образовательные- определить уровень знаний, основных понятий., терминов, определений по теме атмосфера.
состава атмосферы и ее значение, основных свойств воздуха, элементов погоды и климата, определить уровень умения составлять характеристику климата и погоды своей местности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(На интерактивной доске демонстрируются в полукруге дорожки: красная – 2 секции, желтая – 3 секции, зеленая – 4 секции; вопросы, задания с последующими ответами; результаты игры. Жетоны необходимы для награждения теоретиков)
Правила игры.
Игра состоит из 3 агонов. («Агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»),в ходе которых из 6 или 9 агонистов в финал выйдут 2 или 3. Финальное состязание определит 1 победителя.
За каждый правильный ответ агонисту вручается жетон. В случае, если агонист затрудняется ответить, либо его ответ неверен, ведущий (учитель) обращается к теоретикам (из числа «зрителей» - учащихся). Для теоретиков, набравших наибоьшее количество жетонов, можно организовать дополнительный агон.
Розыгрыш дорожек:
Красная дорожка – 2 сектора – без ошибок;
Желтая дорожка – 3 сектора – 1 ошибка;
Зеленая дорожка – 4 сектора – 2 ошибки.
Состязание судит Высокий ареопаг (3 учащихся 8 класса).
Ход игры.
«Теоретикам» - учащимся задаются вопросы по теме «Атмосфера» для выявления участников игры, которых определяют по результатам (количеству жетонов).
Что такое атмосфера?
Что входит в состав воздуха?
Какого вещества больше в воздухе?
Что такое «сухой дождь»?
Какое сходство есть между туманом и облаками? и т.д.
1 агон. Первая «тройка»
Задание для агонистов:
- Представьте, что Вы – атмосфера. Ваше обращение к людям.
Участники игры поочередно высказываются.
Высокий ареопаг оценивает и присуждает места (1,2,3).Участники выбирают дорожки (согласно местам).
Задание «Узнай себя»- распределение ролей:
Для агониста на зеленой дорожке -
Вы – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, но Вас мы не ощущаем. (Атмосферное давление)
Для агониста на желтой дорожке –
Вы постоянно меняетесь, ежедневно, ежечасно, Вы то согреваете нас, то охлаждаете. Ваше изменение зависит от вращения Земли вокруг оси и Солнца. (температура)
Для агониста на красной дорожке –
Вы входите в состав воздуха, но Вас не видно, хотя соприкасаясь с холодным предметом Вы становитесь видимым. Над океаном Вас много, над сушей – мало. (Водяной пар)
Согласно выбранным ролям вопросы соответственно (задаются поочередно агонистам)
Для «атмосферного давления»:
Почему кабины самолетов, поднимающихся на большую высоту, герметично закрываются, чтобы воздух снаружи не проникал?
Каким прибором измеряется атмосферное давление?
Какое давление и на какой широте считается нормальным?
Чему равен 1 миллибар?
Для «температуры»:
Почему воздух не нагревается непосредственно от падения прямых солнечных лучей?
В чем причина понижения температуры с увеличением высоты?
В чем разница нагревания воздуха над сушей и водной поверхностью?
В какое время наступает самая высокая суточная температура воздуха и почему в это время?
Для «водяного пара»:
В каких случаях пар в комнате становится видимым?
При высокой или низкой температуре содержание водяного пара в воздухе больше?
Каким прибором измеряется влажность воздуха?
Что называется конденсацией?
Интервью победителя:
Расскажите нам о своем пребывании в нашей местности. Надолго ли Вы к нам прибыли?
«Теоретикам» - учащимся задаются вопросы по теме «Атмосфера» для выявления участников игры, которых определяют по результатам (количеству жетонов).
Что такое амплитуда температуры воздуха?
В какое время суток наступает самая низкая температура воздуха?
Каков вес атмосферы, оказывающий давление на тело человека? На его ладонь? На 1 кв.см?
Что такое коронация Солнца или Луны?
В какой части Земли слой атмосферы по толщине больше, а где меньше? и т.д.
2 агон. Вторая «тройка»
Задание для агонистов:
- Представьте, что Вы – Кислород в воздухе. Ваше обращение к людям.
Участники игры поочередно высказываются.
Высокий ареопаг оценивает и присуждает места (1,2,3).Участники выбирают дорожки (согласно местам).
Задание «Узнай себя»- распределение ролей:
Для агониста на зеленой дорожке -
Вы образуетесь над Землей, в Вашем составе – пар, который охлаждаясь, превращается в капельки воды и ледяные шарики. Накапливаясь в воздухе, Вы плывете по небу (Облака)
Для агониста на желтой дорожке –
Вы бываете в жидком или твердом состоянии, выпадаете на земную поверхность (атмосферные осадки)
Для агониста на красной дорожке –
Вы – воздух, перемещаетесь в горизонтальном направлении над поверхностью Земли из одного места в другое (Ветер)
Согласно выбранным ролям вопросы соответственно (задаются поочередно агонистам)
Для «облаков»:
Сколько различают видов облаков по форме?
Из каких облаков выпадают дождь и снег?
Какие облака находятся очень высоко над земной поверхностью?
Как образуется туман?
Для «атмосферных осадков»:
Какие осадки выпадают из нижних слоев атмосферы?
Каким прибором измеряются осадки?
Объясните происхождение града.
Как образуются снежинки?
Для «ветра»:
Причины образования ветра.
Какой прибор используют для определения скорости ветра?
Что такое «бриз»?
Где образуется муссон?
Интервью победителя:
Какую пользу Вы приносите людям? Влияет ли деятельность людей на Ваше состояние?
3 агон. Состязание победителей 2 агонов.
(На интерактивной доске – задания для победителей агонов)
Составить «розу ветров»;
Вычислить среднесуточную температуру воздуха;
Составить синоптическую карту.
Пока победители выполняют задания, для «теоретиков» вопросы:
Почему, когда на улице сильный мороз, тяжело дышать?
Почему идет дождь?
На дворе - горой, а в избе – водой.
Какая зима лучше для хлебного поля – снежная или бесснежная? Почему?
Почему воздушные шары – аэростаты, дирижабли, зонды, могут подниматься в воздух?
Какое значение имеет атмосфера для Земли?
Могли бы вы определить по некоторым признакам, какая погода ожидается у нас завтра?
Подведение итогов
Награждение победителей игры;
Награждение «теоретиков», набравших наибольшее количество жетонов.