kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Подземные воды", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока по географии на тему "Подземные воды" для 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Подземные воды", 6 класс»

Технологическая карта урока

Тема урока _____ Подземные воды .__

Цель урока:

Выяснить виды подземных вод; их происхождение, условия залегания, использования.

Задачи:

Образовательные



Развивающие

Воспитательные


  • Узнать, как образуются подземные воды;

  • познакомиться с их видами и условиями залегания;

  • узнать каково значение подземных вод в природе и для человека;

  • учиться бережному отношению к природе.


  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.


  • Воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории своей малой Родины.

  • Показать необходимость охраны внутренних вод;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности.

  • Умение работать самостоятельно, в группах.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Форма урока

урок-диалог

Технология, в которой выстроен урок

технология проблемного диалога с элементами исследования

Опорные понятия, термины


подземные воды, водопроницаемы породы, водоупорные породы, грунтовые воды, межпластовые воды, артезианские воды, источники, минеральные воды, гейзеры, карст, пещеры, сталактиты, сталагмиты.

Средства обучения:


Коллекция горных пород, химические стаканы, мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля, творческие задания, учебник, образцы вод по свойствам, карта мира, ресурсы Интернет, карточки с определениями, образцы питьевой и минеральной воды.

Формы контроля

устный опрос, лист самоконтроля

Домашнее задание

Параграф 50,читать, составить кроссворд по теме.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные:





Метапредметные:





Предметные:




Понимание важность  подземных вод, как одной из составляющих частей гидросферы (часть системы).

Понимание, что подземные воды подвержены влиянию   человека.

Воспитание патриотизма, чувства ответственности, чувства товарищества.


Развитие умения определять понятия.

Выявлять причинно-следственные связи.

Развитие умения работать индивидуально и в группе.

Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной работы.


Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.

Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.

Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод и человека друг на друга.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приемы, формы

1. Мотивация к учебной деятельности.


Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.




Учащиеся делятся на три группы, фиксация отсутствующих, настрой на занятие.

1. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2) Познавательные:

целеполагание

3) Личностные:

Самоопределение в группы



2. Актуализация

Проводит параллель с ранее изученным материалом:

Перечислите, что относится к водам суши?


О каких водах у нас уже шла речь на предыдущих уроках?



Отвечают на вопросы учителя:


- часть гидросферы, воды которой находятся на суше: материках, островах

- реки, озера, болота

1. Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

2) Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3) Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия

Фронтальный опрос, индивидуальная форма работы.


3. Определение темы,

постановка целей и задач


Сообщение темы и цели урока:

(демонстрируется модель фонтана, даётся загадка, ответ на которую подводит к определению темы урока). Попробуйте по следующим строчкам определить, о каких водах пойдет речь на уроке сегодня?


В тени деревьев серебрится
Вода лесного родника.
И люди едут насладиться
Его водой издалека.

Дороже злата им и хлеба
Кристально чистая вода.
Энергию земли и неба
Родник пронес нам сквозь года.



Скажите, как называется такая вода?

Какая тема урока?


Что про подземные воды можно узнать?

Значит, с чем нам сегодня на уроке предстоит познакомиться?


С помощью наводящих вопросов и наблюдением за фонтаном, анализируют ситуацию и самостоятельно формулируют тему занятия, цели урока.














Подземные воды. (Учащиеся записывают тему урока)

Выдвигают предположения, формулируют цель.

Регулятивные:

- целеполагание , как постановка учебной задачи,

- планирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Беседа по наводящим вопросам, проблемный диалог.


4. Изучение

нового материала.

Формулировка задания на урок:

Перед вами карточки с ключевыми терминами, которые нам предстоит сегодня на уроке изучить. Ваша задача – в течении урока выбирать соответствующие понятия и формулировать их определения.

Вопрос: Сформулируйте определение понятия «подземные воды».

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.



- А как она туда проникла?



- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

Организует работу в группах, контролирует выполнение работы.

Проведем небольшой опыт.

- Перед нами три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий

-Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?

Наливаем одновременно во все воронки воду.

Подводит обучающихся к выводу о водопроницаемости горных пород.



- Что мы наблюдаем?









Ищем понятия на карточках, соответствующие проделанному опыту.

- Дайте им определения.

Используя материал параграфа, составьте в тетради схему:



-С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные породы.



- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?

- Какой вывод мы можем сделать?


Организует взаимопроверку в парах. Проверьте друг у друга, как вы составили схему.

Те, чьи ответы совпали, пожмите руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше.

Проблемный диалог:

До каких пор вода с поверхности через водопроницаемые породы? просачивается

Что с ней происходит дальше?





Напоминает учащимся о том, что

-в земной коре будут встречаться места, где вода будет просачиваться через водопроницаемый слой и места, где вода будет накапливаться над водоупорным слоем. Таким образом, водопроницаемы и водоупорные слои чередуются.

-Что получится в результате такого чередования?

В зависимости от положения водоносных слоев подземные воды будут различаться.

Ищем соответствующие понятия и даем им формулировку.

Организация самостоятельной частично поисковой деятельности в группах:

Найдите в учебнике определение грунтовых вод и межпластовых и на основе уже приобретенных знаний составьте на столах схему залегания подземных вод.



Проблемный вопрос:

Могут ли грунтовые воды выходить на поверхность Земли? В каком виде?





Объявляет «Страничку деда-краеведа».





Проблемный вопрос:

Могут ли межпластовые воды выходить на поверхность земли? В каком виде?



Проведем опыт: вернемся к модели фонтана. Понаблюдайте и подумайте, каким образом вода в нем может фонтанировать?













- Подземные воды отличаются по своим характеристикам.

Организует исследовательскую деятельность учащихся.

Опыт:

Определение свойств, характеризующие подземные воды.

1 группа определяет воды по степени минерализации на вкус (пресные, соленые)

Проблемный вопрос: почему одни воды бывают пресные, а другие соленые?

2 группа определяет по температуре – холодные и термальные (темп. 20 градусов и выше).

Проблемный вопрос: почему одни воды бывают холодными, а другие теплыми?

3 группа определяет по степени качества – питьевая и техническая.

Проблемный вопрос: почему воды различаются по качеству?



- Проверка ответов по слайду.

Проблемный вопрос:

Можно ли использовать свойства подземных вод в хозяйственной деятельности человека? Как?

Организует работу в группах:

из предложенных вариантов выберите использование подземных вод только те, которые соответствуют свойствам, определенным вашей группой:

1 группа – по степени минерализации – минеральные лечебные воды, источник питьевой воды.

Объявляет «Страничку деда-краеведа» и предлагает исследовование залегания питьевых и минеральных вод Челябинской области: Изучив надписи на этикетках некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой, мы определим месторождения и производство следующих вод.


2 группа – по температуре – для обогрева жилья, в отдельных случаях и получения электроэнергии, в лечебных целях;

3 группа -

По степени качества: источник питьевой воды, орошение, для работы промышленных предприятий.



Показывает видеоролик «Пещера Сугомак»

Вопрос: Что вы видите на представленном видео?

Выберите из предложенных понятий те, которые соответствуют теме ролика.







Много пещер встречается в Уральских горах. Например, пещера Сугомак.

Объявляет «Страничку деда-краеведа».





Проблемный вопрос: Мы часто говорим о загрязнении поверхностных вод, а могут ли загрязнятся подземные воды, ведь они залегают глубоко под землей?

Побуждает к высказыванию своего мнения.



В течение урока работают с определениями.







Формулируют и озвучивают определение, высказывают свои предположения:

-Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей.



- просочилась вглубь земли из атмосферных осадков



-Способность горных пород пропускать воду.




Проводят исследование.









Делают выводы.

Глина воду не пропускает, а песок и щебенка пропускают, то есть существуют горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживаю.


Работают с понятиями.

- водопроницаемые горные породы


- водонепроницаемые или водоупорные горные породы.



Используя материал учебника, самостоятельно заполняют схему в тетради.

- от количества и размеров трещин и пор: чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды.



Осуществляют взаимопроверку в парах.






- пока не встретит на пути водоупорные слои.


- она задерживается, постепенно заполняя поры или трещины водопроницаемых пород. Пласты, насыщенные водой, образуют водоносные слои.

















Работают с терминами:

- грунтовые и межпластовые.



Находят в тексте понятия, обсуждают, выявляют закономерности, составляют схему.



Высказывают свои предположения.



1 группа выступает с сообщением по теме «Родники Кыштыма».





Проводят опыт.

Высказывают свои предположения.





Проведение опыта, определение свойств подземных вод, формулировка выводов.


Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление. Артезианские воды – самоизливающиеся подземные воды.

- гейзеры












Коллективная проверка результатов исследование свойств подземных вод.










Высказывают предположения.







Изучают этикетки некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой и называют районы залегания и производства вод.






2 группа выступает с сообщением по теме «Термальные источники на карте мира».











Просмотр видеоролика, обосновывают свои предположения.

Работа с понятиями.

- пещера

- карст

- сталактиты

- сталагмиты

3 группа выступает с сообщением по теме «Пещера Сугомак».

Определяют причины загрязнения подземных вод и возможные пути их решения.





1) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения.

3) Регулятивные

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


































































































Работа с определением.







Проблемный диалог.










Исследование, наблюдение

Групповая работа.










Эвристическая беседа


































Представление материала в таблице




Проблемный диалог






















Самостоятельная работа с учебником, построение структурно-логической схемы «Залегание подземных вод»






Сообщение




Проблемный диалог.





























Исследование




Проблемный диалог





























Исследование


















5. Закрепление

Предлагает задания на групповое закрепление знаний:

Итак, давайте обратимся к листу самоконтроля.

Выберите из трех предложенных одно задание на ваше усмотрение, после выполнения проверьте правильность решения.

Организует взаимопроверку в группах.


Осуществляют закрепление знаний, взаимопроверку в группах.





1) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение;

- умение структурировать знания.

2) Регулятивные:

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Индивидуальная работа./проверка/.



Самооценка.

6. Рефлексия учебной деятельности

- напишите на листе самоконтроля свою фамилию и имя..

- Оцените нашу работу на уроке смайликом. Если тема была вам понятна, было интересно работать и вы узнали новое на уроке – поставьте

Е сли вы ничего не узнали нового и вам было на уроке не комфортно поставьте

А если вам все равно – поставьте

Обеспечивает положительную реакцию детей на их совместную деятельность.



1) Познавательные:

- оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

- осознание того, что уже усвоено и что

ещё подлежит усвоению.

3) Коммуникативные:

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


7 Домашнее задание

- параграф 5, читать, составить кроссворд по теме.




Список используемой литературы:

  1. Дронов В. П.География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012

  2. Дронов В.П. География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой - М.: Дрофа, 2014

  3. Сайт администрации КГО - http://www.adminkgo.ru/kyshtym/index.php

  4. Сайт областного телевидения Челябинской области 1obl.ru

  5. Сайт stihi-pro.pp.ua

Лист самоконтроля

Задание 1. Впишите недостающие слова в определении понятия.

Воды, находящиеся в земной коре, называют ………………….

Горные породы, пропускающие воду, называют………………

Горные породы, которые не пропускают воду, называют …………….

Горные породы, которые легко растворяются водой, называют …………….

Слой в котором, в котором будет накапливаться вода будет называться – ……………..

…………………. - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.

…………………… — воды, которые находятся между двумя водоупорными слоями.



Задание 2.Назовите по каким признакам отличаются подземные воды?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ




Пресные



Холодные



Питьевая




Задание 3.Найдите соответствие. 
1. Водоупорные породы.                               А. Вода, находящаяся в земной норе.                                                      

2. Грунтовые воды.                                        Б. Горные породы, пропускающие воду. 
3. Артезианские воды.                                   В. Горные породы, не пропускающие воду. 
4. Подземные воды.                                        Г. Слой, насыщенный водой. 
5. Родник                                                    Д. Вода в верхнем водоносно слое. 
6. Минеральные воды.                                   Е. Вода между двумя водоупорными пластами. 
7. Водопроницаемые                                     Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность. 
8. Межпластовые воды.                                З. Подземные воды, насыщенны газами, 
9. Водоносный слой.                                     И. Самофонтанирующиеподземны воды. 


1

2

3

4

5

6

7

8

9















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Подземные воды", 6 класс

Автор: Седельникова Наталья Сергеевна

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка урока географии для 8 класса по теме "Богатство внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-8-klassa-po-tiemie-boghatstvo-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "185860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426247112"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разработка урока по познанию мира на тему "Вода в природе""
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka_uroka_po_poznaniiu_mira_na_tiemu_voda_v_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "360282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479529279"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка урока по биологии в 7-м классе  на тему «Путешествие в мир Хордовых» "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-biologhii-v-7-m-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-mir-khordovykh"
    ["file_id"] => string(6) "130458"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900489"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства