Урок по геогрфии "Хозяйство Южной Америки" составлен для учащихся 11 класса. Целью урока является создание экономического портрета региона и целостного представления о современном состоянии хозяйства Латинской Америки. урок проводится с применением проблемно-поисковой технологии. Формы деятельности: Индивидуальная и коллективная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок географии "Хозяйство Южной Америки" »
СШ №22
Открытый урок по географии
по теме « Хозяйство Южной Америки»
Выполнила: учитель географии
Майорова Алла Евгеньевна
Актобе-2015г.
11 класс. Дата
№ урока: 48
Тема урока: «Хозяйство Южной Америки».
Цели урока: создание экономического портрета региона и целостного представления о современном состоянии хозяйства Латинской Америки.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать усвоению новых знаний;
способствовать формированию системы знаний на основе актуализации их собственного опыта;
способствовать формированию глобального мышления, масштабности хозяйства стран региона;
развивающие:
способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
создавать мотивационную основу для формирования умения мыслить нестандартно, находить ответы на проблемные вопросы;
заниматься анализом информации, работать со схемами, таблицей ,с текстами;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
показать связь с другими курсами : география (7 класс).
воспитательные:
способствовать формированию толертной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
Типа урока: изучение нового материала.
Методы работы: проблемного изложение (частично поисковый, творческий), организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, самостоятельная работа, работа под руководством учителя), методы контроля и самоконтроля.
Технологии: проблемно-поисковые.
Виды контроля: текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока).
Формы деятельности: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, политическая карта мира, атлас, дополнительная литература, лист самооценки учащихся.
Структура урока:
Начало урока
Эпиграф « Со знаниями не рождаются,
знания всю жизнь приобретаются».
( Казахская пословица )
1.Орг. момент
А). Приветствие. Эмоциональный настрой:
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.
Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Б). Готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, рапорт об отсутствующих на уроке.
2. Актуализация :
А). Какие темы мы проходим, когда изучаем новый регион или страну?
Б). Что нами уже изучено по данному региону?
В). Что нам предстоит ещё изучить?
3.Изучение нового материала
Сегодня мы будем знакомиться с хозяйством Стран Южной Америки. Записываем тему урока.
Общая характеристика
Наиболее благоприятный ЭГП имеют страны, расположенные в Центральной Америке и на островах Карибского моря
Выход к Тихому и Атлантическому океанам, по которым проходят важные мировые морские пути
Все страны региона находятся под экономическим и политическим влиянием США
Основные черты ЭГП
Название «Латинская Америка», которое закрепилась в 30-е годы XX в., связано с тем, что большинство жителей региона разговаривает на испанском или португальском языках (возникли от латыни), а также с тем, что романские («латинские») страны Европы заметно повлияли на формирование его культуры.
В регионе насчитывается 47 политико-территориальных образований, 33 из которых являются суверенными государствами, другие - колониальные владения США, Великобритании, Франции и Нидерландов.
Исторически регион разделяют на 4 субрегионы, которые объединяются в 2 надрегионы: Средняя Америка и Южная Америка.
Общая длина береговой полосы - 59628 км.
Площадь Латинской Америки составляет 20,5 млн км 2 (1/7 площади суши), здесь проживают 472 700 000 человек.
Бразилия
Страны восточной части Южной Америки
Равнинные территории с благоприятными почвенно-климатическими условиями
Значительные лесные и водные ресурсы
Месторождения железной и марганцевой руд, бокситов, нефти
Страны горного запада Южной Америки
Природные условия меняются с высотой
Месторождения цветных металлов, серебра, сурьмы, бериллия, бокситов, железной руды
В Чили - крупнейшие в мире запасы селитры
Реки богатые гидроресурсы
Страны Центральной Америки и островов Карибского моря
Благоприятные условия для выращивания тропических культур
По форме правления они - республики или государства в составе Британского Содружества. Никакой монархии в Латинской Америке нет. В регионе есть 5 федераций: Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Сент-Китс и Невис, другие страны - унитарные.
Общая характеристика стран Латинской Америки
Многообразие
Узкая специализация (кроме НИС)
Зависимость от иностранного капитала
Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства
Быстрые темпы роста тяжелой промышленности
Экономика Латинской Америки
Энергетика
- Главные энергоресурсы - нефть и природный газ
- 25% мирового потенциала гидроресурсов (освоено - 16%)
- Медленное развитие атомной энергетики (1,5% производства электроэнергии)
- 25% в общем энергопотреблении приходится на древесное топливо и биомассу
- Низкие показатели потребления энергии на одного жителя
- ТЭС - 1/3 электроэнергии, ГЭС - 2/3
Металлургия
- Значительные запасы железной руды и ограниченыe - коксующегося угля
- Высокий уровень развития цветной металлургии; лучшие условия - в Бразилии, Мексике, Чили, Перу, Боливии
- Лидерство Чили с производству и экспорту меди (2-е место в мире)
Машиностроение
- Большая материалоемкость
- Cложная структура отрасли в Бразилии, Мексике и Аргентине
- Развитие отрасли зависит от иностранных технологий и контролируется иностранными монополиями
Горнодобывающая
- 18% горнорудной промышленности мира
- 33% мировой добычи медной руды, 30% - железной руды, 25% - марганца, 25% - бокситов
- 28% мирового экспорта железной руды, 25% - медной руды
Химическая
- Развитие всех подотраслей
- 75% продукции - Бразилия, Мексика и Аргентина
- Преобладание основной химии
- Лидерство Бразилии в производстве минеральных удобрений (5-е место в мире)
Лесная и деревообрабатывающая
Пищевая
Легкая
Сельское хозяйство
- Создает 15,5% ВВП, занято 27,3% экономически активного населения
- Ведущие позиции в мировом производстве кофе, бананов, сахара, какао, хлопка
- На три страны - Бразилию, Мексику и Аргентину - приходится 2/3 парка сельскохозяйственных машин региона
- Сельское хозяйство развивается преимущественно экстенсивным путем, что приводит к сокращению площади тропических лесов
- 2/3 стоимости валовой продукции сельского хозяйства приходится на растениеводство
Животноводство
- 2/3 продукции производится в Бразилии, Мексике и Аргентине
- Преобладает экстенсивное животноводство мясного направления
- Свиноводство (10% мирового поголовья)
- Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство
- Недостаточная собственная кормовая база
Растениеводство
- Потребительское (традиционные сельскохозяйственные культуры для собственного потребления - кукуруза, пшеница, фасоль, маниока, кормовые бананы, картофель)
- Плантационное (ориентируется на мировой рынок и выращивает бананы, цитрусовые, кофе, какао, сахарный тростник, хлопок)
Транспорт
Железнодорожный (10% протяженности мировых железных дорог, отсутствие единой железнодорожной сети, неодинакова ширина путей)
Автомобильный (12% мировой автомобильной сети; не обеспечивает связей между регионами и отдельными странами)
Трубопроводный (2/3 общей протяженности приходится на Мексику, Аргентину и Венесуэлу)
Речной (развит слабо)
Морской (95% грузооборота международных перевозок; по тоннажу флота первые места занимают Бразилия, Аргентина, Мексика)
Воздух (2/3 парка самолетов приходится на Бразилию, на внутренних авиалиниях действуют частные местные авиакомпании, на международных - иностранные)
Особенности размещения населения
Неоднородный этнический состав: европеоиды, негроиды и группы со смешанными расовым признакам (мулаты, метисы, самбо)
Большинство стран находится на этапе перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения
Неравномерность размещения: большинство населения сосредоточено на побережье Атлантического океана. Урбанизация происходит высокими темпами и сейчас составляет примерно 66%
Роль страны в международном географическом разделении труда
Латинская Америка - единственный в мире регион, занимающее целый континент - Южную Америку и значительную часть Северной Америки. Ее территория простирается в меридиональном направлении на многие тысячи километров, широким фронтом выходит к Атлантическому и Тихому океанам. Именно это способствовало колонизации региона европейцами, а ныне сказывается на особенностях мировых экономических связей. Все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к Мировому океану.
Внешнеэкономические связи
В международном разделении труда страны Латинской Америки выделяются как экспортеры сырья, полуфабрикатов, продовольствия. Среди этих товаров лидируют нефть, нефтепродукты, цветные металлы (медь, свинец, свинец, бокситы), черные металлы, кофе, какао, бананы, цитрусовые, зерновые, сахар, мясо.
В импорте преобладают товары обрабатывающей промышленности (станки, машины, оборудование, приборы, радиоаппаратура, изделия химической промышленности).
Все страны региона являются членами ООН, входящих в ОАГ; Венесуэла - член ОПЕК; Мексика - блока НАФТА; Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Тринидад и Тобаго, Ямайка являются членами Британского Содружества Наций.
Интересные факты
Бразилия фактически не относится к Латинской Америке, с другой стороны, географически она лежит в континенте Южная Америка.
Во всех странах Латинской Америки основной (или один из основных) язык - испанский. Причем, если вы хоть немного говорите по-испански, понимать мексиканцев или колумбийцев гораздо легче, чем самих испанцев.
Национальные танцы везде различаются. Например, в Аргентине - танго, в Мексике - сальса, на Кубе - бочата.
Мексика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама и Колумбия имеют выход как к Атлантическому, так и Тихому океану.
Латинская Америка очень популярна своими "мыльными операми", или так называемыми теленовеллами. Самые продолжительные из них снимались в 60х годах в Аргентине и состояли из более 600 серий.
Первым Чемпионом мира по футболу стала сборная одной из стран Латинской Америки. Это не Аргентина и не Бразилия, а скромный на сегодняшний день Уругвай, стал лучшей командой планеты в 1930 году
Все же страны Латинской Америки довольно часто организовывали мировые первенства по футболу - они произошли в Мексике (дважды), Уругвае, Чили и Аргентине.
4.Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание:
1. Какие страны Латинской Америки можете назвать? Отметьте их на контурной карте.
2. На основании карт атласа определите отрасли специализации промышленности стран Латинской Америки.
3. Сколько стран насчитывают на политической карте Южной Америки? Отметьте их на контурной карте.
4. Назовите главные особенности географического положения Латинской Америки.
5. Составьте сравнительную характеристику отраслевой структуры и специализации промышленности стран Латинской Америки