Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по географии "Атмосфера, её состав и строение"»
Коммунальное государственное учреждение «средняя школа №11 отдела образования акимата города Тараз»
Открытый урок
Тема: «Атмосфера – её состав и строение»
Класс: 6 «В»
Учитель: Омарбекова С.Б.
город Тараз
2016-2017 учебный год
Разработка открытого урока по географии на тему:
«Атмосфера – её состав и строение».
Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о составе и строении атмосферы; изучить особенности атмосферы как одной из оболочек Земли.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование у учащихся представление об атмосфере как одной из оболочек Земли, определить роль атмосферы в жизни человека и планеты. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающая: Развитие логического мышления и умения лаконично излагать свои суждения, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, самостоятельно добывать знания.
Воспитательная: Воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Патриотическое воспитание.
Тип урока: Комбинированный (повторение пройденного, формирование новых знаний, закрепление новых знаний).
Вид урока: урок-исследование, урок-игра.
Метод: словесно-наглядный.
Наглядности: видеоролик, презентация, физическая карта мира, иллюстрации, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты: Учащиеся узнают о составе и строении атмосферы.
Межпредметные связи: биология, химия
План урока:
Организационный момент (3 мин).
Повторение пройденного (10 мин).
Актуализация нового материала (15 мин).
Закрепление (15 мин).
Подведение итогов и выставление оценок (1 мин).
Домашнее задание (1мин).
Ход урока:
Организационный момент (3 мин).
Приветствие. Обозначение темы и цели урока. Проверка отсутствующих и готовность к уроку, деление на группы, наличие инструментов и позитивного настроя на работу.
Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого основоположника научной педагогики Ян Амос Коменского: «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». Поэтому давайте будем внимательны и принимаем активное участие на уроке.
Поскольку мы являемся гражданами Казахстана, мы участвуем в изменении климата политики нашей страны, поэтому нужно знать какие глобальные изменения происходят в нашей стране. Поэтому мы договорились и разделили класс на две команды: «Экспо-2017» и «Универсиада», а теперь давайте узнаем у капитанов команд, почему они выбрали эти названия и что они означают.
Представитель команды «Экспо-2017»: Это международная глобальная выставка, которая продемонстрирует технологические достижения и интересные проекты, которые используют экологические чистые источники энергии и являются последним словом в области архитектуры. Она будет проходить в 2017 г. в Астане и в ней примут участие около 100 стран мира.
Представитель команды «Универсиада - 2017»: Это всемирные студенческо-молодёжных спортивные соревнования, которая в этом году, впервые среди стран СНГ пройдёт в казахстанском городе Алматы с 29 января по 8 февраля 2017 года. Официальное решение о проведении Универсиады в Алматы было принято на голосовании Международной федерации университетского спорта (FISU) 29 ноября 2011 года, состоявшемся в Брюсселе. Одной из главных целей Универсиады является продвижение спорта как одного из важных элементов образовательной системы. В ней примут участие свыше пяти тысяч студентов из 50 стран.
Учитель: спасибо командам за ваш патриотизм.
Повторение пройденного (10 мин.)
Географический диктант.
Учитель: следующий этап нашего урока, это – повторение. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Для этого проведем небольшой географический диктант, открываем тетради, пишем сегодняшнее число. На доске даны 10 вопросов, ответы записываем в тетрадях.
Учащиеся записывают ответы. Вместе с учителем выполняют проверочную работу.
Рефлексия.
Учитель: следующий этап нашего урока, это – рефлексия, для этого у вас на столах даны специальные инструменты, которые помогут вам в выполнении задания. Вам нужно будет сделать мини-постер и рассказать нам о нём. У команды «Экспо-2017» - Мировой океан, а у команды «Универсиада 2017» - Воды суши. Вам дается 2 минуты, затем капитаны команды выберут того, кто будет защищать свой мини-проект.
Итог: Вода является одним из важнейших веществ на Земле. Воды гидросферы постоянно взаимодействуют с другими оболочками Земли. Она в большом или маленьком количестве входит в состав всего живого. Любой живой организм не может без нее существовать. Человек может прожить без воды 2-3 дня, а без воздуха 1-2 минуты. Все живые организмы дышат воздухом даже из воды. С помощью воздуха протекают все процессы на Земле. Показать опыт. Почему свеча потухла? Предполагаемый ответ: это произошло потому что, воздух внутри банки выгорел, и горение свечи прекратилось. Если нет воздуха, нет и огня.
Мы живем на самом дне воздушного океана. Океан окружает весь земной шар. У него нет берегов, а дно этого океана вся поверхность Земли. Этот океан называется атмосферным воздухом, который мы будем изучать сегодня на уроке.
Новая тема (15 мин).
А для того чтобы проверить как внимательно вы слушаете, каждому индивидуально даны маршрутные листы, которые помогут нам в этом путешествии по этой оболочке Земли.
Итак, мы уже знаем, что атмосфера играет важную роль в жизни нашей планеты. Она предохраняет Землю от сильного нагрева солнечными лучами днем и от переохлаждения ночью. Большая часть метеоритов сгорает в атмосферных слоях, не долетая до поверхности планеты. Атмосфера содержит кислород, необходимый всем организмам для дыхания, а также озоновый слой, защищающий живые организмы от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доля которых является для них губительной.
Записываем в маршрутные листы.
Атмосфера (греч. Atmos – пар и spharia – шар) – воздушная оболочка Земли.
Воздух — смесь различных газов. Среди них основное место занимают азот и кислород. Объем сухого воздуха составляют 78% азота, 21% кислорода. Закрасить диаграмму в маршрутных листах.
Хотя в воздухе азота много, но для жизни более необходим кислород. Человек и животные дышат кислородом. Кислород поддерживает горение. Азот не участвует в дыхании, но он является необходимым веществом и для жизнедеятельности любого растительного организма.
Наиболее важным из других газов является углекислый газ. Он выделяется при дыхании и гниении организмов. Этот процесс называется фотосинтез.
Атмосферные слои. При переходе с одного места в другое и по высоте изменяются состав, температура, плотность и др. свойства атмосферного воздуха. С высотой в атмосфере изменяется температура и состав газов, поэтому она подразделяется на несколько оболочек.
Итак, снова вернемся к маршрутным листам и заполним график.
Самый нижний слой атмосферы – тропосфера. Толщина тропосферы в среднем от 8 до 16 км (над экватором толще, к полюсам тоньше). На ее долю приходится около 80% всей массы воздуха. И водяной пар полностью находится в этом слое. В тропосфере образуются облака, ветер, выпадают осадки, происходит изменение погоды.
Следующий слой – стратосфера. Он находится на высоте от 8-16 до 40-45 км. Здесь сконцентрировано до 20% атмосферной массы и отсутствует водяной пар, поэтому воздух здесь сухой. До некоторой высоты температура здесь низкая, но выше она быстро повышается из-за озонового газа, который поглощает солнечные лучи.
Озоновый слой задерживает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые опасны для живых организмов. Если бы они проникали в большом количестве, то люди погибли бы от раковых болезней, погибли бы также многие полезные бактерии.
Мезосфера – средний слой атмосферы, находящийся на высоте от 40-45 км до 80 км. Здесь плотность воздуха в 200 раз меньше по сравнению с плотностью воздуха на земной поверхности.
Термосфера – слой атмосферы, следующий за мезосферой. Верхняя граница слоя проходит приблизительно по отметке 800 км. Термосфера характеризуется очень высокой температурой. В течение суток температурные колебания составляют сотни градусов и на высотах около 800 км температура может достигнуть +1000°С.
Ионосфера – верхний слой атмосферы, находящийся на высоте от 80 до 800-1000 км. В этом слое формируются полярные сияния и наблюдаются резкие колебания магнитного поля Земли.
Экзосфера – внешняя оболочка атмосферы, берущая начало на высоте 800-1000 км. В этом слое наблюдается движение газовых частиц и их перемещение в космическое пространство.
С древних времен человек всегда увлекался и интересовался космосом. В последние десятилетия для изучения верхних слоев применяются радиозонды, наполненные легким газом и снабженные радиопередатчиками, автоматически передающими показания температуры и давления. Они поднимаются на высоту до 45 км, показывают состояние атмосферы и передают информацию метеорологическим станциям, которые нам предсказывают погоду.
Чтобы лучше запомнить, давайте посмотрим видеоролик.
Закрепление (15 мин).
Задание: «Отгадайте кроссворд». Задание первой группе: капитан команды зачитывает вопросы своей команде. Они поочередно отгадывают слова и в итоге получают заглавное слово (атмосфера).
Задание: «Нарисовать плакат». Задание второй группе. На столе даны готовые шаблоны для плаката, соотнести их в правильном порядке и защитить проект.
Решение задач. Каждой группе даются по одной задаче. Решают на скорость.
Тестовое задание индивидуально каждому ученику. Тест состоит из 5 вопросов, учащимся даны готовые бланки, где они закрашивают правильный ответ (как на ЕНТ).
Подведение итогов и выставление оценок (1 мин).
Выставление и комментирование оценок капитанами команд.
Учитель: Конечно, изучить строение и состав всей атмосферы Земли за один урок невозможно, но думаю, вы многое для себя подчеркнули, более подробно эту оболочку мы будем изучать в 10 классе.
Домашнее задание (1мин).
§ 36 подготовить пересказ, письменно в тетрадях ответить на вопросы после параграфа.