Организационный момент: Учитель приветствует учащихся. Предлагает ученикам поздороваться улыбками. Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. АМ «Что у меня на сердце?» На партах учеников расположены бумажные сердечки. Учитель предлагает ученикам записать на одной стороне сердечка фразу: «У меня на сердце легко или тяжело», а на другой стороне – свои ожидания от урока и отложить их на край стола. Учащиеся по Брайлю проговаривают словами. В конце занятия учитель и учащиеся вернутся к сердечкам и узнают, действительно ли были опасения у учащихся или же им было комфортно и легко на уроке. Проверка домашнего задания (Г) Приём «Игра в крестики-нолики» Учитель предлагает учащимся поработать в группах. На партах находятся раздаточный материал с утверждениями по пройденным темам и бланк ответов. Ученики должны либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть. Если ответ утвердительный, то в бланке ответов, в нужной клеточке необходимо поставить крестик, если отрицательный поставить нолик согласно предложенной схеме (Приём «Игра в крестики-нолики»). Группа, которая закончит игру поднимает зелёную карточку (Стратегия «Светофор»). Дифференциация учащихся по зрительным способностям: для учеников, обучающихся по рельефному шрифту – карточки по Брайлю, для учеников, обучающихся по плоско-печатному шрифту – карточки с укрупненным шрифтом. Цель – сформировать умение оценивания фактов по ранее пройденной теме, анализировать информацию, отражать своё мнение. Утверждения: 1). В географии выделяются основные направления – физическая, экономическая и политическая география (да). 2). Название науке географии дал греческий учёный Птолемей (нет). 3). Наука о составлении и использовании карт – картография (да). 4). Слово «география» в переводе означает «изучение Земли» (нет). 5). Карту называют «вторым языком географии» (да). 6). Политическая география изучает политическую жизнь общества (да). 7). Учёные геоморфологи изучают почвы (нет). 8). Сочетания компонентов называются природными комплексами (да). Критерии оценивания: правильно оценивают предложенные утверждения Дескрипторы: соотносит утверждения и верные ответы (ФО): Взаимооценивание смайликами: 1). Хорошо справился, 2). В целом справился, но были допущены ошибки, 3). Надо поработать. Актуализация опорных знаний Учитель демонстрирует на слайде презентации изображения исследователей и путешественников. Спрашивает у учащихся, кто изображен на слайде. Ученики рассказывают о своих ассоциациях (Ассоциативный метод). Совместно определяют тему и цели урока, обращают внимание на языковые цели урока. Запись темы урока в тетрадь. Изучение нового материала Задание 1. Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет, прочитать текст учебника и на основе полученной информации выполнить следующее задание: (Г) Установите соответствие: № | Имя исследователя | № | Вклад в науку | 1 | Эратосфен Киренский | | путешествовал в Индию | 2 | Фернан Магеллан | | открыл Америку | 3 | Мартин Бехайм | | составил круглую карту мира | 4 | Махмуд Кашгари | | путешествовал в Китай и Японию | 5 | Марко Поло | | создал первый глобус | 6 | Афанасий Никитин | | исследовал Кашгарию | 7 | Христофор Колумб | | совершил первое кругосветное плавание | 8 | Шокан Уалиханов | | ввел термин «география» | Цель: характеризует и оценивает вклад исследователей в географию. Критерии оценивания: анализирует и описывает вклад исследователей в географическую науку. Дескрипторы: 1). Определяет вклад в науку Эратосфена; 2). Определяет вклад в науку Ф. Магеллана; 3). Определяет вклад в науку М. Бехайма; 4). Определяет вклад в науку М. Кашгари; 5). Определяет вклад в науку М. Поло; 6). Определяет вклад в науку А. Никитина; 7). Определяет вклад в науку Х. Колумба; 8). Описывает вклад в науку Ш. Уалиханова. (ФО): Взаимооценивание групп (стратегия «Две звезды, одно пожелание» - учитель раздаёт ученикам желтые стикеры, на которых им необходимо записать два аспекта, которые им понравились, и одно пожелание, которое, по их мнению, улучшит деятельность оцениваемой группы). Задание 2. (И) Используя карты атласа, рельефные карты и текст параграфа, определить маршруты следующих путешественников: Х.Колумба, А.Веспуччи, Ф.Магеллана. 1 ряд – маршрут Х. Колумба 2 ряд – маршрут А. Веспуччи 3 ряд – маршрут Ф.Магеллана Дифференциация учащихся по зрительным способностям: ученики по Брайлю определяют маршруты исследователей по рельефным картам, ученики по плоско-печатному шрифту – по картам атласа. Цель: определение маршрутов путешественников. Критерии оценивания: определяют по карте маршруты путешественников и исследователей. Дескрипторы: 1). Определяют по карте маршрут путешествия Х.Колумба; 2). Определяют по карте маршрут путешествия А.Веспуччи; 3). Определяют по карте маршрут путешествия Ф.Магеллана. Ученики показывают на стенной карте маршруты, проговаривая детали. (ФО) Оценивает учитель (метод похвалы). Физминутка «Раскрашивание» и зарядка для глаз Закрыть глаза. Представить белый контур материка. Мысленно разукрасить разными цветами природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов. Задание 3. (Г) Деление класса на группы (деление по жребию, каждый ученик из корзины достаёт по одному жетону с номером группы. Так образуется 3 группы). 1 группа – древний мир, античность и средневековье; 2 группа – эпоха ВГО; 3 группа – казахские исследователи. Пользуясь текстом раздаточного материала и обсудив его в группах, охарактеризуйте данный период в становлении географии по следующему плану: 1). Назовите имена исследователей данного периода, определите время (годы) путешествий; 2). Проанализируйте данный период в становлении географии; 3). Дайте оценку вклада в географическую науку каждого из путешествий. Цель: описать и анализировать вклад исследователей древнего мира, античности и средневековья, эпохи ВГО, казахских ученых в географическую науку. Критерии оценивания: анализирует и описывает вклад исследователей в географическую науку. Дескрипторы: 1). Называет имена исследователей, определяет время путешествий; 2). Анализирует данный период в становлении географии; 3). Даёт оценку вклада в географическую науку каждого из путешествий. (ФО) Оценивает ученик из группы по дескрипторам (самоценивание) Задание 4. (П) Метод «Своя игра» Учитель предоставляет ученикам ответы на вопросы по теме «Географическая наука Казахстана». Предварительно ознакомившись с раздаточным материалом, ученикам нужно составить вопросы для каждого предоставленного ответа. Если ответ не имеет чёткого однозначного вопроса, ученики сравнивают вопросы, которые они придумали, аргументируя свою формулировку вопроса. Ответы: 1). XVIII век (Когда началось подробное изучение территории Казахстана?); 2). Шокан Уалиханов (Кто из казахских ученых путешествовал по Заилийскому краю и Жонгарии?); 3). Русское географическое общество (По заданию какой организации была сделана большая часть открытий, совершенных научными экспедициями?); 4). Пик Хан Танири, отсутствие в Тянь-Шане действующих вулканов (Проанализируйте вклад П.П.Семёнова в развитие географической науки Казахстана); 5). Создание учения о почве, о природных зонах (Дайте оценку заслугам В.В.Докучаева в географии); 6). Подробно описал флору и фауну Алтая, собрал обширный гербарий, коллекции млекопитающих, пресмыкающихся, птиц, рыб и насекомых (Оцените научные достижения В.В.Сапожникова в области географической науки). Цель: формулирование вопросов к предоставленным ответам. Критерии оценивания: формулирует вопросы к предоставленным ответам на них. Дескрипторы: 1). Составляет вопросы разного уровня к определенным датам, именам путешественников, результатам исследований. Доклад каждой пары. (ФО): Приём «Перекрестный бой» (первая пара оценивает вторую, вторая – третью, третья – первую) |