Самоанализ
открытого урока географии в 7-8 классе-комплекте
учителя географии МОУ «Поросозерская СОШ» п.Гумарино Осиповой Н.А.
Я проводила открытый урок в рамках своей аттестации и отчета над работой по самообразованию (тема по самообразованию – «Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков географии в классах-комплектах»). Учителя были приглашены на урок не только с целью оценить его, но и для того, чтобы увидеть, как учащиеся класса-комплекта могут строить свою учебную деятельность с использованием ИКТ. В своем самоанализе я хочу отразить специфику подготовки и проведения данного урока в классе-комплекте.
Готовя открытый урок, я понимала, что нельзя «выкроить семь шапок из одной овцы». У меня была другая цель – показать хороший рабочий урок с использованием ИКТ в классе-комплекте, поэтому урок мы с учащимися не репетировали, они вообще узнали о том, что урок открытый за день до его проведения.
В 8 классе тема урока звучала так: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа России». Без уроков обобщающего повторения нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала; на данном уроке выделяются наиболее существенные понятия, законы и закономерности, выделяются причинно-следственные связи и отношения между важнейшими географическими явлениями и процессами. В связи с этим я ставлю следующую цель урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о природе России и Карелии;
Задачи, направленные на достижение цели:
- актуализировать знания, умения и навыки учащихся по изучаемой теме;
- формировать у учащихся приемы работы с различными источниками географической информации;
- формировать умение работать самостоятельно и в группе;
- развивать творческий потенциал личности;
- развивать внимание, воображение, логическое мышление, память;
- воспитывать любовь к «малой» родине и России, бережное отношение к природе.
В 7 классе проводился комбинированный урок на тему «Природные зоны Австралии. Особенности органического мира». Цель данного урока:
- создание общего представления у учащихся о своеобразии, неповторимости живой природы Австралии.
Задачи урока:
- формировать у учащихся умение составлять характеристику природных зон материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания и материалов учебника;
- формировать умение производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации;
- формировать умение оценивать влияние географического положения материка и климата на природные зоны;
- сформировать у учащихся знания об особенностях природы Австралии;
- формировать умение работать самостоятельно и в паре;
- развивать внимание, воображение, логическое мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Урок проходил в небольшом классном помещении (4м на 4,5м), поэтому я разместила учащихся и гостей так:
Места для гостей
Стол для уч-ся 7 кл(2 чел)
Учительский стол
Для работы каждому классу необходимо по одному компьютеру. Медиапроектора в школе нет, да и использовать его не уроках в классах-комплектах нецелесообразно, т.к.
1) учащиеся будут отвлекаться на работу другого класса;
2) невозможно использовать проектор двумя классами одновременно.
Учащихся в классах мало (по 2-3 человека), поэтому они вполне могут разместиться у одного компьютера.
При проведении уроков в классах-комплектах необходимо учитывать следующие особенности:
1. Учитель должен спланировать свою работу и работу учащихся так, чтобы оба класса были всегда в работе, а не просиживали просто так, пока учитель работает с другими.
2. Учащиеся большую часть урока должны работать самостоятельно. На данном уроке 8 класс работал 75% времени самостоятельно, а 7 класс – 44%.
3. Учащиеся должны уметь сосредотачиваться на самостоятельной работе, не отвлекаться на работу других. Это очень тяжело, поэтому я постаралась рассадить 7 и 8 классы как можно дальше друг от друга и насколько смогла, снизила передвижение учащихся по классу: учащимся 8 класса не было необходимости вставать со своих мест, чтобы просмотреть материалы на компьютере (за исключением выступающего).
4. Мало используется такая форма, как беседа; причем учащиеся и учитель не должны разговаривать громко.
5. Очень часто учителю приходится перестраивать свою работу во время урока, отвлекаться на другой класс, если кому-то из детей что-то не понятно. Я спланировала работу на уроке так, чтобы можно было работать с одним классом и одновременно контролировать другой. Например, когда учащиеся 7 класса смотрели презентацию о сумчатых, я подходила к учащимся 8 класса, спрашивала, все ли им понятно, есть ли вопросы; когда оба класса работали самостоятельно, я подходила к ребятам, интересовалась ходом работы.
В 8 классе обучаются 3 учащихся. Маша Бакун и Ваня Купрюхин достаточно сильные, активные ученики; Маша берет все усидчивостью, упорством, а Ваня схватывает на лету, но ленится, поэтому очень важно поддерживать у него интерес к предмету. Вова Фалеев, третий ученик, учится слабо (как и по всем предметам), особой тяги к знаниям у него нет, но если заинтересуется темой, то может усвоить ее хорошо. В 7 классе двое учащихся: Логинова Алена- сильная, заинтересованная ученица, и Туулас Вадим- очень слабый, пассивный ученик.
По психологическим особенностям в обучении ребят можно разделить на две группы: Маша, Ваня, Вова, Алена – визуалы, а Вадим – ярко выраженный кинестетик. Для визуалов наглядности на уроке было предостаточно, а вот Вадиму, которому необходимо все потрогать, попробовать на зуб и понюхать, я, к сожалению, кроме аромалампы с маслом акации ничего предложить не смогла.
Сегодня вы увидели, как учащиеся 8 класса отчитывались по творческим заданиям. За четыре дня до урока я попросила учащихся выбрать одно из заданий в рамках обобщения и систематизации знаний по природе Карелии:
«Особенности природы Карелии в стихах карельских поэтов»;
«Письмо другу (родственнику) о достопримечательностях родного края»;
«Разработка туристического маршрута по Карелии»;
«Путешествие из Гумарино в Петрозаводск».
Ученик должен был выбрать любое задание и выполнить его, обязательно используя географические термины и понятия, характеризующие природу Карелии. Работа должна быть представлена в виде презентации или в виде текстового документа, но с обязательным использованием иллюстраций или фотографий.
Маша выбрала задание «Особенности природы Карелии в стихах карельских поэтов»; она взяла в библиотеке 11 имеющихся сборников стихотворений и выбрала отрывки, в которых отражены особенности климата, рельефа, вод, природных богатств, а также удивительная красота нашего северного края. Она оформила презентацию, каждый слайд которой содержит поэтические строки и фотографии, найденные в Интернете.
Ваня «написал» письмо своим родственникам в Калугу, которые никогда не были в Карелии; в письме он описал достопримечательности природы района Гумарино-Янгозеро, особенности рельефа и климата; к письму он «приложил» фотографии (найдены в Интернете).
Вова болел в то время, поэтому творческое задание он не выполнял. Ему прямо на уроке было предложено задание сделать вывод по выступлениям ребят, в котором он должен указать, какие именно географические термины, понятия и явления нашли отражения в работах Маши и Вани.
Над своими заданиями ребята работали самостоятельно, а также на кружке «Основы работы на ПК», где они занимались поиском фотографий в Интернете и вставляли их в свои работы. Конечно, я им помогала, консультировала, но фактически они работали сами.
Логиновой Алене я предложила создать презентацию «Сумчатые животные Австралии». Алена ее разрабатывала на кружке, причем абсолютно без моей помощи. Весь необходимый материал она сама подобрала в Интернете.
Я считаю, что проведенный мною урок соответствует всем критериям современного урока с использованием ИКТ:
Средства ИКТ обеспечивают активную познавательную позицию учащихся.
Готовясь к сегодняшнему уроку, учащиеся самостоятельно осуществляли поиск и обработку информации, выбирали адекватные формы и структуру предоставленной нам информации.
Использование средств ИКТ должно соответствовать образовательным стандартам и программе обучения.
Использование на данном уроке ИКТ соответствует образовательным стандартам и обоснованно, т.к. позволяет представить богатый иллюстративный материал, необходимый именно на этом уроке.
Использование средств ИКТ сопровождается проблемным вопросом, познавательной задачей, творческой и поисковой деятельностью учащихся.
Я думаю, что пояснения от том, как была представлена эта деятельность на уроке, уже не требуются.
Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
Деятельность учащихся не ограничивается работой с учебником; учащиеся с удовольствием работают с электронными учебниками, презентациями, занимаются поиском информации в Интернете. Мне не пришлось упрашивать ребят подготовить задания с использованием ИКТ. Вы все видели, насколько серьезно и творчески они отнеслись к своей работе, результаты говорят сами за себя.
Таким образом, использование ИКТ помогает разнообразить учебный процесс в классе-комплекте, где использование разнообразных современных технологий ограничено спецификой работы в таком классе. «Компьютер – это не роскошь, а средство для продвижения!»- такая поговорка бытует теперь.
Пока 8 класс отчитывался по творческим заданиям, 7 класс работал самостоятельно на карточках. Чаще всего, как и на данном уроке, я провожу проверку домашнего задания в виде самостоятельной работы на карточках, предлагаю тестовые задания. Для тех учащихся, кто раньше справился с заданиями, я даю кроссворды, ребусы, а также задания на сообразительность. Сегодня на уроке я предложила учащимся 7 класса ответить на вопросы карточки, а в качестве дополнительного задания был предложен вопрос на сообразительность: «Почему зимний мировой турнир по теннису проходит именно в Австралии?».
Пока учащиеся обоих классов работали самостоятельно, я успела проверить, как 7 класс справился с проверкой домашнего задания. Алена справилась со всеми заданиями, включая дополнительное (оценка «5»), а Вадим правильно выполнил только одно из четырех заданий, в двух заданиях допустил неточности, а одно из заданий не выполнил вовсе (оценка «3»).
Основными способами учебной деятельности учащихся на данном уроке были самостоятельная работа – практическая работа, проверка домашнего задания, работа с учителем – беседа, работа с электронными материалами.
Учащиеся обучены работать самостоятельно с текстом учебника, картами атласа и другими источниками географической информации. Вы видели на сегодняшнем уроке, что у учащихся не возникало вопросов, где взять ту или иную информацию. Конечно, я им разрешаю консультироваться, помогать друг другу, но при этом важно следить за тем, чтобы помощь не превращалась в «медвежью услугу». У учителя должна быть особая сноровка- всегда держать в поле зрения всех учащихся; это не сложно благодаря малому количеству учащихся.
Очень важно на каждом уроке осуществлять межпредметную связь, устанавливать связь учебного материала с жизнью. На уроках географии связь учебного материала с жизнью очевидна, она осуществляется на каждом уроке. Межпредметные связи сегодня были установлены с историей, литературой, биологией, экологией. Считаю, что на данном уроке была осуществлена и межпредметная координация учебного материала (когда изучение какого-либо учебного материала на одном предмете является серьезной основой, подспорьем в изучении другого предмета): учащимся 7 класса предстоит изучение сумчатых млекопитающих на уроках биологии, и на сегодняшнем уроке они получили достаточно приличный багаж знаний об этих животных.
В качестве закрепления полученных знаний я предложила 7 классу выполнить практическую работу по составлению сравнительной характеристики природных зон и органического мира Африки и Австралии, но, к сожалению, сообщить результаты работы и проанализировать их я смогу только на следующем уроке. Трудностей в выполнении задания у учащихся не должно было возникнуть, т.к. они уже выполняли подобную работу – давали сравнительную характеристику ГП, рельефу и климату Африки и Австралии.
Пока 7 класс выполнял практическую работу, я проверила их карточки с домашним заданием, а с учащимися 8 класса мы вместе проверили выполнение их итоговой работы.
Почему я выбрала именно такую форму работы для 8 класса?
Во-первых, на уроках обобщающего повторения от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов учащиеся переходят к формированию понятий, их категорий и систем, готовятся к усвоению более сложной системы знаний. Заполняя предложенную таблицу, учащиеся еще раз прошлись по основным ведущим понятиям, явлениям, закономерностям изученного раздела.
Во-вторых, составление комплексной характеристики Восточно-Европейской равнины служит «мостиком» к изучению следующего раздела, где учащиеся уже подробно будут знакомиться с крупными ПТК России. И, не смотря на то, что природа равнины ими еще не изучалась, ребята с помощью изученного материала раздела учебника и карт атласа могут дать общую характеристику равнины.
В-третьих, учащиеся 8 класса обладают достаточно хорошим навыком самостоятельной работы; кроме того, ребята усвоили основные понятия и закономерности тем изученного раздела, значит, особых сложностей при выполнении данной работы быть не должно.
В ходе обсуждения материалов таблицы, выявилось, что Маша и Ваня абсолютно верно и полно ответили на все вопросы, но надо отметить, что ребята не всегда грамотно с точки зрения русского языка излагают свои мысли. Вова справился с большей частью работы; он не ответил на вопросы, где нужно было объяснить какое –либо явление или процесс, а также допустил много речевых, пунктуационных и речевых ошибок. В итоге Машу и Ваню я оценила на «5», но указала им на их ошибки; Вову оценила на «3».
Урок оказался очень насыщенным, времени на подведение итогов отведено мало (всего одна минута), но этого достаточно, т.к. учащиеся 8 класса уже знали итоги выполнения своей работы, я еще раз озвучила их оценки, а вот за подготовленные Машей, Ваней и Аленой работы к сегодняшнему уроку, я объявила им благодарность, поставила каждому по «5». Отдельно выделила Вову, который подводил итоги выступлениям ребят; для него справиться даже с такой работой уже прогресс, поэтому я его оценила на «4».
В качестве домашнего задания я предложила учащимся 8 класса ответить на итоговые вопросы по разделу, а 7 классу задала кроме изученного параграфа разгадать филворд и «корректурную пробу». Я стараюсь всегда иметь про запас ряд интересных дополнительных заданий для закрепления изученного материала (кроссворды, ребусы, шарады и др.), если на уроке время поджимает, то я задаю эти задания на дом.
Временные рамки каждого из этапов урока были более или менее соблюдены; в целом урок удалось завершить со звонком, не потеряв ни подведения итогов, ни постановки домашнего задания. Вообще, в классе-комплекте учащиеся приучены к тому, что на выполнение задания им отводится определенное время, и по сигналу учителя они заканчивают свою работу. Считаю, что разработанная мною структура соответствует типу урока и поставленным целям.
В заключение самоанализа проведенного мною урока хочу сказать, что обучать учащихся в классе-комплекте нелегко, ведь эти ученики учатся в разных классах, изучают разные темы, а порой и предметы. Поэтому каждый урок необходимо тщательно продумывать, чтобы он оказался как можно более эффективным для учащихся. Сегодня вы увидели, как можно спланировать и провести урок в классе-комплекте с учетом специфики работы в нем, и как использование ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся на уроке. Мне хочется услышать от вас оценку проведенного урока, какие замечания и предложения есть для меня, а главное, что для себя вы почерпнули сегодня полезного.