Этап усвоения новых знаний и способов действий Начинаем нашу работу. Как звучит первый пункт плана? (Что такое географическая оболочка) Как вы думаете о чем, здесь нужно говорить? (дети высказываются) Давайте составим вопросы, которые помогут нам рассказать о географической оболочки. (дети высказываются). Если возникли затруднения, воспользуйтесь текстом учебника, пункт 1. Слайд 3 И так, на какие вопросы нам нужно ответить? Вопросы: Что такое географическая оболочка? Из чего она состоит? Каковы границы? Принято! А сейчас работаем по рядам, каждый ряд находит ответ на вопрос, первый на 1, второй на 2 и т.д.. У вас 1 минута. Давайте проверим, что у нас получилось: Слайд.4 Первый ряд, дайте определение географической оболочки ( дети высказываются) (географическая оболочка – это особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера) Второй ряд – из чего состоит географическая оболочка? (дети высказываются) (Она состоит из газов атмосферы, жидких веществ гидросферы, твердых веществ литосферы, живого вещества биосферы) Третий ряд – каковы границы? (дети высказываются) (верхняя граница – «озоновый экран», нижняя – дно океанов, на суше – на глубине нескольких километров, где встречаются бактерии. Мощность – 30-40 км) Хорошо. А сейчас сделайте запись в рабочий лист. Давайте сделаем вывод о том, что такое географическая оболочка. (дети высказываются) Как звучит второй вопрос нашего плана? (формирование географической оболочки) Слайд 5. Работаем с рисунком 8.1 на странице 53, скажите, о чем он нам рассказывает? (об этапах формирования географической оболочки) Какие этапы выделяются? (добиогенный, биогенный, антропогенный) Какой был самым длительным? (добиогенный) В каком мы живем? (антропогенном) А сейчас заполним таблицу в рабочем листе, используя пункт 2, заполните таблицу: первый ряд работает с добиогенным этапом, второй ряд – биогенный, третий – антропогенный. У вас 2 минуты Давайте проверим, что у нас получилось:, пока один ряд отчитываемся, два других делают запись в рабочий лист Слайд 6. Этап | Время | События | Добиогенный | 4000 – 570 млн. лет назад | Сформировались материки и впадины океанов. Многоклеточные организмы | Биогенный | 570 млн. – 40 тысяч лет назад | Формирование современных водной и воздушных оболочек, «озонового экрана», почвы | Антропогенный | От 40 тысяч лет назад до нашего времени | Появился человек | И так, мы рассмотрели этапы формирования ГО, давайте сделаем вывод о том, что нового узнали. А вы можете перевести слово «антропогенный»? (дети высказываются) «Антропос» с греческого языка – «человек» Работаем с третьим вопросом. Как он звучит? (свойства ГО) Если мы посмотрим в рабочий лист, то, сколько там обозначено свойств? (три) А теперь воспользуйтесь пунктом три и назовите эти свойства (целостность, зональность, ритмичность) Опять работаем по рядам? Какое задание будет у каждого ряда? (дети высказываются) Принято. И так, вам нужно расшифровать каждое свойство оболочки . Делаем запись сразу в рабочий лист своего свойства. Эталон выполнения Слайд 7 Географическая оболочка    Ритмичность – повторяемость во времени природных процессов и явлений Зональность- изменение ГО по направлению от экватора к полюсам и с высотой Целостность – это изменение одной из сфер ГО приводит к изменению других сфер   Высотная поясность Широтная зональность Хорошо. Приведите примеры ритмов разной продолжительности (суточные: смена дня и ночи, фотосинтез и т.д. Годовые – смена сезонов года, смена муссонов и т.д.). В чем причина зональности? (неравномерное поступление тепла на Землю). В чем причина ритмичности? (вращение земли вокруг своей оси и Солнца) Слайд.8 У вас в рабочем листе есть три группы рисунков, определите, какие свойства ГО на них отражены?  Зональность Ритмичность   Целостность Молодцы! Слайд 9. И так, какую цель урока ставили? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? -Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены? -Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? Молодцы |