Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по географии в 5 классе по теме «Озёра»»
Разработка открытого урока по географии
5 класс
Тема «Озёра»
суши.
РазделII.Геосферы Земли
Уровеньобразования:основное общее образование
Класс:5 б класс
Цельурока:Сформировать представление об озёрах как водных объектах
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие «озеро», представление об образование озерных котловин.
Развивающие:
Раскрыть значение озер в природе и жизни человека.
Воспитательные:
способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе, о правилах поведения в природе.
Планируемыеобразовательныерезультаты:
Предметныерезультаты:
Учащийсянаучится:
Объяснять существенные признаки понятия «озеро» и использовать его для решения учебных задач; приводитьпримеры различных типов озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин.
Учащийсяполучитвозможностьнаучиться:
Проводить самостоятельный поиск географической информации об озёрах своей местности.
Метапредметные результаты:
Учащийсянаучится:
Устанавливать причинно-следственные связи между количеством растворённых в воде солей и типом озера и делатьвыводы о причинах различной солёности озёр мира.
Учащийсяполучитвозможностьнаучиться:
Выделять главное в тексте об озёрах и вносить данные в схему «Озёра»
Личностные результаты:
Понимание значения озёр для человека и природы
Местоирольурокавизучаемойтеме: Данный урок проводится при изучении темы «Гидросфера» после изучения материла о реках.
Типурока:комбинированный урок
Оборудование:компьютер, проектор, учебник Летягин А.А. География. Начальный курс – М. «Вентана – Граф», 2013, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина, атлас, видеофрагменты, карточки с кроссвордом для тестового опроса.
Методы:словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации, видеофрагмента), практические (составление определения понятия; работа с заданиями в рабочей тетради и картами атласа)
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, оправа зеленая.
Как вы думаете, с каким элементом
гидросферы нам предстоит познакомиться на уроке?
К какой части гидросферы мы отнесём озёра.
Отгадывают загадку. Определяют тему урока: «Озёра»
к водам суши.
Определяют тему урока
Актуализацияполученныхзнаний
Вопросы:
Вспомните с какими водными объектами суши мы с вами познакомились на прошлом уроке.
Давайте вспомним главные особенности рек.
Дайте определения понятиям:
исток устье
речная система водораздел реки пороги
бассейн реки
Назовите реки России, которые относятся:
к бассейну Северного Ледовитого океана
к бассейну Тихого океана
к бассейну Атлантического океана
к бассейну внутреннего стока
3. На левом или правом берегу реки вы
Отвечают на вопросы. Реки
Проявляют интерес к изучаемой теме.
1.Начало реки.
место, где река впадает в другую реку главная река с притоками
линия, которая проходит м\у 2 сос. бассейнами рек.
участки русла реки с бурным течением и выходами твёрдых горных пород. территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.
Обь, Енисей, Лена, Колыма Амур, Пенжина
Нева, Дон Волга, Терек
На левом
Созданиемотивационнойустановки
стоите, если смотрите по направлению течения, а река находится справа от вас?
4. Назовите реку нашей местности. К равнинным или горным рекам она относятся?
Посмотрите на ряд слайдов. Что вы видите на них.
Территория, которую занимают озёра, составляет примерно 2 % всей поверхности Земли.
Распространены они неравномерно: в некоторых районах озёра составляют большие группы (например, Великие озёра в Северной Америке, озера Карелии), в других их мало. Они встречаются на равнинах и высоко в горах, есть в жаркой Африке и в холодной Антарктиде. Есть они на суше, под землей и даже подо льдом.
Какой вывод напрашивается?
Назовите известные вам озёра. На физической карте полушарий (с. 14-15 атласа) найдите крупнейшие озёра на каждом материке
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Сформулируйте цель работы на
Формулируют цель урока: выявить и изучить особенности озёр
Определяют цель урока
Формулированиезадачурока
Посмотрите содержание § 18 (с. 103-104 учебника). Определите основные задачи урока.
Совместно с учителем определяют основные задачи урока:
Составить определение понятия «озеро»
Определить состав озёрных вод
Выявить типы озёр.
формулируют основные задачи урока.
2.Процессуально-содержательныйэтапурока
Чтотакоеозеро
Посмотрите на фотографии разных объектов гидросферы. Выделите в них общее. Выделите существенные признаки, отличающие озеро от моря или реки.
Сформулируйте определение понятия
«Озеро».
Какие условия необходимы, чтобы образовалось озеро?
- Вода и углубление
Углубления, в которых находится вода озера, называются озерными котловинами.
Называют общее – это части гидросферы.
Находят различия: озеро расположено в замкнутом углублении, не является частью Мирового океана (не имеет непосредственного соединения с морем или океаном).
Выделяют видовое (ключевое) слово –
«водоём» и существенные признаки понятия: «природный», «замкнутое углубление». Составляют определение: озеро-это природный водоём, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности. Сравнивают и
устанавливают, что определения похожи.
На основе сравнения фотографий географических объектов (моря, реки, озёра) составляют определение понятия
«озеро»
2.Типыозёрпоколичествурастворённыхсолей.
Прочитайте текст задания № 1 в рабочей тетради (с. 52). Для его выполнения найдите в пункте «Что такое озеро» (с. 103 – 104 учебника) информацию о содержании солей в различных типах озёр.
Как вы думаете, в чём причина того, что озёра имеют разную солёность?
Читают текст задания и пункт § в учебнике. Вставляют пропущенные слова в определение и заполняют схему в рабочей тетради: выявляют, что в 1 л воды пресных озёр растворено менее 1 г солей, а в 1 л воды солоноватых озёр содержится от 1 до 25 г солей, а в 1 л солёных озёр содержится более 25 г солей.
Высказывают различные предположения (в том числе о зависимости солёности озёр от расположения их в том или ином поясе, от наличия вытекающих из них рек и количества впадающих в них рек)
Устанавливают причинно-следственные связи между солёностью озера и его географическим положением, наличием
вытекающих из него рек и количеством впадающих
в него рек.
Физкультминутка
Выполняют физкультминутку.
3. Происхождениеозёрныхкотловин
Давайте посмотрим как образуются озёрные котловины. Посмотрите слайды.
Просматривают слайды, слушают учителя
и формируют представление о происхождении озёрных котловин.
4.Значениеозёриихохрана.
1. Давайте подумаем в чём же заключается значение озёр.
Отвечают на вопросы
1. обеспечение водой населения и отрасли хозяйства;
2. Какие меры по охране озер нужно применять для решения экологических проблем?
Использование озёр как транспортных путей;
эстетическое наслаждение, для отдыха;
рыболовство Необходимо:
очищать промышленные и бытовые воды;
соблюдать правила транспортировки грузов;
соблюдать правила по ловле рыбы;
не загрязнять места отдыха;
Сажать деревья по берегам.
3.Этапзакрепелнияипервичнойпроверки
Первичнаяпроверказнаний
Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
Что называется озером?
На каком материке расположены одни из самых больших пресных озёр мира?
Назовите типы озёр по количеству растворённых в воде солей.
Назовите типы озёр по происхождению озёрной котловины.
В чём заключается значение озёр?
Какие озёра есть в нашей местности?
Устно отвечают на вопросы
Осуществляют самоконтроль
4.Объяснениедомашнегозадания
Д.з
§ 18 прочитать. ответить на вопросы 1-2. Подготовить сообщение об одном из озёр Сергиево-Посадского района, используя интернет-ресурсы и дополнительные