Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии на тему: "Равнины суши"»
Цели и задачи :
1.Сформировать у учащихся понятие «равнина». Выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования. Установить причины изменения равнин.
2. Продолжить формирование умений работы с физической, контурной картой, развитие умений выделять причинно-следственные связи.
3. Продолжить формирование экологической культуры, развивать любовь к природе, Родине.
Оборудование:
Карта полушарий, России, атласы, контурные карты,
Мультимедийный проектор, слайды равнин.
Ход урока:
1. Организационный этап. Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня мне хочется начать с моих любимых строк:
Сегодня на уроке нам очень пригодится умение пользоваться картой и ее условными обозначениями. Только в этом случае нам удастся пройти через запутанный лабиринт скал, подняться на горную вершину, или оказаться на территории, бескрайней и плоской, как ладонь.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках по теме « Рельеф суши».
3.Актуализация знаний.
(Как вы думаете,ребята,где нам пригодятся полученные знания?)
2. Фронтальная проверка знаний учащихся.
1. Что называется рельефом?
2. Какие формы земной поверхности вы знаете?
(горы и равнины)
3. Какая форма рельефа называется горами?
(горы-обширные участки земной поверхности,приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот более 200метров)
4. Различие гор по высоте?
(в зависимости от абсолютной высоты горы бывают НИЗКИМИ,высотой до 1000 м;СРЕДНИМИ,высотой от 1000 м до 2000 м; ВЫСОКИМИ,высотой более2000 м)
А теперь поиграем. Я буду называть горы, а вы определите, на каком материке они расположены.
Ребята, только что пришло сообщение от жителей другой планеты
Слайд 2
Внимание! Внимание!
Мы, жители планеты Ровшар просим аварийную посадку. Отказали солнечные батареи, просим место для посадки на вашей планете Земля.
Ну как, ребята, поможем? (да)
Ваша задача предложить инопланетянам место для приземления. Какой же должен быть рельеф местности удобный для посадки наших гостей.(равнинный)
Слайд 3
ТЕМА УРОКА: «Равнины суши»
Слайд 4
Цель: Сегодня мы расширим свои знания, полученные на уроках природоведения, выясним, какие равнины бывают по характеру поверхности, по высоте, научимся находить их в атласе и наносить на контурную карту. Поможем инопланетянам узнать, что такое равнины.
Равнина - это географический термин, но поскольку это важная часть русского родного пейзажа, то и в музыкальных и в художественных произведениях, и в поэзии и в прозе встречается описание её красоты, величия и неповторимости.
Посмотрев слайды и прослушав отрывки из стихотворений Майкова, Фета, я надеюсь, вы сами оцените красоту и величие наших равнин, и постарайтесь уловить основные признаки равнин.
Слайд 5(изображение плоской равнины)
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в небеса,
И краями пронзило пространство,
И до звезд протянулась вдали.
Слайд 6 ( изображение холмистой равнины)
В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…
По характеру поверхности выделяются плоские и холмистые равнины. Попытайтесь определить, чем отличается плоская равнина от холмистой.
Слайд 7
По характеру рельефа
Плоские холмистые
Плоской является ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ равнина(найдите ее на картах атласа) – работа с учебником с.58
ВОСТОЧНО – ЕВРОПЕЙСКАЯ равнина – холмистая- работа с учебником с.58
Ребята, кто может дать определение понятия равнина (версии ребят)
А теперь сравним с определением в учебнике.с.57.
Слайд 8
Равнины- это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью
Ребята, мы теперь знаем, что такое равнина, признаки равнин, какие они бывают по характеру поверхности. Но мы все равно не можем еще найти инопланетянам место для приземления, пока не научимся различать высоту равнин на карте.
Откройте учебник на с.58,внимательно посмотрите и скажите, как различаются равнины по высоте
Слайд 9
Различие равнин по высоте
Низменности ВозвышенностиПлоскогорьяВпадины
От 0 до 200мот 200 до 500мболее 500мниже уровня моря
Каким цветом обозначаются разные виды равнин? (низменности - зеленым, возвышенности- желтым, плоскогорья – оранжевым,впадины – ярко-зеленым).ПРИВОДИМ ПРИМЕРЫ и находим на карте
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
ЛУКАШЕВА НИНА подготовила сообщение «Изменение равнин во времени»(с.60)
Слайд 10
Изменение равнин во времени
(действие воды)
(изображение оврага)
Слайд 11
Изменение равнин во времени
(действие ветра)
(Останцы в пустыне)
О ЗНАЧЕНИЕ РАВНИН И ИЗМЕНЕНИИ ИХ ВО ВРЕМЕНИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗ.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАССКАЖЕТ АНДРЕЕВА ВИКТОРИЯ .(с.62)
Слайд 12
(Карьер)
Слайд 13
(Террикон близ угольной шахты)
Ребята, мы можем подсказать нашим гостям, куда им приземлиться?( Восточно-Европейская равнина, Китайская равнина)
Молодцы, ребята!
Слайд14
Восточно-Европейская равнина
Слайд 15
Китайская равнина
Слайд 16
Амазонская низменность
Слайд 17
Западно-Сибирская равнина
Как описывать географическое положение равнин (смотрим таблицу.3 с.62)
4.Закрепление
Работа в группах:
1. Пользуясь физической картой полушарий, назовите равнины, расположенные:
на материке Евразия.
2. Пользуясь физической картой полушарий, назовите равнины, расположенные:
на материке Северная Америка.
3. Пользуясь физической картой полушарий, назовите равнины, расположенные:
на материке Южная Америка.
Всем: а) Пользуясь физической картой России, определите, на какой равнине мы живем? И в какой части?
б) Пользуясь физической картой России, определите, характер поверхности Брянской области
в) Пользуясь физической картой России, назовите равнины, расположенные на территории России.
Задание учащимся:
1.Почему равнины называются по-разному? (имеют разную высоту)
2.А как, называются самые низкие, плоские равнины? (низменности)
3. Назовите самые высокие равнины (плоскогорья).
Слайд 18
Найдите ошибку:
Плоскогорья Аравийское, Среднесибирское, Гвианское расположены на материке Евразия.
Плоскогорья Бразильское, Гвианское, Декан расположены на материке Южная Америка.
3. Плоскогорья Восточно-Африканское, Аравийское, Южно-Африканское расположены на материке Африка.
Сегодня мы еще раз убедились в том, что наша Земля очень красива. Человек побывав на природе получает огромный заряд энергии. Но, к сожалению, качество окружающей среды постоянно ухудшается, а вместе с ним ухудшается и состояние здоровья человека
Слайд 19
Наша планета пока что жива, Смотрю на глобус- шар земной,
Но без защиты погибнет она! И вдруг вздохнул он, как живой;
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым, И шепчут мне материки:
Не вырубайте березы и клены! - Ты береги нас, береги!
5.Рефлексия
(Понравился ли урок? Каждый высказывает свое мнение)