Разработка урока на тему: «Великие географические открытия. Повторительно-обобщающий урок»
Разработка урока на тему: «Великие географические открытия. Повторительно-обобщающий урок»
Урок по теме «Великие географические открытия» проводится в 7 классе. Тема урока включена в главу 1 «Великие географические открытия», на изучение которой отводится 3 часа. По структуре является повторительно-обобщающим уроком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Расширить знания о Великих географических открытиях
Сформировать у учащихся представление о таком историческом процессе как Великие географические открытия
Задачи урока:
образовательные
- выяснить причины Великих географических открытий;
- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
- выявить последствия и значение Великих географических открытий;
воспитательные
- принятие многообразия и уникальности культур и народов нашей планеты, воспитание чувства толерантности
развивающие
- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий у учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
Планируемые результаты изучения материала. Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй.
Возможная личностно-значимая проблема: каждое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходиться платить высокую цену.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. Проблемный или частично-поисковый метод. 1Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества?.
Форма урока: обобщение пройденного материала в форме «урок-игра»
Развитие умений учащихся. Развитие картографических умений ( показываются маршруты экспедиций и открытие земли),самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками.
Основные понятия и термины: аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен.
Хронология на доске:
1488г – Бартоломеу Диаш, обогнув Африку вышел в Индийский океан.
1497-1498г.г. – Васко де Гама. Обогнув Африку, достиг берегов Индии.
1492 г. – Христофор Колумб открыл новый материк, названный Америкой.
1519-1522 г.г. – Фернан Магеллан совершил первое кругосветное
Ход урока.
1Организационный этап.
Перед началом урока класс делится на команды. Каждая команда определяет название и выбирает капитана.
Игра состоит из 8 туров.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2.Практический этап
Ход игры.
1 тур игры называется – Причины Великих географических открытий ?
Сформ-сь международ. торговля
Вырос спрос на восточные товары
Недостаток монеты
Жажда научных знаний
Желание наживаться
Перенасел-ть
Вывод:
Нужны новые
богатые
земли
Причины ВГО
Укрепились связи между западом и востоком. Сложились торговые пути
Купцы рисковали жизнь, путешествую за товарами на восток
Иссякли месторож-дения драг. металлов
Ослабление позиций церкви
Поворот человека к земной жизни
Нехватка земли, продуктов
2 тур состоит из 7 вопросов.
1 вопрос - Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы).
2 вопрос - В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Как называется этот мыс сейчас? (Мыс Доброй Надежды). ( КАРТА).
3 вопрос - Этот путешественник вновь отплыл в Индию и стал вице-королем владений, которые португальцам удалось захватить в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер Васко да Гама /
4 вопрос - О первой половине его жизни известно мало. Считают, что родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет. Совершил 4 путешествия (Христофор Колумб).
5 вопрос - По-португальски его фамилия звучит “ Магальяйнш”. Его флотилия состояла из 5 кораблей. Самый большой из них не превышал размерами Колумбову “Санта- Марию” (Фернан Магеллан), (слайд 11, 12).
6 вопрос - Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия).
7 вопрос - Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружие).
3 тур называется - Вопрос-ответ .
Какой географический объект назван в честь Фернандо Магеллана? (Слайд КАРТА)
Остров
Пролив
Государство
Залив
Ответ - Магелланов пролив .
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания? (Слайд ).
Гномон
Компас
Солнечные часы
Штурвал
Ответ – Компас .
Первая кругосветная экспедиция была организована .
Марко Поло
Христофором Колумбом
Васко да Гама
Фернандо Магеланном
Ответ – Фернандо Магеллан .
В честь какого путешественника названа Америка?
Америго Веспуччи
Христофором Колумбом
Фернандо Магелланом
Васко да Гама
Ответ - Америго Веспуччи .
В Средние века судно, способное плавать на большие расстояния .
Парусник
Каноэ
Каравелла
Лодка
Ответ – каравелла .
4 тур называется - Найдите 10 отличий .
Перед вами изображена первая встреча Христофора Колумба с местным населением Америки – индейцами. Необходимо найти все отличительные черты .
5 тур называется – Установите соответствие .
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Ф.Магеллан
Открыл Америку
Америго Веспуччи
Открыл мыс Бурь
Х.Колумб
Кругосветное путешествие
Б.Диаш
В его честь был назван континент
Тасман
Открыл Новую Зеландию
Правильный ответ.
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Магеллан
Кругосветка
Америго Веспуччи
В его честь назван континент
Колумб
Открыл Америку
Диаш
Открыл м. Бурь
Тасман
Открыл Новую Зеландию
6 тур – Черный ящик (слайд ). Под музыкальную заставку (из игры “Что? Где? Когда?”) ученик вносит в класс “ черный ящик”.
Учитель: Внимание! Черный ящик! Учитель: Уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это? Ученики высказывают свои варианты. В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
1
2
3
Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.
Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России.
Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.
мяч
картофель
кукуруза
7 тур называется . Кому принадлежат слова.
«Нашли материк, доселе ещё не открытый никем». Христофор Колумб).
«Эти страны следует называть Новым Светом». Америго Веспуччи.
Кто доказал,что земля шар ? Земля – шар (Фернан Магеллан)
8 тур Выявить значение Великих географических открытий ( + и _-)
Положительные:
Значение Великих географических открытий.Разрушение старых представлений о мире
2. Получены новые данные о Земле – она по форме шар
3. Новые представления о землях, континентах, народах
4. Получили развитие науки: география, астрономия, история
5. Складывается единый мировой рынок
6. Главные морские пути сместились из морей в океаны
7. Появились новые порты: Лиссабон, Лондон, Амстердам
8. Новые продукты питания
Отрицательные:
1. Гибель древней культуры Нового Света
2. Создание новых колоний
3. Революция цен
4. Большие жертвы, гибель путешественников, мирного населения
3.Заключительное слово учителя.
Итак, мы с вами повторили и закрепили материал по теме «Великие географические открытия». Мы вспомнили причины и значение открытий, узнали ,почему их назвали Великими? Почему
именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем НОВОЕ ВРЕМЯ. Узнали , чтокаждое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходиться платить высокую цену.( Гибель древней культуры Нового Света).
4.Рефлексия. Выставление оценок.
Подведение итогов ( учет баллов)
Учитель: Что нового вы узнали сегодня? Чему вы научились? Чем сегодняшний урок был полезен для каждого из вас и как он пригодится вам в жизни? Какой вывод можно сделать?
Итак, мы закончили изучать главу «Великие географические открытия», на следующем уроке мы приступим к изучению главы «Меняющийся облик Европы». А теперь оценки за урок.
Использованная литература:
Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инковРед. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.
Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3.