- Познакомиться с историей открытия и исследования Африки
- Составить временную ленту исследования материка
Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.
Воспитывающие:
- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование урока:
Физическая карта мира (Атлас с.4)
физическая карта Африки;
контурные карты, атласы;
цветные карандаши;
слайды презентация PowerPoint “Исследование Африки”;
учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
методическое пособие. Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
раздаточный материал (карточки- схемы).
Методы: словесный, наглядный.
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка наличия атласа, карто-схемы.
2. Актуализация ранее полученных знаний
Тест опрос по ранее изученной теме:
(На доске предложения с пропусками)
Африка почти в середине пересекается__________
Крайняя южная точка материка мыс________
На севере метерик омывается водами ____________________моря
В Африке находится самая большая пустыня мира___________
– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
3.Изучение нового материала
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
– Почему Африку называют «чёрным материком»?\
(звук мамтамов)
Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.
Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и африканцев танцующих вокруг неё. Слышится монотонная песня:
Сегодня умер англичанин
У которого волосы не такие как у нас
Спустя более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.
(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)
Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.
Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем пути исследований и открытий на материке.
Мы должны на уроке:
1. Познакомиться с историей исследования Африки
2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)
3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки
1 этап исследования материка
Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.
Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.
К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.
2 этап
В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней. (См.таблицу Внесите данные)
3. Этап колонизация Африки
Практическое задание:
см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий Диас и Васко да Гама
Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.
Начался 4 этап исследования материка
В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.
В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.
Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.
Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари.
В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от Атлантического побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.
Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.
Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори. Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.
Огромный вклад в исследование материка внесли русские путешественники:
Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);
Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.
Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах
Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений
1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.
Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.
4.Закрепление изученного:
5. Итог урока:
Вы видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?
Да это «белые пятна»
Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.
Этап рефлексии.
«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне, ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"»
Учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждение Садовская средняя общеобразовательняя школа
Бурусова Татьяна Анатольевна
Конспект урока по географии
Класс: 7
Тема: Такая загадочная Африка
Цели:
Образовательные:
- Познакомиться с историей открытия и исследования Африки
- Составить временную ленту исследования материка
Развивающие: - развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; - развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.
Воспитывающие:
- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам; - воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование урока:
Физическая карта мира (Атлас с.4) физическая карта Африки; контурные карты, атласы; цветные карандаши; слайды презентация PowerPoint “Исследование Африки”; учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г. методическое пособие . Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г. раздаточный материал (карточки- схемы).
Методы: словесный, наглядный.
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка наличия атласа, карто-схемы.
2. Актуализация ранее полученных знаний
Тест опрос по ранее изученной теме:
(На доске предложения с пропусками)
Африка почти в середине пересекается__________
Крайняя южная точка материка мыс________
На севере метерик омывается водами ____________________моря
В Африке находится самая большая пустыня мира___________
– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
3.Изучение нового материала
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
– Почему Африку называют «чёрным материком»?\
(звук мамтамов)
Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.
Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и африканцев танцующих вокруг неё. Слышится монотонная песня:
Сегодня умер англичанин
У которого волосы не такие как у нас
Спустя более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.
(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)
Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.
Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем пути исследований и открытий на материке.
Мы должны на уроке:
1. Познакомиться с историей исследования Африки
2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)
3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки
1 этап исследования материка
Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.
Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.
К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.
2 этап
В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней. (См.таблицу Внесите данные) 3. Этап колонизация Африки
Знакомство европейцев с побережьем А. расширилось во время поисков португальцами морского пути в Индию в обход А. В течение всего 15 в. португальцы постепенно продвигались на юг, откуда привозились большые группы рабов.
Португальский король Хуан II отправил в Африку новую экспедицию, возглавляемую Бартоломео Диас в августе 1487 года. В 1487 Бартоломеу Диаш впервые обогнул мыс Доброй Надежды, а в 1497—98 Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, прошёл вдоль восточного побережья до Малинди (3°20' ю. ш.). В 16 в. были установлены очертания А.
Практическое задание:
см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий Диас и Васко да Гама
Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.
Начался 4 этап исследования материка
В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.
В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.
Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.
Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари .
В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от Атлантического побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.
Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.
В течение многих лет Ливингстон исследовал район Великих озер, откуда, по его предположениям, брал начало Нил. Он открыл большое озеро Мвера и реку Луалабу. Перед ним встал вопрос: река Луалаба — один из истоков Нила или начало Конго? Но из-за болезни Ливингстон был вынужден отложить свои исследования и остановиться для отдыха в селе Уджиджи на берегу озера Танганьика. Здесь его отыскал другой путешественник — журналист Генри Стэнли. В 1872 г. больной Ливингстон вместе со Стэнли обследовал северный угол Танганьики и убедился, что озеро не является истоком Нила, как предполагали ранее. Это было последнее путешествие Ливингстона. Отослав через Стэнли свои дневники, Ливингстон снова отправился к реке Луалабе и по дороге остановился в поселке Читамбо. Здесь 1 мая 1873 г. он умер.
Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори . Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.
Огромный вклад в исследование материка внесли русские путешественники:
Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);
Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.
Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах
Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений
1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.
Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.
4.Закрепление изученного:
Установите соответствие:
1. Давид Ливингстон А) открытие массива Рувензори
2. Васко да Гама Б) открыл водопад Виктория
3. Генри Стенли В) открыл морской путь в Индию
4. Н.И. Вавилов Г) изучение центральной Африки
5. В. Юнкер Д) установил, что Эфиопия родина
твердых сортов пшеницы
5. Итог урока:
Вы видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?
Да это «белые пятна»
Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.
Этап рефлексии.
«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других». Мне , ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?