Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Великие географические открытия"»
Разработка урока географии по ФГОС
Тема урока: «Великие географические открытия».
Класс: 5
Тип урока: комбинированный(изучение нового материала,практикум)
Формы работы учащихся: фронтальная,индивидуальная
Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный,практический,исследовательский(фронтальная беседа, работа с ЭОР, работа с картами, практическая работа)
Цель:Сформировать представление учащихся об эпохе Великих географическихоткрытий, открытий Нового Света.
Задачи:
1.Образовательные:Проверить степень усвоения материала по теме«Познание Земли вдревности», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации. Способствовать созданию образно-конкретного представления об эпохе Великих географических открытий, совершенствовать умение работать с ИКТ. На примере исследования экспедиций Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, своего земляка Афанасия Никитина, выяснить, какие открытия были сделаны, в чем состояло их историческое значение.
2.Развивающие:Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы дляформирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи,давать развернутые ответына вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: развивать умения работать с Интернет ресурсами, представлять
материал в форме презентаций, использовать в работе материал различных
информационных источников;
Учебно-исследовательской:самостоятельно определять наиболее рациональные путивыполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной:определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной:анализировать свою учебную деятельность,выявляя затруднения,корректировать систему ЗУН, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательные:способствовать повышению уровню познавательного интереса к
предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.
Планируемые результаты:Называть имена путешественников,их заслуги.Правильноиспользовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные:проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения:выявлять и знать географические объекты приизучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения:умение организовывать свою деятельность,определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,оцениватьработу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях,внёсших вклад висторию географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока.
№
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность
Вре
урока
ученика
мя
1
Организационный
Приветствие учащихся, проверка
Приветствие
1
момент
готовности учащихся к уроку.
учителя,
мин.
подготовка к уроку.
2
Постановка цели
Формулирует цели урока
Определяет тему
1
урока.
урока и задачи.
мин.
3
Актуализация
Новые знания нам будет очень
Воспринимают
6
знаний.
трудно осваивать без знаний,
информацию,
мин.
которые вы получили на
сообщаемую
прошлом уроке.
учителем.
Постановка проблемного
Дают ответы на
вопроса, связующего
вопросы.
предыдущий урок и новую тему
Формулируют
( Флэш-анимация
название темы
иллюстрация слайд ов 2,3
урока (Р)
http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/57ebaf0d-
9ddb-4c44-b5e5-
8fdde4cd3a0f/sphere_mif.swf)
2. Мотивация
С какими именами
путешественников вы
познакомились на прошлом уроке?
Что мы будем сегодня делать на
уроке? Ребята, как вы думаете, а
зачем нам надо знать основные
имена путешественников?
Может это вам как-то
пригодиться в жизни?
( Гипертекст с иллюстрациями,
слайд-шоу «Представление
древних о Земле. Первые карты»
http://fcior.edu.ru/card/22448/razvit
ie-geograficheskih-znaniy.html )
4
Изучениенового
Беседа с элементами
Работают с текстом
10
материала
самостоятельной деятельности с
ЭОР, анализируют
мин.
использованием ЭОР
предстоящую
( Гипертекст с иллюстрациями,
деятельность
интерактивная карта
(П).Просматривают
"Географические открытия и
(П), рассуждают
исследования»
(Л), исследуют,
http://edu.kubannet.ru/catalog/res/0
сравнивают.(Р)
00009f8-1000-4ddd-4c52-
Выступление 2
120047fe0b7d/?from=000009d9-
учеников с
a000-4ddd-fea0-
презентациями об
5f0047fe057f&interface=catalog&c
экспедициях
lass=49&subject=28 )
Х.Колумба,
Экспедиции
открытии морского
Христофора Колумба. Открытие
пути в Индию,
южного морского пути в Индию.
путешествие
Путешествие Афанасия
Афанасия
Никитина. Первое кругосветное
Никитина,
плавание Ф.Магеллана.
кругосветном
(Гипертекст с иллюстрациями,
плавании Ф.
интерактивная карта «Великие
Магеллана.
географические открытия»
http://letopisi.ru/images/e/eb/Disco
very.swf )
5
Первичное
Покажите на карте части света,
Отвечают на
4
закрепление
которые были известны
вопросы учителя.
мин.
европейцам до эпохи Великих
Показывают на
Географических открытий.
интерактивной
(Гипертекст с иллюстрациями,
карте.
интерактивная
карта
Предлагают свои
"Географические
открытия и
варианты ответов
исследования»
(К.Р)
http://edu.kubannet.ru/catalog/res/0
00009f8-1000-4ddd-4c52-
120047fe0b7d/?from=000009d9-
a000-4ddd-fea0-
5f0047fe057f&interface=catalog&c
lass=49&subject=28 )
Что
такое
Великие
географические
открытия? Что
ознаменовала эпоха
Великих
Географических
открытий?
Какие части света были названы
Новыми?
Почему
стали
возможны в этот период такие
далекие
путешествия?
Какие
страны включились в борьбу за
освоение
новых
земель?
Чем
были
вызваны
их
активные
поиски
новых земель?
С
экспедиции
какого
мореплавателя начинается эпоха
Великих
Географических
открытий?
6
Динамическая
Сменить
деятельность,
Играют,
2
пауза
обеспечить
эмоциональную
демонстрируя
свои
мин.
(физкультминутка)
разгрузку учащихся.
творческие
Учитель просит учащихся встать,
таланты. (К)
повернуться на север, юг, запад,
Учащиеся сменили
восток, северо-запад и т.д.
вид деятельности
Опираясь на знания о материках
(отдохнули)
и
и океанах,
современной карты,
готовы продолжать
показать на себе географические
работу.
объекты. (самый большой
материк, самый маленький, и
т.д.)
7
Практическая
Инструктаж по выполнению
Поиск и выделение
15
работа
работы, консультации учеников
информации (П);
мин.
Интерактивная карта
выполнение
учебного действия
"Географические открытия и
(Наносят на
исследования»
контурную карту
http://edu.kubannet.ru/catalog/res/0
маршруты пу-
00009f8-1000-4ddd-4c52-
тешествий Ф.
120047fe0b7d/?from=000009d9-
Магеллана, X.
a000-4ddd-fea0-
Колумба, Васко да
5f0047fe057f&interface=catalog&c
Гама, своего
lass=49&subject=28 )
земляка - тверского
купца Афанасия
Никитина.
Надписать назва-
ния материков и
океанов.);
фиксирование
индивидуального
затруднения;
саморегуляция в
ситуации
затруднения (Р)
8.
Подведение итогов
Подводит итоги урока,
Фиксируют выводы
урока.
выставляет оценки учащимся.
Оценивание
усваемого
2
содержания (Л)
мин.
Контроль,коррекция,
оценка (Р)
9
Рефлексия.
Фиксирует результаты урока,
Осознание
успехи учащихся.
учащимися своей
учебной
1
деятельности,
мин.
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса.
Рефлексия
способов и условий
действия; контроль
и оценка процесса
и результатов
деятельности (П) .
Самооценка;
адекватное
понимания причин
успеха или
неуспеха в УД;
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям (Л).
Выражение своих
мыслей полно и
точно;
формулирование и
аргументация
своего мнения, учёт
разных мнений (К)
Используют прием
«Нарисуй свое
настроение».
10
Домашнее задание
Заполнить таблицу «Великие
Записывают
географические открытия»
домашнее задание,
(таблица включает графы: №п/п, Ф.И.
слушают
3
инструкции по
мин.
путешественника или исследователя,
время путешествия, результаты (какие
заполнению
открытия были сделаны).
Методическая литература: базовый учебник В.П.Дронов,Л.Е.Савельева,М.Дрофа,2017г. География. Землеведение.5-6 классы.; атлас по географии, контурные карты 5-6 класс.
Данный материал составлен по учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География.
Землеведение.5-6 классы». Учебник и конспект урока соответствуют ФГОС.
Тема урока: «Великие географические открытия».
Тип урока: комбинированный,конструирования способа действия по ФГОС
Формы работы учащихся: фронтальная,индивидуальная
Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный,практический,исследовательский(фронтальная беседа, работа с ЭОР, работа с картами, практическая работа)
Планируемые результаты:Называть имена путешественников,их заслуги.Правильноиспользовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные:проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты приизучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения: умение организовывать свою деятельность,определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,оцениватьработу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях,внёсших вклад висторию географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Методы и формы обучения: иллюстративно-словесный,практический,частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с ЭОР, работа с картами, практическая работа).
Прошёл быстро, эмоционально, психологически и мотивационно подготовил учеников
успешной работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
Использовались приёмы повторения ранее изученных учебных действий и знаний. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Использование УУД, общеучебные - воспроизведение информации по памяти,
регулятивные - планировать свою деятельность под руководством учителя, коммуникативные – возможность оценивания работы своих товарищей.
Сообщение темы урока, (целей) проводилась с учётом выделенных учителем ориентиров, дети сами пытались определить цели урока (целеполагание),(регулятивные УУД).
При объяснении нового материала проводилась частично - поисковая работа
(познавательные УУД); поиск, выделение информации из текста (коммуникативные УУД), выделения материала, соответствующего конкретно-поставленному вопросу (логические УУД ).
Для активизации учебно – познавательной компетенции использовались ТСО, ИКТ, физкультминутка, что способствовало развитию слуховой памяти, закреплению эмоционально – положительной атмосферы урока, (здоровьесберегающие технологии). Осуществлялась связь с другими предметами: историей, литературой, краеведением. 5. При закреплении нового материала проводилась практическая работа по контурным картам и атласу.
Домашнее задание: прокомментировано, даны инструкции по заполнению в тетради таблицы «Великие географические открытия», используя текст параграфа и карты атласа.
Рефлексия была осуществлена с помощью приёма «Нарисуй своё настроение».
Осуществляемый на всех этапах урока контроль и рефлексия показали, что цели урока достигнуты.