3. Определение темы, постановка целей и задач | Сообщение темы и цели урока: (демонстрируется модель фонтана, даётся загадка, ответ на которую подводит к определению темы урока). Попробуйте по следующим строчкам определить, о каких водах пойдет речь на уроке сегодня? В тени деревьев серебрится Вода лесного родника. И люди едут насладиться Его водой издалека. Дороже злата им и хлеба Кристально чистая вода. Энергию земли и неба Родник пронес нам сквозь года. Скажите, как называется такая вода? Какая тема урока? Что про подземные воды можно узнать? Значит, с чем нам сегодня на уроке предстоит познакомиться? | С помощью наводящих вопросов и наблюдением за фонтаном, анализируют ситуацию и самостоятельно формулируют тему занятия, цели урока. Подземные воды. (Учащиеся записывают тему урока) Выдвигают предположения, формулируют цель. | Регулятивные: - целеполагание , как постановка учебной задачи, - планирование. Познавательные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Беседа по наводящим вопросам, проблемный диалог. |
4. Изучение нового материала. | Формулировка задания на урок: Перед вами карточки с ключевыми терминами, которые нам предстоит сегодня на уроке изучить. Ваша задача – в течении урока выбирать соответствующие понятия и формулировать их определения. Вопрос: Сформулируйте определение понятия «подземные воды». Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. - А как она туда проникла? - Какие условия необходимы для образования подземных вод? Организует работу в группах, контролирует выполнение работы. Проведем небольшой опыт. - Перед нами три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий -Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть? Наливаем одновременно во все воронки воду. Подводит обучающихся к выводу о водопроницаемости горных пород. - Что мы наблюдаем? Ищем понятия на карточках, соответствующие проделанному опыту. - Дайте им определения. Используя материал параграфа, составьте в тетради схему: -С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные породы. - От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? - Какой вывод мы можем сделать? Организует взаимопроверку в парах. Проверьте друг у друга, как вы составили схему. Те, чьи ответы совпали, пожмите руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше. Проблемный диалог: До каких пор вода с поверхности через водопроницаемые породы? просачивается Что с ней происходит дальше? Напоминает учащимся о том, что -в земной коре будут встречаться места, где вода будет просачиваться через водопроницаемый слой и места, где вода будет накапливаться над водоупорным слоем. Таким образом, водопроницаемы и водоупорные слои чередуются. -Что получится в результате такого чередования? В зависимости от положения водоносных слоев подземные воды будут различаться. Ищем соответствующие понятия и даем им формулировку. Организация самостоятельной частично поисковой деятельности в группах: Найдите в учебнике определение грунтовых вод и межпластовых и на основе уже приобретенных знаний составьте на столах схему залегания подземных вод. Проблемный вопрос: Могут ли грунтовые воды выходить на поверхность Земли? В каком виде? Объявляет «Страничку деда-краеведа». Проблемный вопрос: Могут ли межпластовые воды выходить на поверхность земли? В каком виде? Проведем опыт: вернемся к модели фонтана. Понаблюдайте и подумайте, каким образом вода в нем может фонтанировать? - Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Организует исследовательскую деятельность учащихся. Опыт: Определение свойств, характеризующие подземные воды. 1 группа определяет воды по степени минерализации на вкус (пресные, соленые) Проблемный вопрос: почему одни воды бывают пресные, а другие соленые? 2 группа определяет по температуре – холодные и термальные (темп. 20 градусов и выше). Проблемный вопрос: почему одни воды бывают холодными, а другие теплыми? 3 группа определяет по степени качества – питьевая и техническая. Проблемный вопрос: почему воды различаются по качеству? - Проверка ответов по слайду. Проблемный вопрос: Можно ли использовать свойства подземных вод в хозяйственной деятельности человека? Как? Организует работу в группах: из предложенных вариантов выберите использование подземных вод только те, которые соответствуют свойствам, определенным вашей группой: 1 группа – по степени минерализации – минеральные лечебные воды, источник питьевой воды. Объявляет «Страничку деда-краеведа» и предлагает исследовование залегания питьевых и минеральных вод Челябинской области: Изучив надписи на этикетках некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой, мы определим месторождения и производство следующих вод. 2 группа – по температуре – для обогрева жилья, в отдельных случаях и получения электроэнергии, в лечебных целях; 3 группа - По степени качества: источник питьевой воды, орошение, для работы промышленных предприятий. Показывает видеоролик «Пещера Сугомак» Вопрос: Что вы видите на представленном видео? Выберите из предложенных понятий те, которые соответствуют теме ролика. Много пещер встречается в Уральских горах. Например, пещера Сугомак. Объявляет «Страничку деда-краеведа». Проблемный вопрос: Мы часто говорим о загрязнении поверхностных вод, а могут ли загрязнятся подземные воды, ведь они залегают глубоко под землей? Побуждает к высказыванию своего мнения. | В течение урока работают с определениями. Формулируют и озвучивают определение, высказывают свои предположения: -Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. - просочилась вглубь земли из атмосферных осадков -Способность горных пород пропускать воду. Проводят исследование. Делают выводы. Глина воду не пропускает, а песок и щебенка пропускают, то есть существуют горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживаю. Работают с понятиями. - водопроницаемые горные породы - водонепроницаемые или водоупорные горные породы. Используя материал учебника, самостоятельно заполняют схему в тетради. - от количества и размеров трещин и пор: чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды. Осуществляют взаимопроверку в парах. - пока не встретит на пути водоупорные слои. - она задерживается, постепенно заполняя поры или трещины водопроницаемых пород. Пласты, насыщенные водой, образуют водоносные слои. Работают с терминами: - грунтовые и межпластовые. Находят в тексте понятия, обсуждают, выявляют закономерности, составляют схему. Высказывают свои предположения. 1 группа выступает с сообщением по теме «Родники Кыштыма». Проводят опыт. Высказывают свои предположения. Проведение опыта, определение свойств подземных вод, формулировка выводов. Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление. Артезианские воды – самоизливающиеся подземные воды. - гейзеры Коллективная проверка результатов исследование свойств подземных вод. Высказывают предположения. Изучают этикетки некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой и называют районы залегания и производства вод. 2 группа выступает с сообщением по теме «Термальные источники на карте мира». Просмотр видеоролика, обосновывают свои предположения. Работа с понятиями. - пещера - карст - сталактиты - сталагмиты 3 группа выступает с сообщением по теме «Пещера Сугомак». Определяют причины загрязнения подземных вод и возможные пути их решения. | 1) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение; - построение логической цепи рассуждения. 3) Регулятивные Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Работа с определением. Проблемный диалог. Исследование, наблюдение Групповая работа. Эвристическая беседа Представление материала в таблице Проблемный диалог Самостоятельная работа с учебником, построение структурно-логической схемы «Залегание подземных вод» Сообщение Проблемный диалог. Исследование Проблемный диалог Исследование |