Разработка урока по географии на тему "Температура воздуха"
Разработка урока по географии на тему "Температура воздуха"
Тема: «Температура воздуха»
Цели и задачи урока
Интегрирующая цель:
2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных и годовых колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.
3) Сформировать знания о своем крае.
Умения и навыки:
1) совершенствовать навык наблюдения за погодой, умение делать выводы по теме.
2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г.Комсомольске-на-Амуре, научиться проводить анализ, систематизацию представленных данных о состоянии погоды.
Задачи
На основании данных собственных наблюдений построить графики суточного хода температуры воздуха, месячного хода среднесуточной температуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии на тему "Температура воздуха"»
Тема: «Температура воздуха»
Цели и задачи урока
Интегрирующая цель:
2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных и годовых колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.
3) Сформировать знания о своем крае.
Умения и навыки:
1) совершенствовать навык наблюдения за погодой, умение делать выводы по теме.
2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г.Комсомольске-на-Амуре, научиться проводить анализ, систематизацию представленных данных о состоянии погоды.
Задачи
На основании данных собственных наблюдений построить графики суточного хода температуры воздуха, месячного хода среднесуточной температуры.
Температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, годовая, максимальная, минимальная, изотерма.
Формы проведения урока
1) Беседа.
2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.
3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода суточных и годовых температур в нашем городе.
Практические задания
Построение графика суточного хода температуры воздуха за любые три дня наблюдений по дневнику погоды. Определение амплитуды колебания температуры воздуха и среднесуточной, среднемесячной температуры воздуха.
Результаты урока
Знания о суточных и годовых колебания температуры воздуха, умения вычислять амплитуду колебания температуры воздуха, среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.
Выход на тему урока через опережающее домашнее задание.
Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по атмосфере Земли. На прошлом занятии мы побывали на метеорологической станции. И так как же осуществляется изучение атмосферы Земли.
о результатах нашей экскурсии нам расскажет в своем проекте Кучеркова Дарья.. (проект (3 минуты) суть проекта рассказать, когда впервые начались в нашей стране метеорологические наблюдения их значение, что представляет собой станция, какие приборы мы видели, устройство и работа с термометром)
Выступление учащегося, тема проекта «Изучение атмосферы Земли»
«В настоящее время изучение атмосферы ведется под руководством Всемирной метеорологической организации, в которую входят многие страны мира, в том числе и наша страна. Разработана программа сбора и обработки информации с применением новейших технических средств.
Для наблюдений за атмосферой в разных природных условиях на поверхности Земли размещены тысячи наземных метеорологических станций. Мы побывали на такой станции в нашем населенном пункте.
Несколько раз в сутки, в строго установленные часы одновременно снимают показатели нескольких приборов, определяют направление и скорость ветра, облачность. Все сведения записывают специальный журнал наблюдений.
Вот такие приборы…, мы видели, как термометр, флюгарка (для измерения направления и силы ветра), осадкометр определяют количество осадков), чашечно-ртутный барометр, прибор для измерения высоты облаков, состояние облачности определяют визуально. Метеорологическая будка располагается на высоте 2 метра от поверхности земли.
Эти сведения необходимы для нормальной организации полетов. Кроме того, передают эту информацию в центральный гидрометеорологический центр.
В труднодоступных районах действуют автоматические станции, в океанах станции установлены на плавучих платформах.
Состояние толщи атмосферы изучают с помощью радиозондов, спутников и ракет. Полученные сведения имеют огромное значение, так как от состояния воздушной оболочки и происходящих в ней явлениях зависит здоровье людей, их хозяйственная деятельность, особенно в сельском хозяйстве, судоходстве , авиации, строительстве»
- Ребята, как называют прибор для измерения температуры воздуха ?
(термометр)
Проблемная ситуация.
Представьте себе, вы сидите в комнате и читаете книгу. Вам прохладно. Но вот дверь открывается – и входит брат. Он возвратился с катка.
«У нас жарко», говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, надо посмотреть на термометр. Он показывает +20 градусов по Цельсию, значит в комнате нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на коньках.
ПРОЕКТ «ТЕРМОМЕТР» Сидорук Ксения.
«Данные о температуре воздуха в течение суток получают с прибора, который мы видели на метеорологической станции, это прибор термометр.
Термометр представляет собой сосуд со шкалой внутри, на шкале нанесены деления, по которым определяют температуру воздуха.
Наиболее точные сведения о температуре воздуха получают на метеорологических станциях, проводят измерения в течение суток несколько раз.
Температура наблюдается по прибору расположенному в метеорологической будке, на высоте 2 метра, такая высота необходима, чтобы прибор не нагревался от земной поверхности.
Метеозонд- наблюдения за температурой проводятся не только у земной поверхности , но и высоких слоях атмосферы. Для этого используют специальные датчики, приборы, устроенные сложнее чем ртутные, их устанавливают на метеозондах, самолетах, метоспутниках.
С помощью радиосигнала это информация передается на Землю, а затем анализируется учеными».
Пояснение учителя
- Действие прибора основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься (необходимо аккуратно обращаться с ртутным термометром)
Проблемный вопрос:
Можно ли термометр устанавливать на солнцепеке? За окном на солнечной стороне?
И так, это прибор позволяет определить одно важнейших свойств воздуха – температуру. Речь, о которой и пойдет на нашем сегодняшнем уроке.
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока «Температура воздуха».
Таблица ЗХУ.
- А теперь, исходя из темы урока давайте определим цели и задачи урока:
Как часто своей жизни вы слышали и употребляли это слово, в каких жизненных ситуациях?
Люди, каких профессий следят за температурой воздуха?
Что мы нового для себя сегодня узнаем по этому вопросу, прочтите рубрику в учебнике «Вы узнаете».
Как нагревается воздух атмосферы?
Какие факторы влияют на температуру воздуха?
В конце нашего урока мы ответим на эти вопросы.
Почему нельзя измерять температуру под прямыми солнечными лучами, на солнце?
И так, с каким важным свойством воздуха тропосферы мы сегодня познакомимся на нашем уроке? (Температурой воздуха)
- Что является источником тепла и света в нашей Солнечной системе?
(единственная звезда, способная излучать собственный свет и энергию, это Солнце)
Солнце распространяет вокруг себя солнечные лучи света и тепла, вместе называемые – солнечной радиацией ( в тетрадь)
Представьте, что вы солнечный лучик, которому предстоит преодолеть атмосферу Земли, что с вами произойдет в нашей атмосфере?
Демонстрация видеофильма (Солнечные лучи проходят сквозь атмосферу)
что происходит в атмосфере с солнечными лучами? https://www.youtube.com/watch?v=L5rUCgyrNqs
Солнечные лучи, проходя через атмосферу, попадают на поверхность Земли и нагревают её. Эти и объясняется характерная особенность тропосферы –
Понижение температуры воздуха с высотой, ведь воздух нагревается от поверхности Земли.
И так, от нагрева земной поверхности зависит температура воздуха.
Чем больше нагревается поверхность суши или воды солнечными лучами, тем выше становиться температура воздуха. Когда земная поверхность остывает, температура воздуха падает.
Температура один из важнейших показателей погоды и климата.
Наблюдение за температурой воздуха показывают существование суточных и годовых её колебаний. Давайте проанализируем температуру воздуха в наших дневниках погоды.
(дневники погоды)
Изменялась температура воздуха в течение суток?
А в течение февраля месяца ?
Действительно температура меняется в течение суток , месяца и года, вот об этом сегодня пойдет речь и причинах обуславливающих эти закономерности.
Суточный ход температуры воздуха.
Мы с вами установили по дневнику погоды, что температура воздуха в течение суток не остается постоянной. Схемы которые отражают суточные и годовые изменения температуры воздуха называют графиками, по вертикальной оси такого графика откладывают время суток или месяц, временной интервал измерения, а по вертикальной показатели температуры воздуха в градусах по Цельсию. Кривая … показывает ход температуры воздуха.
Анализ графика суточного хода температуры воздуха.(график нарисованный)
когда температура воздуха повышается? (как правило днем )
когда Т падает? ( к вечеру понижается, ночью падает – самое холодное время суток)
И так, такое изменение температуры воздуха в течение суток называют суточным ходом температуры воздуха.
А почему температура воздуха изменяется в течение суток ?
( действительно меняется высота солнца (только с широтой), но в течение суток над горизонтом, поэтому меняется приток солнечных лучей в течение дня, нагревающий земную поверхность).
Установите по графику, когда наблюдаются максимальные и минимальные значения температуры в течение суток.
Мак значения отмечаются в 13-14 дня = ( +21 гр.)
Мин. Значения самые низкие показатели в 4-5 утра = (+12гр.)
Это один главных показателей погоды. Давайте разберемся подробнее в этих закономерностях.
Когда солнце бывает наиболее высоко над горизонтом, тогда отмечают астрономический полдень? (12 часов дня)
Почему не в полдень 12 часов?
(на графиках видно, что в любое время года наблюдается суточный ход температуры воздуха и сохраняются эти закономерности, причина в том, что сначала должна нагреться почва, поверхность Земли, а уже потом от неё воздух нагревается, значит, требуется ннн… время для нагрева воздуха)
Зная суточный ход температуры можно рассчитать среднюю температуру воздуха за сутки и вычислить амплитуду воздуха.
Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года годовой амплитудой (в тетрадь)
На амплитуду годовых колебаний влияет ряд факторов:
1)характер подстилающей поверхности- над океанами и морями А=1-2 градуса, над степями и пустынями 15- 20 градусов.
2)рельеф местности –
Часто растения в долинах погибают вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов гор.
3)облачность - с увеличением облачности суточные амплитуда уменьшается
В умеренных широтах на территории РК самые большие суточные колебания температуры воздуха бывают летом при ясной погоде. Почему?
При пасмурной погоде амплитуда Т воздуха намного меньше. Почему?
Что такое среднеарифметическое в математике?
Для нас это среднеарифметическое наибольших и наименьших температур за определенный период, сутки, год…)
ГОДОВОЙ ХОД ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА.
И так годовой ход температуры воздуха характеризуется среднемесячными температурами.
Вашему вниманию представлены графики годового хода температуры воздуха, обратите внимание что здесь по горизонтальной оси представлены показатели среднемесячных температур в течение года.
Проведем географические исследования годового хода температуры воздуха ( см. та 5) стр.86 учебника
Рубрика помощник вам в помощь «Помощник»
1. По графику годового хода температур в Павлодаре определите, для какого месяца года характерна минимальная средняя месячная температура, а для какого максимальная
2. Определите эти температуры. Вычислите годовую амплитуду температур.
3. В какие месяцы наблюдается переход средних температур от отрицательных к положительным и наоборот
Сделайте вывод, в какие месяцы отмечается самая высокая и самая низкая температура в течение года
Что такое годовая амплитуда ? ( разница между самой высокой и низкой температурой в течение года)
Годовые амплитуды
В основном зависят:
1) географической широты места (в высоких широтах амплитуда возрастает)
2) следует иметь ввиду, что на одной и той же широте при продвижении в глубь континента годовая амплитуда увеличивается с удаленностью от океана.
Демонстрация синоптической карты
На картах точки с равными температурами соединяют линиями – изотермами. Как правило, показывают изотермы средних температур января и июля.
Практическая работа
Класс делиться на три группы, можно по рядам.
1группа.
Выполняет задание - тетрадь тренажер стр. 65, задания №1,2. . Оформить фрагмент синоптической карты. 1 учащийся выполняет задание у доски демонстрационно.
2 группа
Тетрадь практикум стр. 26. о данным дневника погоды постройте график суточного хода температуры воздуха за любые три дня наблюдений.
Сделайте вывод об изменении температуры воздуха.
3 группа
По данным среднемесячных температур воздуха г. Комсомольска-на-Амуре , постройте график годового хода температуры воздуха.
Сделайте вывод об изменении температуры воздуха в течение года.
Температура воздуха (г.Комсомольск-на-Амуре)
пункт
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Комсомольск
На-амуре
-25,6
-20,3
-10,1
1,5
8,7
15,6
19,9
18,7
12,6
3,0
-10,7
22,0
Подведение результатов работы.
Сегодня в прессе массовой информации мы очень часто слышим словосочетание «Парниковый эффект», а что это такое, и каковы причины и последствия этого явления.
Сделайте выводы по теме урока, отвечая на вопросы:
t – постоянная или изменяющаяся величина?(изменяющаяся)
От каких причин зависит ее изменение?( от угла падения солн лучей, от географической широты, от облачности)
Какая из этих причин самая главная и почему?
Вывод:
1. Температура воздуха в течение суток изменяется не случайно, а закономерно и зависит от поступления солнечной радиации.
2. самые высокие и низкие температуры воздуха не совпадают с самым высоким и низким положением солнца в течение дня и года. ( суточный годовой , ритм температур)
3. Годовой ход температуры воздуха различен на разных широтах и связан с поясами освещенности.
4. Наблюдения за температурой воздуха проводятся как у земной поверхности , так и в более высоких широтах.
Закрепление. Подведем итог урока, учащимся предлагается выполнить тестовую работу, текст которой высвечивается на доске.
ТЕСТ
1. Что такое изотерма?
линия, соединяющая точки одинаковых температур
линия, соединяющая точки одинаковых высот
линия, соединяющая точки одинаковых глубин
2. Что такое годовая амплитуда?
1. разница м/д среднемесячными температурами января и
июля
2. разница между самой высокой и самой низкой
температурами в течение года
3. разница между самой высокой и низкой
среднемесячной температурой в течение года
3. Какую величину показывает термометр ?
1. скорость ветра
2. температуру воздуха
3. величину давления
4. Как изменятся температуры воздуха в течение суток
1. температурная ступень
2. изотерма
3. суточный ход температуры воздуха
Ответы:
1 - 1;
2 - 2;
3 - 2;
4 – 3
- А теперь ребята, прошу заполнить таблицу с графой что я узнал и тем самым мы подведём итог нашего занятия. (учащиеся заполняют таблицу, устно отвечают)
- Наш урок подошел к концу, спасибо за работу на уроке, выставление отметок, слова пожелания. На будущем уроке мы продолжим наше путешествие по воздушной оболочке (атмосфере)
Домашнее задание:
1) Параграф 30, выучить основные определения.
2) страница 87 таблица 6 – построить среднегодовой график, высчитать среднегодовую температуру и годовую амплитудуhttps://www.youtube.com/watch?v=OfTg_As7BZ4
3) Найти информацию о барометре, его устройстве и историю возникновения.