kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс

Тема:   Такая загадочная Африка

Цели:

Образовательные:

- Познакомиться с историей  открытия и исследования Африки

- Составить временную ленту  исследования материка

 
Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.


Воспитывающие:

- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.


Оборудование урока:


Физическая  карта мира (Атлас с.4)
физическая карта Африки;
контурные карты, атласы;
цветные карандаши;
слайды презентация PowerPoint “Исследование  Африки”;
учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
методическое пособие. Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
раздаточный материал (карточки- схемы).


Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия атласа, карто-схемы.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Тест опрос по ранее изученной теме:

(На доске предложения с пропусками)

Африка  почти в середине пересекается__________

Крайняя южная точка материка мыс________

На севере метерик омывается водами ____________________моря

В Африке находится самая большая пустыня мира___________

– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

3.Изучение нового материала

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

– Почему Африку называют «чёрным материком»?\

(звук мамтамов)

Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.

Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и  африканцев танцующих вокруг неё. Слышится  монотонная песня:

Сегодня умер англичанин

У которого волосы не такие как у нас

Спустя  более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл  хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.

(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)

Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим  временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем  пути исследований и открытий на материке.

Мы должны на уроке:

1. Познакомиться с историей исследования Африки

2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)

3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки

1 этап исследования материка

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.

Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.

К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.

2 этап

В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней.  (См.таблицу Внесите данные)
3. Этап  колонизация Африки

Практическое задание:

 см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий  Диас и Васко да Гама

Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.  

Начался 4 этап исследования материка

В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.

В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.

Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.

Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари.

В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от   Атлантического  побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.

Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.

Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори. Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.

Огромный вклад в исследование материка внесли русские  путешественники:

Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);

Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила  русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.

Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах

Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений

1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.

Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.

4.Закрепление изученного:

5. Итог урока:

Вы  видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?

Да это «белые пятна»

Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.

Этап рефлексии.

«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне, ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?


 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"»

Учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждение Садовская средняя общеобразовательняя школа

Бурусова Татьяна Анатольевна









Конспект урока по географии


Класс: 7

Тема: Такая загадочная Африка





















Цели:

Образовательные:

- Познакомиться с историей открытия и исследования Африки

- Составить временную ленту исследования материка


Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.


Воспитывающие:

- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.


Оборудование урока:


Физическая карта мира (Атлас с.4)
физическая карта Африки;
контурные карты, атласы;
цветные карандаши;
слайды презентация PowerPoint “Исследование Африки”;
учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
методическое пособие . Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
раздаточный материал (карточки- схемы).


Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление















Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия атласа, карто-схемы.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Тест опрос по ранее изученной теме:

(На доске предложения с пропусками)

Африка почти в середине пересекается__________

Крайняя южная точка материка мыс________

На севере метерик омывается водами ____________________моря

В Африке находится самая большая пустыня мира___________


– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

3.Изучение нового материала

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

– Почему Африку называют «чёрным материком»?\

(звук мамтамов)

Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.

Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и африканцев танцующих вокруг неё. Слышится монотонная песня:

Сегодня умер англичанин

У которого волосы не такие как у нас

Спустя более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.

(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)

Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем пути исследований и открытий на материке.

Мы должны на уроке:

1. Познакомиться с историей исследования Африки

2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)

3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки

1 этап исследования материка

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.

Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.

К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.

2 этап

В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней. (См.таблицу Внесите данные)
3. Этап колонизация Африки

Знакомство европейцев с побережьем А. расширилось во время поисков португальцами морского пути в Индию в обход А. В течение всего 15 в. португальцы постепенно продвигались на юг, откуда привозились большые группы рабов.

Португальский король Хуан II отправил в Африку новую экспедицию, возглавляемую Бартоломео Диас в августе 1487 года. В 1487 Бартоломеу Диаш впервые обогнул мыс Доброй Надежды, а в 1497—98 Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, прошёл вдоль восточного побережья до Малинди (3°20' ю. ш.). В 16 в. были установлены очертания А.

Практическое задание:

см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий Диас и Васко да Гама

Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.

Начался 4 этап исследования материка

В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.

В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.

Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.

Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари .

В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от Атлантического побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.

Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.

В течение многих лет Ливингстон исследовал район Великих озер, откуда, по его предположениям, брал начало Нил. Он открыл большое озеро Мвера и реку Луалабу. Перед ним встал вопрос: река Луалаба — один из истоков Нила или начало Конго? Но из-за болезни Ливингстон был вынужден отложить свои исследования и остановиться для отдыха в селе Уджиджи на берегу озера Танганьика. Здесь его отыскал другой путешественник — журналист Генри Стэнли. В 1872 г. больной Ливингстон вместе со Стэнли обследовал северный угол Танганьики и убедился, что озеро не является истоком Нила, как предполагали ранее. Это было последнее путешествие Ливингстона. Отослав через Стэнли свои дневники, Ливингстон снова отправился к реке Луалабе и по дороге остановился в поселке Читамбо. Здесь 1 мая 1873 г. он умер.

Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори . Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.

Огромный вклад в исследование материка внесли русские путешественники:

Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);

Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.

Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах

Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений

1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.

Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.



4.Закрепление изученного:

Установите соответствие:


1. Давид Ливингстон А) открытие массива Рувензори


2. Васко да Гама Б) открыл водопад Виктория


3. Генри Стенли В) открыл морской путь в Индию


4. Н.И. Вавилов Г) изучение центральной Африки


5. В. Юнкер Д) установил, что Эфиопия родина

твердых сортов пшеницы






5. Итог урока:

Вы видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?

Да это «белые пятна»

Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.



Этап рефлексии.

«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне , ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"

Автор: Бурусова Татьяна Анатольевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии в 6 коассе "Океанические течения" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-koassie-okieanichieskiie-tiechieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154310"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии "Океанические течения" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-okieanichieskiie-tiechieniia-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154319"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421149287"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-ievropieitsiev-v-tsientral-nuiu-aziiu-indiiu-i-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "129468"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415714353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему: "Путешествие по Южной Америке" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-po-iuzhnoi-amierikie"
    ["file_id"] => string(6) "102964"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561397"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства