Открытый урок по истории в 7 классе "Великие географические открытия"
Открытый урок по истории в 7 классе "Великие географические открытия"
Разработка открытого урока в 7 классе по истории Историческая викторина: «Знатоки истории»
на тему: «Великие географические открытии»
Учитель: Затурская Н.Ю.
Цель урока:
Расширить знания учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
Обучающая: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме “Великие географические открытия”, обобщить материал как систему знаний, создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с творческими заданиями, анализировать карты атласа, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитывающая: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать чувство товарищества, дружбы, умении е работать в группах - воспитывать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Тип урока: урок-путешествие с использованием компьютерной демонстрационной презентации «Великие географические открытия».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 7 классе "Великие географические открытия"»
Разработка открытого урока в 7 классе по истории Историческая викторина: «Знатоки истории»
на тему: «Великие географические открытии»
Учитель: Затурская Н.Ю.
Цель урока:
Расширить знания учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
Обучающая: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме “Великие географические открытия”, обобщить материал как систему знаний, создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с творческими заданиями, анализировать карты атласа, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитывающая: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать чувство товарищества, дружбы, умении е работать в группах - воспитывать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Тип урока: урок-путешествие с использованием компьютерной демонстрационной презентации «Великие географические открытия».
Термины: Великие географические открытия, Новый свет, конкиста и конкистадоры, колония, колонизация, колонизатор.
Учитель объявляет тему урока и порядок его проведения в форме игры «Историческая викторина». Ученики объединяются в три команды, каждая из которых занимает отдельный ряд в классе. Члены команды выбирают капитана.
Учитель выдают каждому капитану команды карточку для учета результатов игры, в которую капитан сразу должен внести фамилии и имена ее членов, а в ходе игры - проставить участникам полученные баллы.
Учитель объявляет, что игра состоит из семи конкурсов.
2. Повторение и обобщение знаний.
Вступительная беседа.
Изучение какой темы мы закончили?
О чем вы узнали, изучая тему?
Что на ваш взгляд, среди изученного материала, самое главное? Обоснуй свой ответ.
План урока:
1. Разминка «О чем идет речь?»
2. «Вопрос-ответ»
3. Конкурс «Шифровальщик»
4. Конкурс капитанов.
5. «Установите соответствие».
6. «Картографическая мозаика».
7. «Черный ящик».
8. Создание кластера «Последствия Великих географических открытий».
9. Запасной тур «Ты мне, я тебе».
1 тур игры называется – разминка «О чем идет речь?» (Слайд 2).
1 тур состоит из 7 вопросов.
1 вопрос - Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы). (Слайд 3, 4).
2 вопрос - В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Как называется этот мыс сейчас? (Мыс Доброй Надежды). (Слайд 5, 6).
3 вопрос - Этот путешественник вновь отплыл в Индию и стал вице-королем владений, которые португальцам удалось захватить в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер Васко да Гама (слайд 7, 8).
4 вопрос - О первой половине его жизни известно мало. Считают, что родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет. Совершил 4 путешествия (Христофор Колумб). (Слайд 9, 10).
5 вопрос - По-португальски его фамилия звучит “ Магальяйнш”. Его флотилия состояла из 5 кораблей. Самый большой из них не превышал размерами Колумбову “Санта- Марию” (Фернан Магеллан), (слайд 11, 12).
6 вопрос - Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия), (слайд 13, 14).
7 вопрос - Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружие), (слайд 15, 16).
2 тур называется - Вопрос-ответ (слайд 17).
Какой географический объект назван в честь Фернандо Магеллана? (Слайд 18)
Остров
Пролив
Государство
Залив
Ответ - Магелланов пролив (слайд 19).
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания? (Слайд 20).
Гномон
Компас
Солнечные часы
Штурвал
Ответ – Компас (слайд 21).
Первая кругосветная экспедиция была организована (слайд 22).
Марко Поло
Христофором Колумбом
Васко да Гама
Фернандо Магеланном
Ответ – Фернандо Магеллан (слайд 23).
В честь какого путешественника названа Америка? (Слайд 24)
Америго Веспуччи
Христофором Колумбом
Фернандо Магелланом
Васко да Гама
Ответ - Америго Веспуччи (слайд 25).
В Средние века судно, способное плавать на большие расстояния (слайд 26).
Парусник
Каноэ
Каравелла
Лодка
Ответ – каравелла (слайд 27).
3 тур называется «Шифровальщик»
Задание.
Пользуясь шифротаблицей, расшифруйте криптоном.
Поясните расшифрованное понятие.
№
Буква
1
Аа
2
Бб
3
Вв
4
Гг
5
Дд
6
Ее
7
Ёё
8
Жж
9
Зз
10
Ии
11
Йй
12
Кк
13
Лл
14
Мм
15
Нн
16
Оо
17
Пп
18
Рр
19
Сс
20
Тт
21
Уу
22
Фф
23
Хх
24
Цц
25
Чч
26
Шш
27
Щщ
28
Ъъ
29
Ыы
30
Ьь
31
Ээ
32
Юю
33
Яя
1 команда
Колония 12.16.13.16.1510.33
Каравелла 12.1.18.1.3.6.13.13.1
Астролябия 1.19.20.18.16.13.33.2.10.33
Открытие 16.20.12.18.29.20.10.6
2 команда
Индейцы 10.15.5.е.11.24.29
Пролив 17.18.16.13.10.3
Государство 4.16.19.21.5.1.18.19.20.3.16
Колонист 12.16.13.16.15.10.19.20
3 команда
Путешествие 17.21.20.6.26.6.19.20.3.10.6
Мореплаватель 14.16.18.6.17.13.1.3.1.20.6.13.30
Компас 12.16.14.17.1.19
Конкиста 12.16.15.12.10.19.20.1
4 тур - Конкурс капитанов
Представители каждой команды расскажут о путешествиях, используя учебные картинки, спрятанные за корабликами:
1.Фернандо Магеллан
2. Христофор Колумб
3. Васко да Гама
4.Бартоломео Диаш
5. Америго Веспуччи
5 тур называется – Установите соответствие (слайд 30).
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Ф.Магеллан
Открыл новый материк, названный Америкой
Америго Веспуччи
Открыл мыс Доброй Надежды
Х.Колумб
Кругосветное путешествие
Б.Диаш
Открыл Новую Зеландию
Тасман
В честь него назван Новый Свет
Правильный ответ.
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Магеллан
Кругосветное путешествие
Америго Веспуччи
В честь него назван Новый Свет
Колумб
Открыл новый материк, названный Америкой
Диаш
Открыл мыс Доброй Надежды
Тасман
Открыл Новую Зеландию
6 тур «Картографическая мозаика».
Карта делится на три части. Каждая команда получает одну часть. После подготовки
(2 мин.) они должны рассказать о Великих географических открытиях той части земного шара, которая изображена на карте.
(Каждая часть прикрепляется к доске – собираем картографическую мозаику).
7тур – Черный ящик (слайд 33). Под музыкальную заставку (из игры “Что? Где? Когда?”) ученик вносит в класс “черный ящик”.
Учитель: Внимание! Черный ящик! Учитель: Уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это? Ученики высказывают свои варианты. В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
1
2
3
Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.
Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России.
Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.
мяч
картофель
кукуруза
8 тур создание кластера «Последствия великих географических открытий».
(работа с кластером, отводится 2-3 мин., озвучить результаты)
Запасной тур «Ты мне, я тебе»
Участникам команд за несколько дней дается задание, заранее подготовить вопросы (по 3 каждой команде). 1-ой команде по теме «Открытие Америки», 2-ой команде по теме «Путешествие Васко да Гама», 3-ей – «Путешествие Магеллана».
Выходит представитель одной команды, задает вопрос. На размышление 30 секунд. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Если она отвечает неправильно, отвечает другая команда. И так каждая команда. Оценка конкурса «5баллов» за каждый ответ (правильность построения вопроса 2 б.; грамотность ответа 2б; оперативность мышления 1б.)
4. Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
Итог урока. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые, более достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о е размерах и живущих на разных континентах люди.. Это создало условие для развития наук- географии, астрономии, истории.
Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый мировой рынок, устанавливающий торговые связи между многими странами и континентами. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.
Произошла встреча двух миров, которая внесла изменения в быт и обычаи европейцев.
Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества-зарождающееся индустриальное и традиционное.
Сегодня на уроке мы вспомнили то, что рассматривали на протяжении выученной темы «Великие географические открытия». И в дальнейшем каждая тема будет завершаться таким уроком, где мы, будем подводить итоги и обобщать изученное, будем определять то главное, что обязательно нужно запомнить. Следующий урок будет посвящен тематическому оцениванию.
Капитан подсчитывает общее количество очков за 7 конкурса, набранных индивидуально (каждым учеником) и коллективно (вся команда). Учитель по рейтинговой ведомости объявляет рейтинг команд по местам. Для оценивания работы учеников учитель использует материалы учетных карточек.
Рефлексия.
Самое интересное на уроке было ………………..
Мне понравилось ………………………………….
Меня заинтересовало ……………………………...
Хотел бы узнать подробнее о ……………………..
Я считаю, что сегодня мы ………………………….
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд по изученной теме.
Дополнительный материал
Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.
Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.
В августе 1492 г. три каравеллы Колумба - “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.
Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Мореплаватель Америго Веспуччи, итальянец на испанской службе (1454-1512) - участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.
Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) – итальянский мореплаватель. Родился в семье нотариуса, получил домашнее гуманитарное образование. В 1490году переехал в Испанию, где работал в Севилье, занимаясь в основном оснащением судов. В 1492 году перешел на испанскую морскую службу. Дружил с Христофором Колумбом. В 1508 году Америго Веспуччи был назначен на должность главного пилота на море Испании и служил в этой должности до своей смерти.
Америго Веспуччи является одним из первооткрывателей Южной Америки , дельты амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья. Он достиг берегов Америки позднее Колумба, но Америку назвали в его честь, так как в результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли именно у Америго Веспуччи сложилось правильное представление о том, что она является заатлантическим материком, а отнюдь не Индией, как считал Христофор. Он в 1503 году в письме на родину предложил именовать материк Новым Светом, впоследствии его назвали Америкой.
Бартоломеу Диаш.
Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорило португальское продвижение на юг. В начале 80-х годов Диего Као совершил три путешествия на юг Золотого берега и у южного тропика поставил каменный столб, воздвигаемой на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии, наконец, Бартоломеу Диаш в 1488 году достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии.
Васко да Гама (1469-1524) - португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию.
Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градоначальником. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Весной 1490 г. да Гама получил 4 корабля и экипаж 170 человек и отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, 22 мая 1498г. корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.
В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.
Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.
Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.
Его цель - отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.
Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.
Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.
Первое в мире кругосветное путешествие имело большое значение для науки. Эта экспедиция подтвердила, что Земля - шар. Впервые европейцы прошли Тихий океан.