Разработка урока по познанию мира на тему "Вода в природе"
Разработка урока по познанию мира на тему "Вода в природе"
Урок-игра «Поле Чудес» по познанию мира в 4 классе
Тема: Вода в природе.
Цели:
1 Закрепить знания уч-ся по теме «Вода».
2 Развивать речь уч-ся, мышление, память.
3 Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, ее охране.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: наглядность, ТСО.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Начало эксперимента «Капля за каплей».
1 Орг.момент. Психологический настрой. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, вам приходилось бывать на «Поле Чудес»? Сегодня у вас есть такая возможность. Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Играя, мы с вами закрепим полученные знания по теме «Вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить.
- Да, действительно, без воды нам не прожить. Недаром говорят: «Где вода, там жизнь», «Вода не мутит ума», «Где вода, там цветущая земля».
Сообщение правил игры.
2 Игра.
Играет первая тройка игроков.
Задание:
-Как называется скопление воды в естественной или искусственной впадине? (ВОДОЁМ)
Вопросы участникам во время игры:
- О каком состоянии воды говорилось в загадке? Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- При какой температуре вода превращается в лед? Во что капли превращаются зимой?
- Назовите свойства воды (прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, растворитель, текучая).
- Как на земном шаре появилась вода? Где зародились первые живые организмы?
-Какую часть поверхности земного шара покрывает вода? (2/3)
-На сколько тело человека состоит из воды? (2/3)
-Расскажите о круговороте воды в природе.
-Загадка. Шёл долговяз, в землю увяз (дождь).
-Как образуются искусственные озера? Назовите самое крупное озеро (Каспийское).
-Что можете сказать про озеро Балхаш? Арал?
Играет вторая тройка игроков.
- Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. «Вода дороже золота»,- утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете»,- писал о воде Антуан де Сент- Экзюпери.
Задание:
Место, где на поверхность выходят подземные воды (РОДНИК)
Вопросы участникам во время игры:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
- Почему воду называют путешественницей?
-Расскажите о том, как человек использует воду для своих нужд.
-Нужно ли экономно расходовать воду? Зачем, она ведь итак покрывает большую часть земного шара?
- Расскажите о бережном отношении к воде в вашей семье.
-Сколько на земном шаре океанов?
-Почему воду из морей и океанов нельзя пить?
-Где содержится пресная вода? (в реках, озерах, подземные )
-Как добывают подземную воду?
-Как образуются реки? (чаще всего родник является истоком реки)
-Какие крупные реки Казахстана можете назвать и показать на карте? (Или, Каратал, Иртыш)
Играет третья тройка игроков.
- Воды на Земле и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше. Где находятся запасы пресной воды? (в полярных льдах, реках, подземных водах).
Задание:
-Основной источник подземных вод (ОСАДКИ)
Вопросы участникам во время игры:
-Почему вода из одного состояния переходит в другое? (Находится в непрерывном круговороте).
-Как образуются облака? (невидимый водяной пар, поднимаясь до холодных слоев атмосферы, сгущается и образует облака).
-Какие бывают облака? Чем они отличаются? (Кучевые- дают много осадков, слоистые- невысоко над землей дают продолжительные осадки, перистые- из прозрачных кристалликов льда, осадков не дают).
-Как испаряется вода? (Через листья растений, выходит на поверхность в виде родников)
Финальная игра.
Задание:
-Выходы минеральных вод на поверхность земли (АРАСАНЫ)
Вопросы участникам во время игры:
-Как образуются минеральные воды? (проникая в почву, вода растворяет различные соли, минеральные вещества горных пород и насыщается газами).
-Для чего используются мин.воды? (лечебная вода помогает человеку избавиться от многих болезней).
-Может ли вода в подземных источниках быть горячей? Как называются такие воды?(да, термальные)
-Как называется знаменитый курорт в Казахстане? (Сарыагаш).
-Назовите источники мин.воды в Казахстане (Алмаарасан, Барлыкарасан, Капаларасан, Жаркентарасан).
-Что можете сказать об источниках загрязнения водоемов в природе?
Игра со зрителями.
-Как называется вода, находящаяся под давлением между двумя согнутыми в дугу водоупорными слоями? (АРТЕЗИАНСКАЯ. Если на этом месте вырыть колодец, то вода под давлением станет бить фонтаном вверх).
Супер- игра
В легкорастворимых породах всегда очень много трещин, узких щелей. Со временем вода превращает их в туннели. А порой породы обрушиваются и образуют пустоты- пещеры. В недрах земли таких пещер много. В больших пещерах текут подземные реки, шумят подземные водопады. В подземных озерах плавают странные рыбы- бесцветные и безглазые. Ведь они всегда живут в темноте. А в темных закоулках висят вниз головой летучие мыши.
Задание:
-Как называют людей, которые изучают пещеры? (СПЕЛЕОЛОГИ)
3 ОБЖ. Может ли вода быть опасной? (наводнение, купание в реке, простуда)
4 Видеоматериал. (Охрана воды)
5 Итог урока. Завершение эксперимента «Капля за каплей»
- Какой вывод можно сделать?
-Ребята, вам понравился урок? Какие трудности вы испытали, а что вам показалось легким? Что нового вы узнали?
6 Оценивание уч-ся.
7 Домашнее задание:
Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка- чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети- чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку.
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(показать картинки).
Написать продолжение сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по познанию мира на тему "Вода в природе"»
Сведения об авторе
Пинтусова
Наталья Хамидовна
Должностьучитель начальных классов
Место работыВКО, Шемонаихинский район, КГУ «Красношемонаихинская основная средняя школа»
Контактный телефон 8 771 4500018
Служебный адрессело Красная Шемонаиха, ул. Новосельская, 12,
тел. 9-81-86.
Урок-игра «Поле Чудес» по познанию мира в 4 классе
Тема: Вода в природе.
Цели:
1 Закрепить знания уч-ся по теме «Вода».
2 Развивать речь уч-ся, мышление, память.
3 Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, ее охране.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: наглядность, ТСО.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Начало эксперимента «Капля за каплей».
1 Орг.момент. Психологический настрой. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, вам приходилось бывать на «Поле Чудес»? Сегодня у вас есть такая возможность. Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Играя, мы с вами закрепим полученные знания по теме «Вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить.
- Да, действительно, без воды нам не прожить. Недаром говорят: «Где вода, там жизнь», «Вода не мутит ума», «Где вода, там цветущая земля».
Сообщение правил игры.
2 Игра.
Играет первая тройка игроков.
Задание:
-Как называется скопление воды в естественной или искусственной впадине? (ВОДОЁМ)
Вопросы участникам во время игры:
- О каком состоянии воды говорилось в загадке? Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- При какой температуре вода превращается в лед? Во что капли превращаются зимой?
- Назовите свойства воды (прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, растворитель, текучая).
- Как на земном шаре появилась вода? Где зародились первые живые организмы?
-Какую часть поверхности земного шара покрывает вода? (2/3)
-На сколько тело человека состоит из воды? (2/3)
-Расскажите о круговороте воды в природе.
-Загадка. Шёл долговяз, в землю увяз (дождь).
-Как образуются искусственные озера? Назовите самое крупное озеро (Каспийское).
-Что можете сказать про озеро Балхаш? Арал?
Играет вторая тройка игроков.
- Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. «Вода дороже золота»,- утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете»,- писал о воде Антуан де Сент- Экзюпери.
Задание:
Место, где на поверхность выходят подземные воды (РОДНИК)
Вопросы участникам во время игры:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
- Почему воду называют путешественницей?
-Расскажите о том, как человек использует воду для своих нужд.
-Нужно ли экономно расходовать воду? Зачем, она ведь итак покрывает большую часть земного шара?
- Расскажите о бережном отношении к воде в вашей семье.
-Сколько на земном шаре океанов?
-Почему воду из морей и океанов нельзя пить?
-Где содержится пресная вода? (в реках, озерах, подземные )
-Как добывают подземную воду?
-Как образуются реки? (чаще всего родник является истоком реки)
-Какие крупные реки Казахстана можете назвать и показать на карте? (Или, Каратал, Иртыш)
Играет третья тройка игроков.
- Воды на Земле и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше. Где находятся запасы пресной воды? (в полярных льдах, реках, подземных водах).
Задание:
-Основной источник подземных вод (ОСАДКИ)
Вопросы участникам во время игры:
-Почему вода из одного состояния переходит в другое? (Находится в непрерывном круговороте).
-Как образуются облака? (невидимый водяной пар , поднимаясь до холодных слоев атмосферы, сгущается и образует облака).
-Какие бывают облака? Чем они отличаются? (Кучевые- дают много осадков, слоистые- невысоко над землей дают продолжительные осадки, перистые- из прозрачных кристалликов льда, осадков не дают).
-Как испаряется вода? (Через листья растений, выходит на поверхность в виде родников)
Финальная игра.
Задание:
-Выходы минеральных вод на поверхность земли (АРАСАНЫ)
Вопросы участникам во время игры:
-Как образуются минеральные воды? (проникая в почву, вода растворяет различные соли, минеральные вещества горных пород и насыщается газами).
-Для чего используются мин.воды? (лечебная вода помогает человеку избавиться от многих болезней).
-Может ли вода в подземных источниках быть горячей? Как называются такие воды?(да, термальные)
-Как называется знаменитый курорт в Казахстане? (Сарыагаш).
-Назовите источники мин.воды в Казахстане (Алмаарасан, Барлыкарасан, Капаларасан, Жаркентарасан).
-Что можете сказать об источниках загрязнения водоемов в природе?
Игра со зрителями.
-Как называется вода, находящаяся под давлением между двумя согнутыми в дугу водоупорными слоями? (АРТЕЗИАНСКАЯ. Если на этом месте вырыть колодец, то вода под давлением станет бить фонтаном вверх).
Супер- игра
В легкорастворимых породах всегда очень много трещин, узких щелей. Со временем вода превращает их в туннели. А порой породы обрушиваются и образуют пустоты- пещеры. В недрах земли таких пещер много. В больших пещерах текут подземные реки, шумят подземные водопады. В подземных озерах плавают странные рыбы- бесцветные и безглазые. Ведь они всегда живут в темноте. А в темных закоулках висят вниз головой летучие мыши.
Задание:
-Как называют людей, которые изучают пещеры? (СПЕЛЕОЛОГИ)
3 ОБЖ. Может ли вода быть опасной? (наводнение, купание в реке, простуда)
4 Видеоматериал. (Охрана воды)
5 Итог урока. Завершение эксперимента «Капля за каплей»
- Какой вывод можно сделать?
-Ребята, вам понравился урок? Какие трудности вы испытали, а что вам показалось легким? Что нового вы узнали?
6 Оценивание уч-ся.
7 Домашнее задание:
Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка- чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети- чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку.
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(показать картинки).