kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс

Тема:   Такая загадочная Африка

Цели:

Образовательные:

- Познакомиться с историей  открытия и исследования Африки

- Составить временную ленту  исследования материка

 
Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.


Воспитывающие:

- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.


Оборудование урока:


Физическая  карта мира (Атлас с.4)
физическая карта Африки;
контурные карты, атласы;
цветные карандаши;
слайды презентация PowerPoint “Исследование  Африки”;
учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
методическое пособие. Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
раздаточный материал (карточки- схемы).


Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия атласа, карто-схемы.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Тест опрос по ранее изученной теме:

(На доске предложения с пропусками)

Африка  почти в середине пересекается__________

Крайняя южная точка материка мыс________

На севере метерик омывается водами ____________________моря

В Африке находится самая большая пустыня мира___________

– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

3.Изучение нового материала

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

– Почему Африку называют «чёрным материком»?\

(звук мамтамов)

Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.

Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и  африканцев танцующих вокруг неё. Слышится  монотонная песня:

Сегодня умер англичанин

У которого волосы не такие как у нас

Спустя  более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл  хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.

(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)

Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим  временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем  пути исследований и открытий на материке.

Мы должны на уроке:

1. Познакомиться с историей исследования Африки

2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)

3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки

1 этап исследования материка

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.

Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.

К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.

2 этап

В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней.  (См.таблицу Внесите данные)
3. Этап  колонизация Африки

Практическое задание:

 см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий  Диас и Васко да Гама

Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.  

Начался 4 этап исследования материка

В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.

В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.

Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.

Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари.

В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от   Атлантического  побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.

Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.

Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори. Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.

Огромный вклад в исследование материка внесли русские  путешественники:

Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);

Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила  русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.

Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах

Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений

1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.

Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.

4.Закрепление изученного:

5. Итог урока:

Вы  видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?

Да это «белые пятна»

Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.

Этап рефлексии.

«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне, ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"»

Учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждение Садовская средняя общеобразовательняя школа

Бурусова Татьяна Анатольевна









Конспект урока по географии


Класс: 7

Тема: Такая загадочная Африка





















Цели:

Образовательные:

- Познакомиться с историей открытия и исследования Африки

- Составить временную ленту исследования материка


Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.


Воспитывающие:

- умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.


Оборудование урока:


Физическая карта мира (Атлас с.4)
физическая карта Африки;
контурные карты, атласы;
цветные карандаши;
слайды презентация PowerPoint “Исследование Африки”;
учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
методическое пособие . Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
раздаточный материал (карточки- схемы).


Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление















Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия атласа, карто-схемы.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Тест опрос по ранее изученной теме:

(На доске предложения с пропусками)

Африка почти в середине пересекается__________

Крайняя южная точка материка мыс________

На севере метерик омывается водами ____________________моря

В Африке находится самая большая пустыня мира___________


– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

3.Изучение нового материала

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

– Почему Африку называют «чёрным материком»?\

(звук мамтамов)

Я смотрю на карту Африки и пытаюсь отыскать маленькую точку на огромном материке.

Я представляю себе хижину, обнесённую крепким частоколом, и африканцев танцующих вокруг неё. Слышится монотонная песня:

Сегодня умер англичанин

У которого волосы не такие как у нас

Спустя более столетия после эго смерти, мы отдаём дань его подвигу по открытию и исследованию материка. Но самое главное открытие заключалось в том, что он открыл хорошие качества у тех людей, которые имели другой цвет кожи.

(См. читать слова Д.Левингстона об африканцах)

Много бурь прошумело над Африкой с тех пор.

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим об истории исследования Африки и составим временную ленту открытий и исследований материка, а также составим карто-схему где покажем пути исследований и открытий на материке.

Мы должны на уроке:

1. Познакомиться с историей исследования Африки

2.Составим временную ленту исследования материка ( заполним таблицу)

3.Составить карто-схему маршрутов путешественников и первооткрывателей Африки

1 этап исследования материка

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни и проникали в Ливийскую пустыню.

Финикийцы (находившиеся на египетской службе) в 6 в. до н. э. обогнули морем всю Африку.

К середине 1 в. н. э. греческие или сирийские мореходы — подданные Римской империи — плавали вдоль восточного побережья Африки до острова Занзибар.

2 этап

В средние века, после завоевания Северной Африки (7 в. н. э.), арабы многократно пересекали Сахару и Ливийскую пустыню во всех направлениях. Начинается позорная страница истории — эпоха работорговли, унёсшей много миллионов человеческих жизней. (См.таблицу Внесите данные)
3. Этап колонизация Африки

Знакомство европейцев с побережьем А. расширилось во время поисков португальцами морского пути в Индию в обход А. В течение всего 15 в. португальцы постепенно продвигались на юг, откуда привозились большые группы рабов.

Португальский король Хуан II отправил в Африку новую экспедицию, возглавляемую Бартоломео Диас в августе 1487 года. В 1487 Бартоломеу Диаш впервые обогнул мыс Доброй Надежды, а в 1497—98 Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, прошёл вдоль восточного побережья до Малинди (3°20' ю. ш.). В 16 в. были установлены очертания А.

Практическое задание:

см Таблица, На карто-схеме найдите и подпишите пути путешествий Диас и Васко да Гама

Наиболее удобными путями в глубь Африки были реки. Но о характере главных африканских рек европейцы ничего не знали. Поэтому необходимо было выяснить, где начинаются и куда впадают великие реки: Нигер, Конго, Замбези, где находятся истоки Нила, есть ли на континенте внутренние озера и связаны ли они с этими реками. Первым решил эту загадку шотландский врач Мунго Парк. В мае 1795 г. Мунго Парк от устья реки Гамбии отправился на поиски Нигера с небольшим отрядом местных проводников.

Начался 4 этап исследования материка

В декабре 1797 г. Мунго Парк вернулся в Англию и обратился к лондонской Ассоциации по изучению Африки с просьбой о новом путешествии на Нигер. Экспедиция отправилась в путь лишь в 1805 г. Большой караван, сопровождаемый вооруженным отрядом, был слишком громоздким. В разгар сезона тропических ливней продвигаться было очень тяжело. На небольшую шхуну Мунго Парка напали мавры, и весь экипаж погиб.

В 1849 г. Генрих Барт и Адольф Оферверг прибыли в Триполи, откуда их караван должен был направиться в глубь Африки через безводное высокогорное плато, расположенное в Сахаре. Экспедиция была удачной. В пустыне ученые обнаружили множество памятников культуры: руины храмов и домов, гробницы. Двадцать веков назад сюда пришли римляне и цветущую страну превратили в пустыню. Находки Барта подтвердили его предположение о том, что Сахара когда-то была богата водой и растительностью.

Но исследование Африканского материка не было завершено. «Белым пятном» оставалась карта Центральной и Южной Африки.

Изучению внутренних областей Центральной и Южной Африки посвятил свою жизнь замечательный английский путешественник Давид Ливингстон. Он отдал Африке тридцать лет жизни Ему удалось изучить жизнь и обычаи африканцев. Врачебная деятельность, доброта и желание принести пользу местным жителям создали ему большой авторитет. В 1849 г. Ливингстон первым из европейцев пересек пустыню Калахари .

В 1853 г. Ливингстон изучил верхнее течение реки Замбези, открыл водораздел между реками системы Замбези и Конго. С июня 1854 г. до мая 1856 г. он первым из исследователей пересек континент от Атлантического побережье до берегов Индийского океана, чтобы найти более удобный путь с западного побережья на восточное.

Самым замечательным событием этого путешествия было открытие гигантского водопада Виктория, где воды Замбези обрушиваются вниз с высоты более ста метров.

В течение многих лет Ливингстон исследовал район Великих озер, откуда, по его предположениям, брал начало Нил. Он открыл большое озеро Мвера и реку Луалабу. Перед ним встал вопрос: река Луалаба — один из истоков Нила или начало Конго? Но из-за болезни Ливингстон был вынужден отложить свои исследования и остановиться для отдыха в селе Уджиджи на берегу озера Танганьика. Здесь его отыскал другой путешественник — журналист Генри Стэнли. В 1872 г. больной Ливингстон вместе со Стэнли обследовал северный угол Танганьики и убедился, что озеро не является истоком Нила, как предполагали ранее. Это было последнее путешествие Ливингстона. Отослав через Стэнли свои дневники, Ливингстон снова отправился к реке Луалабе и по дороге остановился в поселке Читамбо. Здесь 1 мая 1873 г. он умер.

Для завершения исследования Центральной А. была организована в 1874 объединённая англо-американская экспедиция под руководством Г. М. Стэнли. В 1875—77 Стэнли завершил исследование озёр Виктория и Танганьика, открыл горный массив Рувензори . Стэнли проследовал по всему течению реки Конго и увидел неизвестную огромную территорию Внутренней Африки.

Огромный вклад в исследование материка внесли русские путешественники:

Водораздел Нил — Конго и бассейн р. Узле были детально исследованы русским путешественником В. В. Юнкером (1876—78 и 1879—86);

Северо-восточная А. в 1-й половине 19 в. исследовали: в бассейне Голубого Нила русский путешественник Е. П. Ковалевский, русский путешественник А. В. Елисеев.

Николай Иванович Вавилов 1926-1927 годах

Экспедиция в северо-восточную часть Африки. Собрано 6000 образцов культурных растений

1960 год вошел в историю А. как решающий год борьбы за национальное освобождение.

Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования.



4.Закрепление изученного:

Установите соответствие:


1. Давид Ливингстон А) открытие массива Рувензори


2. Васко да Гама Б) открыл водопад Виктория


3. Генри Стенли В) открыл морской путь в Индию


4. Н.И. Вавилов Г) изучение центральной Африки


5. В. Юнкер Д) установил, что Эфиопия родина

твердых сортов пшеницы






5. Итог урока:

Вы видите карту Африки. Что на ней вас удивляет?

Да это «белые пятна»

Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента. Слово за вами молодое поколение.



Этап рефлексии.

«Счастье – когда тебе интересно жить. Интересно жить- когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других».
Мне , ребята, интересно было с вами сегодня работать. Можете ли вы эти слова отнести к себе?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии "Такая загадочная Африка"

Автор: Бурусова Татьяна Анатольевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии в 6 коассе "Океанические течения" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-koassie-okieanichieskiie-tiechieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154310"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148323"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии "Океанические течения" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-okieanichieskiie-tiechieniia-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154319"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421149287"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-ievropieitsiev-v-tsientral-nuiu-aziiu-indiiu-i-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "129468"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415714353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему: "Путешествие по Южной Америке" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-po-iuzhnoi-amierikie"
    ["file_id"] => string(6) "102964"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства