Конспект открытого урока географии
по теме: «Гидросфера. Воды суши».
Ф.И.О.: Офицерова Ирина Васильевна
Место работы: МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ»
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 6 класс
Тема урока: «Гидросфера. Вода на Земле».
Базовый учебник: «География. Начальный курс» 6 класс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П.Дронова Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2010. Дидактическая цель урока: продолжить формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений.
Задачи:
- обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности в парах по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.
- развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;
- воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.
9. Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.
Предметные:
знать значение воды в природе;
знать состав гидросферы;
умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);
знать три состояния воды;
умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;
определить условия перехода воды из одного состояния в другое;
объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;
определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.
Межпредметные:
Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).
Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс.
Ход урока:
Процессуально – содержательный этап:
Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.
Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)
Оболочки Земли
Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера
(слайд)1
Учитель: - Какую из них вы изучили? (литосфера)
Сегодня будем изучать другую оболочку Земли. А какую, нам поможет ребус (слайд)2
Учитель: Правильно. Слайд 3 Гидросфера.
Что такое гидросфера?
ДЕТИ: гидросфера – это водная оболочка Земли.
Скажите, можем ли мы за один урок познакомиться с этой оболочкой Земли? Почему?
Да, за один урок нам не справиться, поэтому на этот раздел мы отведем несколько уроков, а что же мы будем изучать сегодня, узнаем с помощью загадок.
Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град) (слайд)5
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман) (слайд)6
Я вода, да по воде и плаваю. (льдина) (слайд)7
Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать?
Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода) (слайд)8
(слайд все картинки на одном слайде)9
Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?
Правильно. О воде.
Учитель: Таким образом, значит тема нашего урока:
Дети: «Вода на Земле». (Слайд)10 Запишите в тетрадь.
Учитель: Давайте попробуем определить задачи на урок, то есть, что вы должны вспомнить и узнать нового. (Ответы детей)
Состав гидросферы.
Значение воды.
Состояние воды в гидросфере.
Мировой круговорот воды в природе.
(слайд)11
I. Учитель: А из чего же состоит гидросфера?
Попробуйте самостоятельно, используя «Физическую карту полушарий» в атласе и текст учебника (стр. 106), определить части гидросферы и заполнить таблицу. Работать будете в парах. Возьмите на столе карточку под номером - 1. Переверните её: там схема с открытыми окошками, к ним прилагается конверт с понятиями. В течение 2 – 3 минут закрыть схему предложенными понятиями. Работа детей.
Учитель:
Какие части гидросферы выделили?
Что входит в Мировой океан?
(показ по настенной «Физической карте полушарий»)
Что входит в «воды суши»?
Что относим к воде в атмосфере?
СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ
Мировой
океан
Вода
суши
Вода в
атмосфере
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан - болота
Учитель: Давайте проверим, что получилось. (Заслушать одного из ребят)
(слайд)14
II. Учитель: (слайд) 12
Экзюпери говорил так о воде. Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь! А вы согласны с этим высказыванием? Почему?
Кому нужна вода? Для чего нужна вода?
Учитель: (слайд)13
Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой из химических элементов.
Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.
III. Состояние воды
Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.
Что это? (- вода)
В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?
- жидкое
- газообразное
- твёрдое
(слайд)15
Учитель: Где можно наблюдать эти состояния воды?
Учитель:
- Ребята, а может ли пар сразу превратится в лед? Какие явления с этим связаны.
- Конечно ребята, такое возможно. При быстром падении температура воздуха. Пар не успевает превратиться в воду и превращается сразу в лед. В таком случае на ветках деревьев образуется иней, а окна домов и автомобилей раскрашиваются причудливым узором.
Физминутка.
- Ребята, представьте, что вы - молекула воды, как вы себя поведете?
- Хорошо, а теперь - молекула пара?
- Молодцы! А теперь молекула льда?
-Молодцы! Садитесь на место.
IV. Учитель: Человечество ежедневно потребляет 14 000 000 000 000 литров воды . Еще больше нужно воды для поддержания жизни растений и животных. Откуда она постоянно берется???
(Мировой круговорот воды в природе)
Попробуйте самостоятельно составить схему «Мирового круговорота воды», для этого работаете в парах, с карточкой под номером – 2.
укажите стрелками, в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
(слайд) 16
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Облака, образующиеся над океаном, воздушными потоками переносится на сушу. Что происходит потом? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Учитель: откройте учебники на стр. 108 рис. 122. Рассмотрите его внимательно, что вы мне не сказали? (существует 2 круговорота воды в природе: малый и большой)
Учитель: чем они отличаются друг от друга? Слайд17
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
(неисчерпаемым)
А теперь давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей)
Земной шар превратился бы в безжизненную пустыню!!!
Учитель: Есть ли на Земле такое место, где вообще нет воды?
Дети: Нет, такого места нет!!!
Учитель: А существует ли такое живое существо, которое не содержит воды?
Вода повсюду. Она входит в состав любого живого организма. Слайд18-22
Вот видите сколько воды в вас содержится!
5. Давайте вернемся к нашим задачам на урок. Все ли мы успели, все ли задачи выполнили? Слайд23
Подведение итогов
Тест
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Проверка:
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
(Слайд)24
Задание на дом. Параграф 30. Составить рассказ о капельке. (Слайд)25