формирование понимания особенностей соотношения увлажнения и испаряемости различных территорий страны в зависимости от географического положения понимать причины распределения тепла и влаги на территории России; определять температуры июля и января по климатическим картам; умение использовать географические карты для поиска информации
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностно- личностный компонент урока | Творческий компонент урока (вопросы проблемного и творческого характера) |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1. Организационно - мотивационный этап урока с актуализацией опорных знаний учащихся. |
Какая у нас вчера была погода? Как мы можем узнать, какая погода будет в ближайшее время | Анализ синоптической карты, применение полученных знаний | Работа с синоптической картой, ответы на вопросы онлайн теста, подготовка к ОГЭ, работа у доски и по карточкам | Возможность выразить свои чувства, | Представьте себя на месте ведущей-составьте прогноз погоды по карте. Сможем ли мы помочь Незнайке |
Определение темы урока | Какие элементы климата являются главными? Сформулируйте тему и цель урока | Учащиеся предполагают, что тема урока будет связана с температурой и осадками. Формулируют цели: изучить особенности распределения тепла и влаги по территории России | Развитие коммуникативной компетенции | Какие виды деятельности сильно зависят от Т и осадков? Сможем ли мы помочь Незнайке в выборе жилища и с/х культур на данном этапе урока? |
Формулирование задач урока | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели. Каким образом на климатической карте изображены средние температуры июля и января? Где зарегистрированы самые низкие температуры воздуха? Как изменяется температура с высотой? Какие районы России получают наибольшее количество осадков | Называют задачи: прочитать текст учебника, работать с климатическими картами, выяснить причины изменения температуры и осадков и др. | | |
Создание мотивационной установки. | | Учащиеся высказывают свое мнение. Говорят о том, что им предстоит что-то делать | создание положительного настроя | Помощь Незнайке |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Температура июля | 1 группа изучает раздел «Температуры июля», Где на территории России зафиксирована самая высокая температура? Почему? | Ученики работают с текстом в учебнике стр. 133 и климатической картой и заполняют опорный лист «зависимость средней температуры июля от географического положения пункта. Делают вывод о распределении температур июля и от чего они зависят. | Развитие умения учиться, посильные задания | -связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников |
Температура января | 2 группа работает с разделом «Температуры января», Где на территории России зафиксирована самая низкая температура и почему? Делают вывод о распределении температур января, и чем это определяется. | Ученики работают с текстом в учебнике на стр. 134-135 и с климатической картой заполняют опорный лист «зависимость средней температуры января от географического положения пункта» | | Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели. |
Осадки | 3 группа работая с разделом «Распределение атмосферных осадков» и с климатической картой заполняет опорный лист «Зависимость годового количества осадков от географического положения пункта». Делает вывод о распределении осадков по территории России и их причинах. Где выпадает больше осадков, а где меньше всего? | Выполняют работу в парах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении рисунка, отборе нужного материала, компоновке элементов рисунка |
Минутка релаксации - игра «Незнайка» | Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит | Дети играют | Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности | |
Решение эвристической задачи | Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. | Учащиеся делятся полученной информацией | Развитие коммуникативной компетенции | Для решения проблемы урока предлагается каждой группе поделиться своей информацией с классом |
Обсуждение Промежуточная рефлексия | Учитель задает вопросы: Как распределяли роли в группе? Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? | Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии | Возможность выразить свои чувства, свое мнение | |
Знакомство с новыми понятиями «испаряемость», «Коэффициент увлажнения» | Отношение осадков к испаряемости будет характеризовать степень увлажнения территории. | Вывод, при одинаковом количестве осадков условия увлажнения оказываются принципиально различными | | Скажите , 400 мм осадков это много или мало? Такое количество осадков характерно как для Западно-Сибирской равнины. Но на севере территория переувлажнена, - заболоченность, а на юге - сухие степи – проявление дефицита влаги.. |
3.Этап закрепления |
Закрепление | ОГЭ , задание №3 | | | |
Подведение итогов | Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? Решили ли мы его задачи? Оценивается работа учеников учителем, взаимооценка работы групп, самооценка | Учащиеся отвечают на вопросы | Возможность критически оценивать деятельность друг друга | Возвращаемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Можете на данном этапе помочь Незнайке? |
4.Рефлексивно-оценочный этап |
Рефлексия деятельности | Оцените урок соответствующим цветом | Делают соответствующие действия | Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов, умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Параграф 29, решу ОГЭ №3, 5, 6 | | | |