kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Разработка урока географии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 6 класс по уч.Домогацких по теме "Температура воздуха".Второй урок по разделу "Атмосфера".Тип урока-урок изучения нового материала.Содержит элементы практической работы по определению средних температур, и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.А.Ф.МИХАЙЛОВА д.НИКОЛАЕВКА МР УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.КАРМАСАН





























ОТКРЫТЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС ПО ТЕМЕ «ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА»







Провела :

учитель Гарипова Л.Ф.,

высшая квалификационная категория



















Январь 2019 г.



Урок географии

Класс: 6

Тема урока:: Температура воздуха

Образовательно-воспитательные задачи урока:

сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток, сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Тип урока: изучение нового материала

Методы ведения урока: рассказ, беседа, фронтальный опрос, составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, подготовка к практической работе.

Оборудование:

учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И., термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация  « Температура воздуха»

Ход урока

1 Организационный момент – 1 мин.

2.  Актуализация знаний учащихся: устный опрос – 6 мин 
3.  
Изучение новой темы

а) изучение устройства и применения термометра – 5 мин.
б) изучение  зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом – 3 мин.
в) изучение изменения температуры воздуха с высотой – 5 мин
г) изучение зависимости температуры воздуха от географической широты – 4 мин
д) изучение изменения температуры воздуха по времени – 3 мин
е) определение амплитуды колебания температуры воздуха – 3 мин.
ж) определение средних температур – 6 мин.

4.  Заключение и оценка знаний – 4 мин.
5.  
Домашнее задание – 5 мин.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

Устный опрос:

- Ребята, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
( Мы начали изучать тему « Атмосфера»)
- А что мы называем атмосферой? Слайд №1
( Атмосфера – это газообразная оболочка Земли)
- Из чего состоит атмосфера?
( Атмосфера состоит из смеси газов, водяного пара, примесей)
- Какие газы составляют атмосферу?
( Атмосферу составляет азот- 78%, кислород – 21%, инертные газы – 1%, углекислый газ – 0,03% и прочие)
- А кто впервые обнаружил, что атмосферный воздух это смесь газов?
( Французский ученый Лавуазье)
- Какие небесные тела тоже имеют атмосферу?
( Марс, Венера – много углекислоты, гелия. Юпитер – метан, углеводороды)
- Из каких слоев состоит атмосфера? Слайд №5
( Атмосфера состоит из слоев: тропосферы, стратосферы, ионосферы, экзосферы, мезосферы)
- Чем отличаются эти слои?
( Дается характеристика каждого слоя с помощью таблицы, составленной на прошлом уроке)
- Почему атмосферу называют одеждой Земли?
( Потому что атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения. Подобие стекла в парниках: то есть пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла. Защищает от космических частиц – пыли и метеоритов. Также предохраняет от губительного воздействия на живое ультрафиолетовых излучений Солнца).
- Что было бы, если бы атмосфера Земли «улетучилась»?
( Стало бы также безжизненно, как на Луне, царило бы безмолвие, так как звуки без воздуха распространяться не могут)
- Как выглядит атмосфера из космоса? 
( Атмосфера Земли выглядит светло-голубым ореолом, постепенно сливающимся с непроницаемой темнотой межпланетного пространства.)
- В каком слое атмосферы происходят погодные явления?
( В тропосфере)
- Какие явления в тропосфере изучают метеорологи?
( Температуру воздуха, почвы, скорость и направление ветра, облачность, количество и характер осадков, атмосферное давление)
- Откуда произошло название метеорология?
( От греческого слова « метеора», что означает « небесное явление»)
- Есть ли метеостанция в нашем поселке?
( Нет, но ближайшая метеостанция находится в с.Нурлино на НПС)
- Какие приборы используют на метеостанции? Слайд №6
( термометр, анемометр, флюгер, барометр, облакомер и т.д.)

3.Изучение новой темы

Учитель: Ребята, а как вы думаете,о чем мы сеголня будем говорить на уроке.Чтобы ответить на этот вопрос,прочитайте вот это стихотворение(слайд № )

Изучение устройства и применения термометра
- Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?
( С помощью термометра)
- Расскажите, как устроен термометр?  Слайд №8
( Термометр представляет собой капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью: ртутью или спиртом. Капиллярная трубка прикреплена непосредственно к планке, на которую нанесена шкала термометра)
- Ребята, а кто изобрел термометр?
( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году)
- А кто заметил особенности измерения  температуры воздуха на метеостанции? Слайд №7
( На высоте 2 метра в специальной будке. В эту будку легко проникает  воздух, но солнечные лучи не попадают)
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
( Нельзя, потому что термометр, находящийся под прямыми лучами солнца, показывает на сколько градусов нагрелся сам прибор)

Изучение зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом

- Что является источником света и тепла на Земле?
( Источником света и тепла на Земле является Солнце)
- Зависит ли температура воздуха от высоты Солнца над горизонтом? Слайд №4
( Да, чем выше положение Солнца, тем больше тепла получает территория. Солнечные лучи, падая под прямым углом, буквально заливают теплом экваториальные области Земли. Полярным же областям достаются лишь косые солнечные лучи, рассеивающиеся по большой площади и несущие мало тепла)
- Так от чего же нагревается воздух?
( Воздух нагревается от нагретой Солнцем земли)
- Почему так происходит? Сравните температуру оконного стекла и подоконника в солнечный день и сделайте свои выводы.
( Потому что солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли)

Изучение изменения температуры воздуха с высотой

- Ребята, как вы думаете, почему в горах всегда холодно, даже если эти горы находятся в теплых поясах? За бортом самолетов, летящих высоко над землей тоже всегда холодно.
( Потому что с высотой температура воздуха снижается)
- Но температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону. С помощью рис 110 учебника, сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь
( При подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 С на каждом километре подъема). 

Попробуйте решить задачу:
- Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 20С, а высота полета – 3 км?

Ход решения:

Дано:                                                         Решение:
Т -1(на поверх.)   20С                            1) 3*6=18
h- 3 км                                                         2) 20-18=2

Ответ: температура за бортом самолета : 2С

Найти:
Т-2  (за бортом )- ?

Учитель: Ребята,вы,наверное, устали,давайте немного отдохнем.
(физкультминутка)

Изучение изменения температуры в зависимости от географической широты

- От чего зависит количество света и тепла, приходящееся на участок поверхности земного шара? Слайд №
( Это зависит от угла падения солнечных лучей. Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность)
- Какая закономерность при этом прослеживается?
( Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения)

(показать на карте полушарий)

Изучение изменения температуры во времени

- Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости. Слайд №

- Так в какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
( Выше всего после полудня, так как земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают, а солнечных лучей пока нет)
- Объясните, когда может нарушиться правильный суточный ход температуры?
( При неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного ледовитого океана начинается похоладание)
-  Почему зимой холоднее, чем летом?
( Зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом)
- В какое время года день длиннее?
( Летом день длиннее, так как Солнце больше находится над горизонтом)

Обучение приему определения амплитуды колебания температуры воздуха

- Итак, в течение суток мы можем зафиксировать наибольшую и наименьшую температуру воздуха. Разница между ними называется амплитудой колебания температуры воздуха за сутки. 
- С помощью учебника определите значение этого слова?
( В переводе оно означает « величина отклонения»)
- Попробуем вывести формулу:
А = Т мах – Т мин
- Поработаем с раздаточными термометрами. Допустим, максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры?

А = 3 – ( - 6) = 9 С

- Амплитуду также  можно вычислять за неделю, месяц, год. Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:

T max

9

3

-7

T min

5

-3

-1

амплитуда

4

6

6

- Сделаем вывод – разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за какой-то промежуток времени называют амплитудой колебания температуры

Обучение приему определения средних температур

- Для того, чтобы можно было сравнивать температуру воздуха одних суток с температурой других, наблюдатели выводят среднесуточные температуры воздуха.
- Как  рассчитываются средние величины, среднеарифметическое?
( Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество)
- Попробуйте вычислить среднесуточную температуру воздуха за 24 января 2007  года по данным Раевской метеостанции:

21ч

00ч

03ч

06ч

09ч

12ч

15ч

18ч

среднесуточная
температура

-2,8

-4,2

-5,3

-7,3

-9,3

-9,0

-9,5

-13,6

? ( -7,6С)

- А как  можно узнать среднемесячную температуру?
( Сложить среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце)
-  Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как  же вычислить среднегодовую температуру? Слайд №9
( Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12)
- Объясните, почему средняя температура одного и того же месяца на одной и той же территории в один год выше, а в другой год ниже?
( Это зависит от воздушных масс)

4.Заключение и оценка знаний учащихся

- Какую тему сегодня мы изучили?
- Какие новые термины вы узнали?
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

5. Домашнее задание

1. Повторить по учебнику  параграф 16
2. Выполнить задания № 1-5 в учебнике на стр.112
3. Найти рекорды температур:

- Самая высокая температура на Земле? ( В Северной Африке, в районе города Триполи – 58,2С)
- Самая низкая температура на Земле?( На антарктической станции « Восток» --89,2С)
- Самая высокая температура в России? ( В районе города Волгограда 43С)
- Самая низкая температура в России? ( В  Оймяконе в Якутии – 71,2С)

Учитель: Ребята,каково было вам сегодня на уроке?\

Если комфортно,поднимите смайлик на розовом фоне,а если не очень комфортно,то смайлик на желтом фоне.

Спасибо , благодарю за работу на уроке.


Список использованной литературы:

  1. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: метод. пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой « Начальный курс географии. 6 класс» .М.: Дрофа, 2007.

  2. Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2008.

  3. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства, авт.-сост. А.Б.Моргунова.- Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- (Портфель учителя).

  5. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока географии 6 класс

Автор: Гарипова Лена Фавиловна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока географии  в 9 классе на тему «Пространство Урала» "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-9-klassie-na-tiemu-prostranstvo-urala"
    ["file_id"] => string(6) "174465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424140835"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока географии с использованием активных методов обучения."
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_uroka_ghieoghrafii_s_ispol_zovaniiem_aktivnykh_mietodov_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "349553"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476602311"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока географии в 7 классе по теме "Африка" "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-afrika"
    ["file_id"] => string(6) "240195"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444971452"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Разработка урока географии в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "194636"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427799216"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства