Разработка урока в 5 классе по теме "Открытия русских путешественников"
Разработка урока в 5 классе по теме "Открытия русских путешественников"
Урок опробован для проведения географии в 5 классе по учебнику география Начальный курс. 5 класс. (авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Урок соответсвует ФГОС, проводится с применением технологии продуктивного чтения и проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе по теме "Открытия русских путешественников"»
Тема урока - Открытия русских путешественников
Цель: создать условия для формирования представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли
Задачи.
1. Познакомиться с тем, кто занимался изучением России.
2. Узнать об открытиях каждого из путешественников.
Орг момент
Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Пожелайте хорошего настроения друг другу!
- Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке. Сегодня у нас много гостей, мы должны показать, как хорошо мы умеем работать.
Этап актуализации знаний
- посмотрите на слайд – что мы видим? – слайд - Россия на карте
- Что мы знаем о нашей стране?
- Какая наша страна? Всегда ли она так выглядела?
Наша страна — самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света — Европе и Азии. Её омывают моря Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об исследованиях России)
Этап мотивации
- Посмотрите на доску – слайд с портретами русских путешественников.
- Как вы думаете, кто занимался исследованием нашей страны – португальцы? Испанцы? Французы?
- Итак, как же будет звучать тема урока – Открытия русских путешественников.
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим перед собой?
1. Познакомиться с тем, кто занимался изучением России.
2. Узнать об открытиях каждого из путешественников.
Этап реализации учебной деятельности.
- Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, кого называют «русскими Колумбами». Кто такой Колумб?
- Как вы думаете, почему их так называли? (высказываются).
- Это ваша точка зрения, я пока промолчу, а в конце урока мы выясним, правы ли вы.
- Что нам поможет узнать о «русских Колумбах» (учебник, атласы, карты).
- Итак, ребята, чтобы справиться с поставленными задачами, я предлагаю вам совершить исследовательские экспедиции по России.Россия – огромная страна и в путешествие отправятся 4 экспедиции.
- По маршруту какого путешественника вы пойдете, определите сами, глядя на слайд (отряды выбирают себе путешествие). В каждой экспедиции каждый занимается своим делом – вам необходимо распределить обязанности, выбрать:
командира, который будет докладывать о результатах экспедиции;
летописца, который будет вести путевой журнал и записывать результаты экспедиции;
картографов, которые будут составлять карты.
Вам вручаются задания экспедиций и путевые журналы для фиксирования результатов.
Задания для экспедиции
Экспедиция Афанасия Никитина
1. Прочитайте статью в приложении и предложенный материал.
2. Данные путешествия занесите в журнал экспедиции.
- В какую страну ходил А.Никитин? Сколько лет длилось путешествие?
Каков был результат похода?
- Почему так названа книга?
- Какие три моря пересёк Афанасий Никитин во время своего путешествия?
- Нарисуйте фрагменты путешествия А.Никитина.
3. Приготовьте отчёт о результатах экспедиции содержащий:
-тему экспедиции
-цель
-задачи
-методы
- результат
-анализ результатов
-применение полученного результата
В нижней части плаката или презентации обязательно укажите состав вашей лаборатории.
Задания для экспедиции
«Поход Ермака»
1. Прочитайте текст учебника стр. 36 и дополнительные материалы, заполните таблицу.
-Расскажите о походе Ермака, используя в качестве иллюстрации картину В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
2. Данные исследования занесите в журнал фиксирования результатов.
3. Приготовьте отчёт о результатах исследования содержащие:
-тема исследования
-цель
-задачи
-методы
-результат
-анализ результатов
-применение полученного результата
В нижней части плаката или презентации обязательно укажите состав вашей лаборатории.
Поход Ермака.
Период (когда?)
Завоевания
Задания для экспедиции
«Плавание С.И.Дежнёва»
Прочитайте текст учебника о походе С.И.Дежнёвастр. 36 – 37
- Что было открыто в результате плавания?
- используя раздаточный материал, составьте карту путешествия на листе ватмана и расскажите о плавании Дежнёва, пользуясь картой.
2. Данные исследования занесите в журнал фиксирования результатов.
3. Приготовьте отчёт о результатах исследования содержащие:
-тема исследования
-цель
-задачи
-методы
-результат
-анализ результатов
-применение полученного результата
В нижней части плаката или презентации обязательно укажите состав вашей лаборатории.
Задания для экспедиции
«Экспедиция Витуса Беринга» - «Великая Северная экспедиция»
1. Прочитайте материал об экспедиции в учебнике (с.37).
- Назовите фамилии руководителей экспедиции.
- Сколько лет длилась Великая Северная экспедиция?
- Что было открыто в результате плавания?
- Используя материал компьютера, составьте интерактивную карту об экспедиции.
2. Данные исследования занесите в журнал фиксирования результатов.
3. Приготовьте отчёт о результатах исследования содержащие:
-тема исследования
-цель
-задачи
-методы
-результат
-анализ результатов
-применение полученного результата
В нижней части плаката или презентации обязательно укажите состав вашей лаборатории.
Ваша задача – провести исследование и приготовить отчет о результатах, но для начала возьмите лист планирования и спланируйте свою работу исследования.
Лист планирования и продвиженияпо заданию
Название экспедиции ___________________________________________
Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин
Что делаем
Кто делает
Отметка о выполнении
(+ или –)
4.
5.
Приступаем к исследованию.
Физминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Возьмите стикеры и оцените работу каждой группы.
- Ну а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока:
- Почему же Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова называли «русскими Колумбами»? (ответы учащихся)
Домашнее задание
1. (на “3”).
п. 7 (читать пересказывать)
Ответьте письменно на вопросы 1-4, стр. 40;
2. (на “4”).
Путешественник
Вклад отечественных первопроходцев
п. 7 (читать пересказывать)
заполнить таблицу,
3. (на “5”).
п. 7 (читать пересказывать)
Выполнить страничку (на бумаге) или презентацию о Великих русских путешественниках. В неё можно поместить стихи фотографии (рисунки), легенды, интересные факты, кроссворды и т.д.