6.Условным знаком обозначьте страну, в которой хотели бы побывать (Слайд № 29) | Выполняют практическую работу в контурной карте - с помощью карты атласа, подписывают изученные на уроке объекты. |
VI этап. Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? Цифровой диктант в письменной форме: Я утверждаю, что… (да – 1, нет – 0) 1. Аймара и кечуа – потомки инков 2. В Бразилии индейские племена составляют 2% от численности населения. 3. «Медный пояс » проходит по территории Перу, Чили и Бразилии 4. Гаучо потомки испанцев и португальцев 5.Водопад Игуасу - природный объект списка Всемирного наследия Ответ:11101 Вопросы: 1. Какие природные районы выделяют в Южной Америке? 2. Какие признаки положены в основу регионального деления Южной Америки? 3. Столица, какой страны самая высокогорная в мире? 4. Какая отрасль промышленности для большинства андийских стран является самой главной? | Деятельность учащихся Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. Отвечают на вопросы цифрового диктанта. Проверяют работы друг друга. Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы: Выводы: Южная Америка делится на 2 региона:. 1.Андские страны. 2. Равнинный Восток Южной Америки. В основу деления положен рельеф. |
VII ЭТАП. Домашнее задание (Слайд 30): 1. Учить §41, пользуясь текстом § 41, подготовьте рассказ об одной из стран Южной Америки, которую вы хотели бы посетить. 2. Ответьте на вопросы 1- 4 из рубрики «А теперь более сложные вопросы» 3. Повторите материал §35 -40 |